Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО
Анализ киноповести Александра Довженко«Украина в огне»



 

ПРАВДА, ОПАЛЕННАЯ ВОЙНОЙ

Среди четырех великолепных киноповестей Александра Довженко «Украина в огне» особая. Это трагический портрет нашего смертельно израненного и все же бессмертного народа.
История и післяісторія

Эту киноповесть о неописуемые страдания украинцев от фашистов в годы второй мировой войны и печальные «достижения» довоенного большевистского господства писатель начал писать в начале войны. Быстро написал, снял фильм, надеясь признания и благодарности. Но случилось наоборот: и фильм, и повесть были осуждены и запрещены. Фильм вообще не вышел на экраны (до сих пор единственный экземпляр его находится в архивах московского госфильмофонда), а повесть впервые опубликовали уже после смерти писателя. Почти за все фильмы (и за «Звенигора», и за «Землю», и за «Арсенал», и за «Щорса») кинорежиссера критиковали. Однако такого террора, такого тотального надругательства, как за «Украину в огне», он еще не испытывал. Достаточно сказать, что для рассмотрения киноповести 31 января 1944 года было созвано специальное заседание политбюро ВКП(б), на котором распинали Довженко.

Гениального режиссера кремлевский диктатор обвинял в ста смертных грехах, прежде всего-в ревизии ленинизма и политики Коммунистической партии. «Украину в огне» назвали ревизионистским, националистическим, антисоветским произведением, проявлением узкой национальной ограниченности автора, который на самом деле сказал горькую правду и о колхозную систему, и про Красную армию, и органы внутренних дел.

В своем произведении Довженко клеймил колхозный строй прежде всего не за то, что он привел некогда богатого украинского земледельца до крайнего предела нищеты и бесправия, а за то, что убил в людях достоинство и чувство национальной гордости. В докладе Сталина это названо «наглым глумлением с правды», а самого Довженко - «кулацким подголоском и откровенным националистом».

Словоблудие кровожадного кремлевского властелина поражало своим цинизмом, агрессивной демагогічністю и неслыханной грубостью: в завершение своего доклада генсек потребовал, чтобы «от него (Довженко) осталось только мокрое место».

Довженко не стал на колени, не молил прощения у Сталина нет на том заседании-судилище, ни позже. Где брал он силы для борьбы против сатанинской сталинской системы? У своего народа, в его, хоть ^изуродованной и окраденій, но живой и чистой души. В искреннем обращении к генсеку Довженко писал: «Товарищ Сталин, если бы вы были даже богом, я и тогда не поверил бы вам, что я националист, которого надо пятнать и надо держать в черном теле. Неужели любовь к своему народу есть национализм? Или национализм... в неумении художника сдержать слезы, когда народу больно?»

Послушаем самого Довженко и поймем, за что он был так тяжело наказан:

Написал я «Украину в огне» с огненным болью в сердце пылким страданием за Украину, находившуюся в немецких лапах, с болезненным сожалением и страхом за ее судьбу...

Кому же, как не мне, было сказать слово в защиту своего народа, когда такая большая угроза нависла над несчастной моей землей. Украину знает лише'той, кто был... на ее пожарах сегодня...

Моя повесть «Украина в огне» не понравившуюся Сталину, и' он ее запретил для печати и для постановления... Закрыта и заперта моя правда о народе и его беда. Значит, никому, значит она не нужна и ничто не нужно, кроме панегирика... Блюстители партийных добродетелей, чистоплюї и перевиконавці задач боятся, чтобы не взбаламутил я народ своими критическими высказываниями...

Сегодня годовщина моей смерти. 31 января І944 года меня было привезено в Кремль. Там меня было изрублено на куски, и окровавленные части моей души было разбросано на позор и поругание на всех сборищах. Все, что было злого, недоброго, мстительного, топтало и поганило меня. Я держался год и упал. Мое сердце не выдержало бремени лжи и зла. Я родился и жил для добра и любви. Меня убила ненависть крупных как раз в момент их малости...
Композиция

Сценарий киноповести состоит из 50-ти эпизодов-картин, а каждая из них - из определенного количества кинокадров., Это когда речь идет о кинопроизведение. А поскольку «Украина ^ в огне» по жанру еще и художественная повесть, целесообразно говорить о ее разделы, которым учитель вместе с одиннадцатиклассниками может дать названия, например:

В тихий летний день на Украине. Провожала мать сыновей на войну. «Горят ржи... Плач на всю Украину». Под ивой, край колодца, девушка стояла...

