Статья
Методическое обеспечение эмоционального восприятия художественных произведений учащимися основной школы
С. Кондратюк,
аспирантка
Киев
На современном этапе национального духовного возрождения нашего независимого Украинского государства все большее значение приобретает проблема развития продуктивного образования - процесса индивидуальной самореализации человека. Сбываются пророческие слова Софии Русовой о том, что «новая школа кладет за главную цель - пробудить, дать оказаться самостоятельным творческим силам ребенка. ..»[1].
Современное общество испытывает потребность в духовно и интеллектуально развитой молодежи. От этого зависит не только дальнейшее развитие нашего государства, но и само ее существование. Сегодня ученик становится не объектом обучения, а его субъектом, а сам учебный процесс направляется на отдельную личность, учитывая ее желания, умения, творческие возможности, эмоциональность. Именно эмоции - переживание человеком своего отношения к тому, что она делает или познает, к другим людям, к самой себе и является движущей силой деятельности человека. Наукой доказано, что без них не происходит ни один физиологический процесс. Они побуждают человека к действиям, помогают ей преодолеть препятствия в учебе, работе, творчестве, определяют поведение, постановку тех или иных жизненных целей.
Большое значение имеют эмоции в учебной деятельности. Эмоционально взволнованный рассказ учителя или эмоционально насыщенный материал поднимает настроение детей, а в этом состоянии восприятие обостренное. На скучном и нецікавому уроке материал воспринимается плохо.
На уроке литературы воспитываем понимание учащимися добра, красоты, высокого творчества. Художественная литература способствует воспитанию личности и гармонизирует его отношения с обществом. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью - так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых она привлекается. Это важно потому, что главный источник всех нравственных невзгод, всех отклонений в поведении - это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к жизни, что их окружает, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, - тогда им все становится ни к чему» [2].
Разве может быть урок литературы не эмоциональным?
Процесс восприятия художественного произведения - явление сложное, абсолютно индивидуальное, требует развитого эмоционального чутья, мобилизации жизненного и читательского опыта умение чувствовать, сопереживать. Каждая личность имеет разную динамичность, эмоциональную развитость. Простая практика свидетельствует: одни воспринимают глубинную сущность художественного произведения, другие - его поверхность, и тогда духовные заветы приходят к ним в виде обедненной. Этим вызвана необходимость формировать у учащихся способность эмоционального восприятия художественного произведения. Именно благодаря ей высокие духовные ценности, воплощенные в произведениях родной и мировой литературы, станут достоянием учеников, а не пройдут мимо них.
Проблеме формирования художественного восприятия учащихся посвятили свои работы известные методисты, педагоги и психологи: Т. Ф. Бугайко, О. И. Синица, Н. Д. Молдавская, И. А. Зязюн и много других. Восприятие прочитанного, его глубина, эмоциональность ими рассматривается как показатель духовной зрелости ученика. Во многих работах говорится о взаимосвязи и взаимовлиянии литературно-художественного восприятия и развития личности, а это означает и развитие и воспитание эмоций.
В структуре художественного восприятия выделяют читательские эмоции, воображение, осмысление содержания и формы произведения [3]. Эмоции, сопереживание тесно связаны с конкретизацией литературных образов; существует и обратная связь воображения и эмоций, тесно связаны с конкретными образами, которые оживают в сознании читателя. В этом заключается особенность воздействия художественного произведения на человека, что обусловлено его образной природой, особенностями художественного языка и т.д.
Содержание, которое передается в образной форме, будит воображение, а воображение - чувства; эмоциональное содержание, которое воспринимается в единстве с формой, развивает творческие силы, мнению, чувственный мир человека, личность в целом. Недаром говорят, что познание открывается эмоциональным ключом и не бывает ничего в сознании, что сначала не было бы в чувствах человека, потому что без человеческих эмоций нет поиска истины.
Как же сделать процесс изучения художественного произведения не только интересным, но и захватывающим, как превратить его в час эстетического наслаждения, волнующее путешествие в неведомые миры, в тайны человеческого сердца? Какими методами и приемами лучше воспользоваться в своей работе?
В арсенале словесника есть много методов и средств, чтобы уроки изучения произведения стали непринужденным общением учащихся с прекрасным, привлекали их к высоких, сильных и ярких эмоций. На первом месте, конечно, является слово. Без хорошего, грамотного языкового окружения любые усилия преподавателя нивелируются. Поэтому работу над каждым художественным произведением нужно тщательно планировать, учитывая все этапы его изучения, которые тесно связаны между собой: подготовка к восприятию произведения, чтения, анализ, итоговое занятие.
