Статья
Формирование публицистического мышления старшеклассников в системе внеклассных мероприятий
И. Горячек,
аспирант Каменец-Подольского педагогического университета
Для более глубокого усвоения образцов публицистики, более полного осуществления воспитательных задач, закрепление умений и навыков литературного образования нужно классные занятия дополнить внеклассной работой, которая решает те же вопросы, которые ставятся на уроках. Система внеклассных учебных и учебно-воспитательных мероприятий, которые при условии их оптимальной организации, методической совершенства способны существенно улучшить процесс формирования у учащихся старших классов публицистического мышления, имеет большое образовательно-воспитательное воздействие на них активизирует их мысли, творческую деятельность.
И вообще, внеклассная работа - важная составляющая часть учебно-воспитательного процесса. ей придавали большого значения известные методисты В. И. Водовозов, В. П. Острогорський, Ц. Н. Банталон, В. В. Голубков, Т. Ф. Бугайко, отмечая большие возможности заложены во внеклассной работе. Так, В. П. Острогорський обосновал и ввел в практику широкую систему разнообразных форм и методов внеклассной работы по литературе. Он разработал методику руководства внеклассным чтением, проведения литературных бесед, организации и проведения экскурсий в музее, работы литературных кружков [3;162]. Обращая внимание на внеклассную работу, М. И. Пирогов в ряде своих статей проводил мысль о необходимости привития учащимся навыков самостоятельной работы. М. О. Рыбникова рекомендовала охватывать внеклассной работой как можно больше учеников, не только одаренных, но и тех, которые проявляют глубокий интерес к литературе и искусству [3;162].
Внеклассная работа с привлечением публицистических произведений поможет решить целый ряд задач:
- обогащение, расширение и совершенствование знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках, факультативах во время изучения публицистики и других жанров литературы;
- воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности, познавательных интересов, творческих способностей;
- формирование у старшеклассников чувства национального сознания, достоинства, гуманности, толерантности.
Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-педагогических особенностей усвоения знаний и возрастных возможностей учащихся. По мнению Станислава Карамана, «планируя внеклассную работу определенного класса, учитель учитывает те знания и навыки, что их получили учащиеся на уроках и во внеурочное время в предыдущих классах, степень подготовленности учащихся к занятиям, наличие интереса»[ 2;46].
Общая методика формирования публицистического мышления юношей и девушек основывается на следующих принципах:
а) пополнении знаний учащихся о публицистике;
б) наполнении познавательной деятельности гуманистическим содержанием;
в) выборе оптимального соотношения методов и форм внеклассной работы в соответствии с цели и задачи формирования публицистического мышления.
Эффективными инновационными методами воспитания учащихся и передачи им знаний об особенностях публицистического мышления, которые характеризуют одновременно возрастание степени самостоятельности и активности восприятия школьниками жизненных реалий, есть такие методы, как информационный, поисковый, дискуссионный и метод взаимного образования [1;15]. Согласно этого предлагаем использовать такие формы организации внеклассной работы по формированию публицистического мышления:
- конференции, диспуты и дискуссии;
- заседание круглого стола, встречи с известными людьми;
- кружок «Юный журналист»;
- литературные вечера;
- издание тематических газет, стенгазет, проведение радиопередач;
- упорядочение выставок и прочее.
Эти виды работ требуют от учащихся применения исследовательских приемов, которые пробуждают интерес к обучению, самостоятельной мысли. Овладение ими в масштабах целого класса осуществляется через отбор материала и в процессе самой работы с образцами публицистики. Иногда такой способ является более производительным, чем изучение публицистических произведений в рамках урока, когда вырабатывается совместный план, добираются коллективно цитаты, предлагается произведение на единую тему с обсуждением эпиграфа, вступления и выводов, что неизбежно приводит к идентичных работ, аннулирует самостоятельность и творческую активность школьников. В таком случае, готовясь к диспуту или конференции, ученики все время работают самостоятельно, привыкают к саморецензування, учатся исправлять собственные недостатки в работе. Подготовка к таких мероприятий проводится под контролем вчителя. их можно организовывать совместно с учителем истории, зарубежной литературы.
Литературный кружок - важная и эффективная форма групповой внеклассной работы, преимущество которой в том, что занятия проводятся систематически, по определенному плану, при постоянном составе учащихся. Предлагаем вашему вниманию ориентировочный план работы кружка «Юный журналист» для учащихся 10-11 классов, (див.с.21)
Конференции на публицистическую тематику проводятся один или два раза в год. Цель их - популяризировать важные материалы из публицистики перед широкой аудиторией. Целесообразно на такое мероприятие пригласить учащихся других классов, родителей, писателей-публицистов. Положительный результат имела бы такая конференция, организованная совместно со студентами педучилища или педуниверситета. Во время конференции учитель внимательно следит за ее ходом, направляет дискуссионные мнения и обязательно делает обобщения и выводы.