Образ Украины

Главным, сквозным в киноповести огромный, эпический образ Украины, сплюндрованої фашистами и большевиками. Эпитетами «кровавая», «попалена», «разбитая», «разрушена», «обездоленных в загравах пожаров» дан «портрет» нашей земли тех бурных лет. А вот ее предковічний портрет:

Светало. Зашел уже месяц, и звезды погасли давно... Бессмертные подсолнухи возвращали свои мрійні головы на восход солнца. Было тихо везде, пак тихо-тихо, и только далеко где-то гудело тяжелым радостным громом.

В тексте киноповести вы отыщете немало подобных описаний-пейзажей разной поры: утренней, полуденной, передвечорової, вечерней и ночной (и определите роль каждого из них). Вместе взятые, они воссоздают красоту Украины, ее необыкновенно богатую природу.

Но природа нашего отечества - это не только прекрасные пейзажи, а в первую очередь земля, настолько богатейшая (чернозем), что гитлеровцы вагонами вывозили ее в свой фатерлянд. Недаром Крауз-отец говорит своему сыну: «Эту землю можно есть. На! ешь!» Эта земля воспета в песнях и прославленная в произведениях художественной литературы. В киноповести землей клянется бывший полицай, перешел к партизанам: «Клянусь святой нашей родной землей! Вот чтобы я подавился ею, гляньте! - он начал есть землю, обливая ее слезами». Такой клятве можно верить. И Кристина Хуторная клянется командиру партизанского отряда святой своей землей.

А вот одно из описаний сплюндрованої фашистами Украины:

Высокое пламя гудело в самое небо, трещало, взрывалось глухими взрывами, и тогда большие соломенные пласты огня, словно души украинских разгневанных матерей, летали в темном дымном небе и гасли далеко в пустоте небес... Горело все... Все погибли... Не стало ни домов, ни садов, ни добрых ласковых людей. Одни только печи белели среди пепла... Некому было ни плакать, ни кричать, ни проклинать.

В который раз уже на протяжении своей истории Украина стала великой руиной.

Описаний пожаров и огня в киноповести много, и перед нашим «духовным зрением возникла вся Украина в огне, в множестві страданий и тяжких протирічивих трагедийных стыков. Большая несчастливая земля».

Образ Украины предстает не только в непосредственных описаниях, но и в лирических обращениях (которые иногда так напоминают авторские обращения в «Слове о полку Игореве»):

О, украинская земля, как укривавилась ты! Реки кровью поналивано, озера слезами и сожалением. Буераки и переправы трупом запалися...

Свет мой убогий! Где на тебе пролилось столько крови, как у нас на Украине? Где столько предсмертных криков, слез, отчаяния? Горе разлилось по недобитых вокзалах.

^ Конечно, Украина - это прежде всего украинцы. Какие они? По повести, трудолюбивы, изобретательны, терпеливы, певучие, мужественные, сентиментальные"?"! еще, к сожалению, более трьохсотлітнє иго имперской России ..и большевизма привило украинцам синдром рабства.

По коммунистической системы понятие «Украина», «Батькивщина» было заменено другим - «классовая борьба». «Обучали классам»,- говорит Павел Хуторный «Никто не стал им полезным из славных прадедов великих воинов, ибо не учили их истории»,- замечает автор.

«До чего народ испорчено,- удивляется полковник Крауз. - Все доносят...» И все же клеймо рабства на чистом теле украинцев - это еще не все тело. Эрнст Крауз, который изучал историю Украины, свидетельствует: «их. жизнеспособность! пренебрежение к смерти безграничны. Но у них (украинцев - 5. С.) нет государственного института... Они не изучают истории... У них от слова «нация» остался только прилагательное. У них нет вечных истин. Поэтому среди них так много предателей».