На вступительных занятиях, скажем, очень важно пробудить интерес, желание прочитать и осмыслить произведение, вызвать нужное настроение. Для этого применяются различные методы, приемы, формы, средства работы: рассказ, объяснение или лекция, беседа, доклад, реферат, чтение отрывков из монографий, статей, воспоминаний, автобиографий, демонстрации различных образцов наглядности, проведение экскурсий в природу, на предприятие, местами боевой славы. Целесообразным является использование новых образовательных технологий: «мозговой штурм», кооперативное обучение и т.п. [4]. Интересным является использование в вводной части эпиграфа. Это чаще всего отрывок из стихотворения, молитвы, крылатое выражение или высказывание выдающегося человека, что отражает сущность проблемы, освещенной в произведении. Например:
Боже милосердный, дай мне мудрости,
чтобы творить только добро и уберечься от зла.
(Молитва)
Этот эпиграф можно использовать до многих произведений. После прочтения эпиграфа является целесообразным проведение беседы:
- Какие ассоциации вызвали эти строки у вас?
- Подберите синонимы к словам добро, мудрость, зло?
- Какими цветами изобразили бы вы эти слова на рисунке?
Такие формы работы учат уметь обобщать и выделять главное. Нужно учитывать индивидуальные возможности учащихся, преимущества различных видов восприятия: акценты на зрительное, аудіальне, кінестетичне. А потому перед одним уроком стоит дать прослушать отрывок музыкального произведения, перед другим - осмотреть иллюстративный материал; на основе их изобразить свое эмоциональное состояние, подобрать из словаря эмоциональных терминов слова, с помощью которых учащиеся смогут описать свое состояние. Так же можно обрабатывать опережающими вопросами название произведения и даже на этапе первого ознакомления с произведением содержательную направленность. То есть проводить предварительное эмоциональный настрой учащихся. Например, знакомясь с поэмой М. Вороного «Евшан-зелье», хорошо было бы дать возможность ученикам подержать букетики полыни, понюхать их, осмотреть картины степи в разные времена года, прослушать песню в исполнении Т. Повалий «Мама..» на слова Б. Олейника. После этого обязательно выяснить: какие чувства возникли у детей, какое настроение овладел ими, почему? Подвести небольшой итог, говоря о том, что речь будет идти о сокровеннейшие чувства, глубокие, те, которые идут от матери, от родной земли, от Родины. Целесообразно было бы проанализировать этимологию слова «Родина». Обязательной должна быть опережающая словарная работа, в ходе чтения произведения, а перед этим, ведь во время чтения она будет мешать его целостному восприятию.
От того, как будет воспринят учениками произведение во время чтения, какой интерес он вызовет, какие эмоции вызовет, зависит степень усвоения его идейно-образного содержания, качество анализа и воспитательное воздействие. Нужно приучать учащихся во время чтения представлять изображенное писателем, т.е. развивать творческое воображение. Чтение должно быть выразительным, эмоциональным, и осуществлять его может не только учитель, но и ученик с хорошей дикцией.
Вдумчивое медленное чтение помогает почувствовать оттенки слова, вникнуть в тот смысл, которого вступает оно в контексте. Особенно важно вдумчивое чтение во время изучения стихов, рассмотрения лирических отступлений, описаний, размышлений. Такое чтение вызывает ассоциативные связи жизненного опыта ученика с картинами, изображенными автором, пробуждает воображение и чувства, а потому является тем главным средством, с помощью которого литература его развивает, обогащает и воспитывает. Очень хорошо проводить параллельный отбор ассоциативно-смысловых иллюстраций. Так, при изучении поэмы М. Вороного «Евшан-зелье» учитель, разделив текст на условные части, после чтения каждой из них просит подобрать соответствующую иллюстрацию природоведческого характера (которые можно взять из обычных календарей). И пусть у каждого из учеников будет свой выбор, ибо у каждого будут свои ассоциации, которые очень хорошо было бы комментировать несколькими словами, а после прочтения произведения ученик получит возможность звіритись с вариантом учителя.
Полноценным анализ может быть только тогда, когда произведение не только прочитан учащимися, но и достаточно хорошо усвоен его содержание. Поэтому целесообразно провести беседу с вопросами к содержанию произведения, попросить учеников пересказать текст полностью или фрагментарно, провести устное рисование, рассмотрение или подбор иллюстраций. Стоит не забывать и о некогда популярные, а теперь подзабытые опорные конспекти. их с интересом не только воспринимают ученики, но и сами создают. Можно подавать их в виде схем, которые легко запоминаются. На этапе анализа раскрываем идейно-художественное богатство литературного произведения, учим школьников самостоятельно разбираться в нем, развивать читательский талант, повышать уровень читательской культуры. Особенности различных способов анализа методисты связывают с определенными эмоционально-смысловыми образованиями, которые являются основой познания. Анализ может быть как событийный, так и пообразний проблемно-тематический. Да, Есть. Пасечник советует применять проблемно-тематический анализ: «...после выяснения истории написания произведения определить его главные темы и проблемы, сосредоточиться на основных сюжетных линиях произведения и его персонажей [5]. Обязательно нужно обращать внимание на авторское отношение к изображаемому и на эмоциональность читательского восприятия. Общий алгоритм этой работы имеет такой вид в вопросах и задачах [6]:
1. Скажите, что вас больше всего обеспокоило (поразило, заинтересовало, понравилось) в произведении. Поделитесь своими впечатлениями.