Проведение литературных вечеров практикуется с разной целью - празднование знаменательных дат, для подведения итогов работы кружка, как воспитательный массовое мероприятие из важных литературоведческих проблем и прочее. Литературный вечер на публицистическую тематику принадлежит к такому типу внеклассных мероприятий, что определяет его основное содержание и идейно-эстетическую направленность, то есть вечер, построенный на материале определенного литературного жанра. Поэтому предложенные темы скажут сами за себя: «Публицисты - полномочные представители истины»; «Эссе-размышление о назначении Украины в мире».
Несмотря на многочисленные острые нынешние проблемы, предлагаем сосредоточить внимание на освещении таких, например, темы: национально-языковая проблема, экология, духовность человека, молодежные проблемы, ведь публицистика оперативно реагирует на все достижения и проблемы общественной жизни.
Готовясь к мероприятию, который посвящен одной личности празднования знаменательной даты писателя и т.п.) тоже стоит выделить публицистическое наследие, ведь писательская публицистика в XX веке стала неотъемлемой составляющей наследия ведущих национальных писателей Украины: Олеся Гончара, Николая Хвылевого и Александра Довженко, Уласа Самчука и Ивана Багряного, Дмитрия Павлычко и Юрия Мушкетика, Романа Иваничука и Павла Загребельного. Такой вечер способствует формированию нравственных качеств гражданина Украины, приучает к самостоятельности, развивает инициативу, настойчивость, воспитывает любовь к литературе как искусству слова.
Предлагаем материал для литературного вечера с использованием образцов публицистики «Олесь Гончар - светоч нашей нации». В празднично убранном помещении оформлена совместно с библиотекой выставка публицистических произведений, обрамленный украинским рушником портрет известного художника. Рассказы учеников сопровождаются художественным чтением, музыкой, демонстрацией фотографий, иллюстраций.
Можно начать это мероприятие такими кружка, строками, которые выразительно читают ведущие:
1. Публицистика - это обнаженный нерв литературы, ее самый мобильный жанр, эта кардиограмма общественных настроений - вышла на авансцену духовной жизни народа, поведала стране о самые болезненные проблемы нашего прошлого, современного и будущего.
2. Публицисты выступают своеобразными полномочными представителями истины, их боевой жанр - это не только форма литературы, но и форма борьбы.
1. Таким полномочным представителем истины украинского народа был Олесь Гончар, который остро чувствовал современность, ее наболевшие проблемы, верил в высокие человеческие идеалы, почитал историю родного края, беззаветно любил Украину. О. Гончара в Украине знают почти все. Он является автором многих замечательных художественных произведений, которые очаровывают глубиной содержания и совершенством языковой формы. Богатым и жанрово разнообразным предстает задел одного из крупнейших прозаиков второй половины XX века, творчество которого стало знаковым явлением в национальной литературе, его животворный поле действует и сегодня, спустя годы после смерти художника, достигая в новое тысячелетие. Перу О.Гончара относятся и публицистические книги «О нашем писательстве», «Писательские размышления», «Чем живем», а еще множество статей, очерков, выступлений, докладов, речей.
2. Книга «Чем живем», полна боли и сожаления множество негативного в нашей жизни. В ней находим рассказы о литературе, ее деятелей и вообще о людях. Писатель чутко реагирует на изменения в обществе, в Украине, страстно выступает за независимую Украину, объясняет, почему так обнищали души наших людей, почему наши люди нередко равнодушно относятся к украинской государственности, прошлого и современного Украины, почему они так безжалостно уничтожают природу, загрязняют ее. Писатель призывает всех к труду и согласия, добра и гармонии. В этой книге помещен ряд статей на актуальные темы: «Писать правду», «Культура и суверенитет», «Подвиг Каменщика», «Гоголь и Украина», «Единство - превыше всего», «тридцать третий».
На вечере могут прозвучать фрагменты статей, выступлений известного писателя-публициста, который не мог держаться в стороне от животрепещущих проблем своего времени и принадлежал к когорте тех, кто приближал настоящее, кого при жизни называли совестью нации, с чьими словами и мыслями сверяли свои поступки миллионы соотечественников, в частности:
«Мысль о национальном суверенитете зародилась не вчера, она - как вечный боль, как вечная мечта - пришла к нам вместе с гневом, с Шевченковским болью, она выстраданная веками, в ней живут подвиги многих поколений...»