Украины нет без песни - широкой, как степь. Итак, песня - составляющая ее образа. Уже в первой главе повести семья Запорожцев тихо поет любимую Екатерину «Ой пойду я к роду гулять». То есть, песней и начинается повесть песней (той же) она и заканчивается. В песне «Все горы зеленеют, только одна гора черная» выливают «по степям, по горам, по долинам» свою тоску рабы, которых везут из Полтавщины в Германии. А две из них, Олеся и Христя, затянули другую - «Летела зозуля через мою хату». Над лагерем пленных тихим млечным реквиемом по застреленій полицаем Мотри Левчисі разносилась журлыва «Не вернемся, чайко, ты матушка наша». Народная песня сопровождает всю жизнь героев, населяющих Украину с огнем», она является выразителем их мыслей, чувств и мечтаний.
Шевченковские мотивы

Уже само название повести вызывает из памяти строки:

И не все равно мне,

Как Украину злые люди

Усыпят лукавые, и в огне

Ее, окраденую, разбудят.

Мотив «И не все равно мне» встречаем в произведении часто. В концлагере на пороге возможной смерти Лаврин Запорожец решительно сказал: «Зря, что я погибну, не страшно мне смерти. Слышишь? И страшно мне, когда подумаю, где же сгниют кости обманутых Гитлером!..»

Первая картина повести («В садике у чистой хижины, среди цветов, пчел, детворы... за столом в тихий летний день сидела семья Запорожца и тихо пела...») очень напоминает классическое Шевченково «Садок вишневый коло хаты... Хрущі над вишнями гудуть... Семья ужин... Поют девушки».

У Шевченко «Проходят дни, проходят ночи ...проходит лето...» и в Довженко - «Шли дни, шли ночи, прошло лето». У Шевченко «Земля плачет в кандалах» и в Довженко - «Стонала в печали земля».

Итак, шевченковские мотивы отчетливо прохватывают «Украину в огне». Образная идейная и поэтико-стилистическая общность показывают одинаковую патриотическую платформу обоих великих сынов нашей нации.
Женские образы

Все лучшее, что есть в украинском этносе, Довженко воплотил в величественных, прекрасных образах женщин. Заметим: все они трагические и все иллюстрируют и конкретизируют общий образ Украины. Это и хранительница рода - Татьяна Запорожчиха ее дочь Олеся, Кристина Хуторная, Мотря Левчиха и др.

Все женщины изображены автором с большой симпатией, и Олеся самая близкая его сердцу: видимо, это его идеал украинской девушки. Красивая и нарядная, неусыпное в работе И скромная, целомудренная и певучая. Олеся «пела так громко и так прекрасно, как не снилось ни одной артистке». Вообще она была «тонкой, одаренной натурой, тактичной, доброй, работящей и безупречно воспитанным честным родом». Большая патриотка своей нации, Олеся глубоко переживает всенародную беду - оккупацию. Потрясена нападением фашистов, прижав руки к груди, она чисто по-женски восклицает: «Ой Боже мой! Что же будет с нами?» С «нами» - это с родом, родным селом всей Украиной.. Считаем, что этот крик боли устами Олеси вырвался из груди всего украинского народа.

Есть в повести необыкновенно смелая сцена, не присущая украинской литературной и моральной традиции, когда Олеся, не желая быть погвалтованою кем-то из оккупантов, сознательно предлагает себя первому из наших воинов, отступают (им оказался Василий Кравчина). Надо быть большим мастером художественного слова и еще и незаурядным психологом, чтобы не сбиться в этой сцене на голую эротику или фальшивую сентиментальность. Описание ночи-встречи Олеси и Василия занимает более четыре страницы - и это едва ли не лучшие, найпоетичніші страницы повести. Первая ночь девственниц девушки и парня, в которую они перед Богом и собой стали мужчиной и женщиной, описанная в народном, песенном духе. По извечным законом природы и морали своего народа, стесняясь они отдались друг другу среди чистых полотенец и цветов. "Стугоніли их сердца с прислоненными к ним руками, они неумело целовались, плача от стыда и счастья, «Говори мне, Васылыку, красивые слова, говори»,~- попросила Олеся. И Василий говорил лучшие, которые знал, слова до самого рассвета - и «неумолимая неизбежность разлуки особым светом освещала их высокие чувства», была поэтическая клятва возлюбленного. Послушаем ее:

Я не забуду тебя, Олеся. Не забуду ни тебя, ни твоего дома, ни колодца под ивой. Какая бы ты не была, я вернусь к тебе. Пусть ты будешь больная и истерзанная врагом, пусть посивієш ты от горя и слез, и побелеет твоя коса, пусть ритимеш ты шанцы против меня... ты зостанешся для меня прекрасной, как и сейчас прекрасна ты. Если же в отчаянии ты проклинатимеш меня, простил я тебя заранее...» «Прощаю,- сказала Олеся,- только найди меня». - «Найду,- сказал Василий, прижимая ее к себе своими сильными руками. - Когда же так случится, что убьют меня или я взорвусь где-то на фугасах и розлечуся тряпками по полю... я все равно вернусь к тебе. Я памятником состояния из бронзы., там вот за окном... Ты, Олеся, открыла мне мир.

Много признаний в любви и в верности брака дала нам классическая и современная украинская литература, но такое мы услышали впервые.

Не случайно имя главной героини. Чрезвычайно сильные украинские женские характеры под таким же именем Олеся были в П. Кулиша, Б. Гринченко, А. Чайковского и других прозаиков и поэтов.

Все женские образы повести - трагедийные, а образ Христе Хутірної среди них - трагический, потому что ее публично в партизанском отряде судим за искренность и правду, за доброе слово про своего мужа, итальянского офицера. Она не совершила никакого преступления, а ее, порядочную женщину, обізвано найбруднішими. словами - «проститутка», «стелька», «офицерская шлюха», «шмара», «сука», «гадюка», «урод» и... «националистка». Когда ее вели на ужасное незаконное судилище, «она еле шла. Все ее молодое тело утратило свою силу и будто растаяло. Она словно падала с большой высоты на землю в страшной сознания, что парашют за спиной не растворился и уже теперь ей ни остановиться, ни крикнуть, ни позвать. Земля неумолимо тянула его к себе».

Одвертість Кристины сбивала прокурора с толку. На вопрос: «Где твоя национальная гордость, где твое человеческое достоинство? Где твоя девичья честь?» - на которые должны ответить ее судьи, Христя с достоинством говорит:

Я знаю, что не выйти мне отсюда живой... Так скажите мне хоть перед смертью, почему же этого нет у меня? А где же оно, люди добрые? Род же наш честный... Какая я шлюха? Мученица я. Слезами провожала вас, слезами и встречаю. Почему я выросла не гордая, не достойна и не достойна? Почему в нашем районе вы мерили наши добродетели на трудодень и на центнеры свекольные? Националистка я? Какая там?

Я не признала вас за своего судью: я помню вас. Вы прошмыгнули через наше село. Я наливала вам воду в радиатор, а вы ругались так громко и противно. Я плакала тогда и, плача, спросила вас, будут фашисты в нашем селе: может, я сбежала? Помните, что вы мне сказали? Вы назвали мой вопрос провокационным. Вот я и осталась под немцем, шлюха и стерва. Вот вы чистые, а я нет. Вот вы презираєте меня, угрожая смертью. А я хочу умереть, хочу! Чем вы можете наказать меня?

Так с подсудимой Христя стала обвинувачувачем своего судьи и силой народной правды приговорила его к вечному позору как человека несправедливое, грубое и глубоко безнравственную, как прокурора оккупационного режима.

Олеся и Христя-два основные компоненты образа Украины: первая - ее п о э т и ч н а д у ш а, а вторая - ее т р а г и ч н а судьба.

Выразительность и эмоциональность образов девушек усиливает материнское слово-плач. «Доченька моя, до последнего своего вздоха буду я молиться вечерними зорями и ранешніми, чтобы обошло тебя горе злое и лихая надругательство. Чтобы тебе хватило силенок в неволе, чтобы не покинула тебя надежда, голубушка моя...» - тосковала Татьяна Запорожчиха, прижимая к себе дочь в последний раз перед отъездом на принудительные работы в Германию.