Заметки с X съезда писателей Украины
«Кое-кто считает, что на нынешнюю ситуацию в Украине надо смотреть из львовского Высокого замка, другой предпочитает взглянуть на Украину с высоты донецкого террикона... Видимо, надо смотреть и оттуда, и оттуда. А лучше же, видимо, будет всем нам взглянуть на родные горизонты с высоты каневской Тарасовой горы, потому что это же оттуда несется к нам бессмертное слово его «Молитвы»:
И всем нам вместе на земле
Единомыслие подай
И братолюбіє пошли...»
Созывает иметь...Слово накануне Всемирного форума украинцев
«Украинское слово! Сколько облаков обступало это слово, сколько раз предательство и отступничество зловеще каркали над ним - и во времена Нечуєві, и в новейшие времена, совсем недавние...на протяжении веков, отбирая по словечку, по зернышку, гений народа создал и передал нам в наследство, в вечное пользование необъятное, роскошное в своей красоте и блеске ума лингвистическое богатство: имейте, гордитесь, не будьте немы. А тем временем какой-нибудь поражен вирусом карьеризма придурок или дремучий самоуверенный догматик, даже не подозревая о таком и ему же доступное языковое богатство своего народа, идет на трибуну с порохнявою казенных банальностей или с телеэкрана просвещает нас, грешных, своим убогим шельменківським суржике». Меняются времена - Нечуй остается
Ведя разговор по конкретной проблемой, мы не должны забывать об особенностях формы публицистики как жанра. Цитируемые, а также другие материалы, которые будут использованы, позволяют раскрыть художественность (поскольку авторы этого жанра часто используют приемы контраста, яркие, неожиданные метафоры, сравнения, благодаря чему они четко проявляют свою гражданскую позицию), которая свойственная публицистике, выявить термины, научные примеры, что способствует обогащению лексики школьников, формированию публицистического мышления.
Важной формой внеурочной работы в школе является выпуск стенной литературной прессы, подготовка радиопередачи на публицистическую тему с помощью учителя-словесника, который подскажет, какую дополнительную литературу можно использовать, направит материал в правильное русло. Эти мероприятия, проведенные содержательно и организованно, разнообразят позаурочне изучение публицистики в общеобразовательной школе, вооружают школьников умениями и навыками литературного образования. Такие виды внеклассной работы проводятся членами кружка систематически. Подаем образец радиопередачи продолжительностью 7-10 минут:
1 ученик. Как я понимаю слово публицистика? Для чего она вообще нужна? Возможно, эти вопросы не раз задавали себе старшеклассники, изучая литературу, историю нашего народа, и каждый давал свой ответ.
2 ученик. А знаете ли вы, что слово «публицистика» происходит от латинского, что в переводе означает общественный, народный. Это отрасль литературы, освещающая актуальные общественно-общественные взгляды, вопросы политики, философии, морали. Одним из первых в украинском языке это слово начинал употреблять Иван Франко.
1 ученик. А знаете ли вы, что истоки украинской публицистики зреют еще в древней полемической литературе, в «Слове о законе и благодати» Илариона? С тех времен и до наших дней публицистичность является своего рода «альфой и омегой» писательства. Она пронизывает творчество украинских писателей Т. Шевченко, И. Франко, Леси Украинки, В. Винниченко. Публицистика всегда занимала особое место в духовной жизни Украины, и это объяснялось исторической судьбой и своеобразной ментальностью народа.
2 ученик. XX века породило таких гигантов публицистики, как О. Довженко, А. Гончар, И. Багряный, М. Волновой и много других. Благодаря публицистике началось восстановление исторической правды, был дан толчок национальному, духовному возрождению государства.
1 ученик. И сегодня в единую мощную силу сливаются голоса разных по партийно-политическими взглядами, жизненным и литературным опытом политиков, писателей и журналистов - И. Драча, Б. Олейника, Д. Павлычко, В. Яворивского, М. Жулинского.
2 ученик. Публицистика и литература, публицистика и жизнь - эти понятия совместимы, тождественны. Наша жизнь диктует нам потребности, цели, проблемы, а мы должны их решать, преодолевать. И в этом нам будет помогать публицистика.
Следовательно, предложенные нами материалы по внеклассной работе с публицистики не ограничивают пространства для воображения, фантазии учителей-словесников по разработке новых педагогических технологий. Ведь хорошо поставленная, интересная внеклассная работа дает плодотворные результаты тогда, когда она органически сопряжена с работой в классе, когда учитель использует изученное на уроке, опирается на него. Это, в свою очередь, стимулирует повышение интереса к изучению произведений, дополняет их материалом из жизни [3;168].
Литература
1. И. Гамрецкий. Формирование культуры публицистического вещания у учащихся общеобразовательной школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - К.,2000-18с.
2. С. Караман. Внеклассная работа с украинского языка//Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2004. - №9. - с.46
3. Научные основы методики литературы. Учебно-методическое пособие/под редакцией Н. И. Волошиной. - К.: Ленвіт,
2002. - 344с.
|
|