Читаешь это волнительно материнское напутствие, что так трогает сердце, и слышатся тебе с седой, тысячелетней давности древние наши украинские плачи: от плача Ярославны до современных «плачей» Оксаны Лятуринской и Тодося Осьмачки.
Запорожцы

Женскими персонажами образ Украины не завершен: он продлен и в мужской линии. Красота и нежность Украины воспетая в образах девушек и матерей. А силу и мужество украинского народа автор воплотил в мужских образах, главным образом, одной семьи Запорожцев - Лаврина, главы рода, и пять его сыновей: Романа (офицер), Ивана (воин), Савки (черноморец), Григория (агроном) и Трофима (земледелец).

Запорожцы - люди трудолюбивые, веселые и гордые. Когда Сеньке во время налета немецких самолетов советуют падать, он словно нехотя отвечает: «А чего бы я падал? Идем на войну и будем от первой бомбы падать?» Так на переправах и в боях погибали лучшие из лучших потомков запорожских казаков. Поэтому персонифицированная в киноповести Разлука жалобно причитала более путями: «Ой, деточки, мои деточки...»

Автор недаром выделяет образ Лаврина Запорожца, впитавший традиции Казачества и передал своим сыновьям-козарлюгам. Выдан полицаем, схвачен и замученными фашистами, Лаврентий не теряет мужества, с большим достоинством разговаривает с палачом. Силу он черпает в ненависти к оккупантам. Вот диалог между палачом и ним:

- Ты страдаешь?

- Нет.

- Почему?

- Я тебя ненавижу.

Как Антей борется Лаврин на колючей проволоке с начальником полиции и неоружний побеждает вооруженного. «Они били друг друга тяжелыми ржавыми обломками своей тяжелой истории». Верность победила измену, потому что «встрепенулась у Запорожца жажда жизни. Из широких украинских степей, из оврагов и темных байраков повеяло на него смалятиною истории. Страсть борьбы и мести, вся воля, весь ум вспыхнули в нем с такой страшной силой, что он в одно мгновение, будто возвівся в какой-то крайняя степень... и випроставсь - весь в крови, горячий и вдохновлен».

Лаврентий был человеком казацкого закалки: не только сам выиграл битву за свою жизнь, но и зажег жаждой свободы других в концлагере: «Поднимайтесь, кто силен и дюж! Кто жить хочет, вилізай из могил!.. Ни шагу назад! Вперед!» И произошло чудо: «Такого еще не видел ни украинский луна, ни звезды. Запорожец один уничтожил половину вражеских автоматчиков... Он выводил людей на волю».

Написано это в духе лучших традиций нашего народного эпоса, исторических песен и дум. Читаешь страницы, посвященные Лаврінові Запорожцу,- и перед тобой растет и растет могучая фигура к величию Байды, Сера, Наливайко, Богуна...

Есть еще в киноповести персонаж тоже казацкого рода, но на имя Кравчина. Это тот, уже упоминавшийся нами образ, который должен быть центральным героем невыполнимого Довженко эпического произведения «Золотые ворота». ^Василий поражает читателя величием физической и духовной. Спокойный и рассудительный по натуре, он показывает пример стойкости и героизма в боях. Кравчина наделен умом полководца. Это, собственно, он выиграл решающую битву с фашистами. И в личной жизни - это воплощение верности, духовной чистоты.

Не до шуток, когда твоя земля горит-горит и летит в пропасть. И все же одну из определяющих черт характера украинцев - умение посмеяться над собой и другими - не способна преодолеть даже война. Больше всего в повести шутит разведчик Мина Товченик. У геста півському застінку на грозный вопрос: «Где партизан Запорожец?» - отвечает: «Где куст, там и Запорожец, где лес, там и тысяча». И не только шутит, но и действует с юмором. Пойман и приведен в сам штаб, он сумел залезть на печь и оттуда все выслушивать. Во время переполоха Мина мог убежать, но взял да и вернулся опять на печь, потому что, мол, еще не все выведал. Мина шутит даже под виселицей, всячески обзывает немцев и даже поет их гимн. Смехота да и только. Когда же в село ворвались партизаны, Мина «сняв петлю, начал по-хозяйски складывать веревку».

Так в образах Запорожцев, Кравчини, Товченика, Бесараба заново ожила в нашей литературе славная казацкая удаль.

С образами мужчин естественно связанные батальные картины, их в киноповести немало. Это битвы между гитлеровцами и красноармейцами и боевые освободительно-карательные акции партизан. Все они написаны с большим знанием стратегии и тактики ведения боя. В Довженко свой стиль описания баталии. Вот лишь один пример:

Огонь... Огонь... Огонь. Танки репались и переворачивались и горели, как на страшном суде. Горело железо, горела сталь. Бешеный огонь гнева и пристрастия битвы оказывал бойцам такой исполинской силы, что тяжелые пушки вертілися у них в руках, как игрушки.

Летали стаи испуганных, обезумевших птиц. Лисы дрожали в норах... Волки в кустах, наевшись человеческого мяса, приходились черевами к земле. От ужаса у них отнялись ноги и закарлючились хвосты под животами. Они ползали, не смея даже выть, и щелкали зубами. Волчицы плакали.

Страшен был мир в бою. Одна только человек мог вытерпеть бой. Здесь боролось бессмертие со смертью. Все воздуха пришло в неистовое движение, вся атмосфера ревела, взрывалась, крякала и гремела тысячами громов. Воздух горел. На бойцах загорались рубашки. Пылали спины у людей. Семь раз сходились в драке с противником.

Украина была в фантасмагорической адской круговерти войны. Она пылала в огне.
Лиманчук и «иже с ним»

Пролистайте тысячи страниц советской литературы о войне и убедитесь, что только Довженко посмел сказать правду о советскую партноменклатуру, в частности о командный состав органов прокуратуры, КГБ, УВД. Олицетворением этих ужасающих темных сил во всей их антинародной уродливой сути предстает образ председателя райисполкома, а затем прокурора - Лиманчу-ка. «Он был большим любителем различных секретных бумаг, секретных дел, секретных инструкций, поста-и нов... Он засекретил ними свое глубокое безразличие к человеку... Ему ни разу не приходило в голову, что... единственное, что он засекречивал, это была его засекречена глупость».

Будучи прокурором партизанского отряда (или вообще такая должность нужна в отряде?), он показал себя бездушной, жестокой и вообще аморальным существом. Подумать только: узнав о захвате Христе Хутірної, он страшно обрадовался», а взглянув на нее, «сразу же раскусил ее всю, он увидел в ее глазах зловещее пламя ненависти к советской власти... и темную враждебность к себе».

Такой же никчемной морали и жалкого духа разная тыловая мелюзга, в частности воєнторгівці, души которых «маленькие, карманные, портативные, совсем не приспособлены к большому горю». Такой же эмоционально глухой толстопуз руководящий коммунист: в его машине, видите, лежат секретные вещи и он не подвез раненого Ивана.

Вот такие бессердечные двуногие существа решали судьбы людей, а в целом составленный из них руководящий аппарат большевистской власти решал судьбу всего нашего народа более 70 лет.
Вражья сила

Свое осуждение фашизма, противозаконной ; аморальной сути оккупации раскрыто, главным образом, на образах офицеров Эрнста и Людвига Краузів, отца и сына. Это те из миллионов пришельцев, что принесли на украинскую землю страшное горе. Старого Крауза Довженко называет «волком с жестокой изобретательностью в расправах с врагами империи», а сына его - «гитлеровским расовым псом последней формации, жестокий, лихим" мерзавцем, героем виселиц, массовых палійств и изнасилованиям».

Чтобы вызвать у читателей чувства ненависти к носители с коричневой чумы, писатель показывает обоих Краузів в «работе»: они лично расстреливают невинных людей, на допросах забдають им страшных пыток. Это садисты, руки которых по локти в крови их Жертв. Вот такие негодяи и изверги четыре года надругались над нашей Украиной. Клали целые семьи на пол в ряд и стреляли, поджигая дома. Вешали, хохоча, носились за женщинами, однімали детей в них и бросали в огонь. Женщины, чтобы не жить ... прыгали с отчаяния в огонь вслед за детьми и сгорали в пламени страшного немецкого суда».
Отношение к эвакуации

Оккупация обусловливает, порождает другое явление - эвакуацию. Отношение Довженко к ней осуждение. Рвать то, что «привязано тысячелетними узами», является неестественным, оставлять землю на растерзание врагу - преступное. «Беглецами» писатель называет тех, которые с чемоданами на машинах бросились туда, где спокойно жить. Это морально слабые люди, поэтому «страх наполнял их души и скрытое зло, и молчаливое отчаяние. И по интеллекту это в основном рухлядь: они не понимают, как много значит для крестьянина земля, дом, могилы дедов и прадедов, они ошибочно считают, что крестьяне «ждут немцев». В плюгавих сердцах этих никчемных беглецов рождается мстиве чувство кровавой мести: «Мы еще вернемся!» Мол, мы развеем вас, украинцев, в тюрьмах, концлагерях, поселениях. Так оно потом и произошло, о чем Довженко пророчески писал в своем дневнике еще в 1942 году. Крестьяне презирают беглецов, которых автомашины везли «без конца и края», и желают им «катиться бубоном». Одним из таких беглецов был и Лиманчук.
Средства выразительности

В художественном фильме образ создается многими кінокомпонентами, среди которых, как и в драматическом произведении, самые главные - мизансцена, игра актера, его мимика, жесты, сцены второго плана, пейзажи, интерьер, изделия прикладного искусства и т.д. Большинство из перечисленного есть и в киносценарии.

В поэтической стилистике сценария видное место принадлежит кінометафорі, персонификации и аллегории. Вот несколько примеров: «Степи гневом утоптано и проклятием, и тоской и сожалением», «на второй день затосковала вся улица», «плакал вагон». И сам заголовок произведения является кінометафорою - «Украина в огне».

Один из давновідомих киносредств есть сон или видение. В 35-м разделе приведено описание операции тяжело раненого Василия Кравчини, который трижды прерывается видениями. То его вытаскивают из горящего танка через люк, то он руководит танковой атакой, то на снегу перед танком строчит по фріцах, то падает взорван взрывом вражеской гранаты. Описание этих видений выполняет роль ретардації (торможения) действия для более глубокого ее осмысления.

Несколько иную роль выполняет сон, что приснился фон Краузу - как его поймали партизаны и как тяжело наказали за все содеянное им. Роль этого сна - предсказания событий, которые скоро наступят.

В киноповести больше, чем в обычном эпическом произведении, роль подтекста - он усиливает психологизм повести. Так, вместо длительного диалога между Лаврином Запорожцем и Максимом Забродою, в котором было бы передано все напряжение их взаимной ненависти, автор дает одну-единственную фразу: «они расстреливали друг друга глазами». Этим все сказано.
Общие выводы

1. Содержание изображенного в киноповести - это ужас войны, о который «не забудут и потомки в веках», ибо это такое горе, такое надругательство над украинским народом, которая «лежит за пределами возмущения и отчаяния». Сразу возникает вопрос, можно ли залечить такие раны? Можно, потому что народ, который «привык тысячелетиями до посева, до життетворення во всем», бессмертный. И свидетельств этому такой эпизод: «Не догорели еще пожары, а люди бросились уже к работе. Уже копались в огородах... доставали из узелков семена и с пристрастием сажали в землю».

2. В киноповести пророчески предусмотрено ренессанс израненной Украины. Хотя «национальная гордость не сверкала в наших книгах классовой борьбы», но она «засияет, и да воссияет на весь добрый человеческий мир, что осліпнуть от зависти все...» Это пророчество осуществляется на наших глазах.

3. Своей киноповести Александр Довженко защитил свою нацию от разных наветов со стороны великодержавных российских шовинистов.

4. В киноповести создано бессмертную галерею образов, особенно Лаврина Запорожца, Олеси, Кравчини, Христе, которые уже стали украшением классической украинской литературы середины и начала второй половины XX века.

5. Благодаря оригинальной композиции, динамике в развитии действия, неповторимой кінометафоричності и стилистике/, высочайшего эстетического класса «Украина в огне» стала шедевром мировой кинодраматургии.