2. Какие мысли произведения, созвучные с вашими, заинтересовали вас?
3. Наоборот: объясните, которые противоречат вашим взглядам?
4. Назовите героев или события, которые наиболее ярко выражают эти мысли.
5. На примерах из произведения покажите мастерство автора в раскрытии проблем, поднятых в произведении.
Найдите в тексте художественные особенности, присущие стилю этого писателя.
6. Назовите ведущие идеи произведения. Объясните свой выбор.
7. Назовите произведения, где есть похожие идеи и чувства.
8. Расскажите о подобные примеры из жизни.
9. Объясните свое отношение к проблемам, поднятым в произведении.
Аналитическую работу по исследованию проблематики произведения целесообразно строить с ученическими творческими группами. Удобны для использования на данном этапе интерактивные технологии - «мозговой штурм» и «кооперативное обучение». Анализ художественного произведения должен усилить эмоциональное воздействие искусства слова на учеников. Основные условия, обеспечивающие эмоциональность анализа:
- выразительность первого чтения текста;
- эстетическое восприятие художественного произведения;
- эмоциональность речи учителя;
- рассмотрение эпизодов, которые несут наибольшую эмоциональную нагрузку;
- внимание к лирических отступлений;
- раскрытие красоты поэтического слова, определение способов его выражения;
- переводы, близкие к тексту произведения;
- надлежащий уровень литературно-эстетической подготовки учащихся, их способность чувствовать различные эмоции, сопереживать героям;
- практическое освоение средств художественной речи и формирование умений поэтично выражать свои мысли.
На этом этапе применяются все возможные методы и приемы работы. Это может быть и работа над планом, определение проблематики и идеи художественного произведения, его составных частей, выяснения конфликта, сюжета, композиции, характеристика образов-персонажей, анализ языка произведения и индивидуального стиля писателя. От анализа художественных произведений учащиеся постепенно переходят к собственным размышлениям о вечных проблемах жизни. На уроках литературы целесообразными являются различные творческие работы: литературно-критические, публицистические, художественные (этюд, очерк, стихотворение, сказка). Желательно использовать такие методы и приемы: ассоциирование (выражение учащимися собственных мыслей об установлении связи между отдельными явлениями, представлениями, понятиями), десятиминутное эссе (свободное письмо, высказывание собственных мыслей по определенной теме в течение десяти минут без остановки), составление сенкантів (сенкант - п'ятирядковий неримований стих, что побуждает к размышлению над определенной темой), «дневник двойных заметок» (метод, который помогает читателям тесно связывать материал текста с их собственным опытом и любознательностью; особенно целесообразен при изучении больших текстов), методика взаимных вопросов, взаимное обучение (предоставление учащимся возможности быть в роли учителя и управлять процессом чтения текста), «мозговая атака» (свободная генерация большого количества идей для достижения определенной цели), «кубування» (учебная методика, по которой ученики должны ответить на шесть вопросов разных типов, касающиеся темы) и т.п.
На заключительном этапе работы над произведением выясняем, что в изученном произведении недостаточно усвоены учащимися, синтезируем полученные во время анализа знания. Для этого определяем главные проблемы произведения и прослеживаем, как они решаются, как автор продолжает и развивает традиции своих предшественников, а также в чем заключается новаторство изученного произведения, рассматриваем характер конфликта, принцип группировки персонажей, определяем род и жанр произведения, устанавливаем его место в творчестве писателя, общие мотивы с другими авторами, проводим межпредметные связи, выясняем общественно-политическое значение произведения, сообщаем о его судьбе. Уместно применять такие формы и методы работы: беседа, диспут, чтение рефератов, вынесения выступлений, составление тезисов, планов, перечитывание тех отрывков, которые недостаточно понятны ученикам, выразительное чтение, устное рисование, составление киноленты, рассмотрение и отбор картин и рисунков, прослушивание грамзаписей, просмотр діата кинофильмов, встречи с писателями, воображаемые экскурсии, письменные работы, сочинения, обработки критической литературы, подготовка к литературному вечеру.
Только сочетание разнообразных форм и методов на каждом этапе работы над художественным произведением позволит достичь максимальной эффективности (глубины) его усвоения. Как показал опыт работы, наиболее эффективными являются те уроки, где использование этих форм и методов обязательно сопровождается эмоциональным воодушевлением. Итак эмоциональная насыщенность - обязательный компонент изучения художественного произведения.
Духовность пробуждается чувствами. Без этого ее просто нет, и мир остается не человеческим, а духовно мертвым.
Развитие у ребенка эмоционального восприятия - это обогащение ее личности, ее творческого потенциала, ее духовности, человеческого в человеке.
Литература
1. Русова София. Новая школа. - Свет. Книга седьмая-восьмая, 1914. - С.4.
2. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997,- 357с.
3. Степанишин Б. И. Преподавания украинской литературы в школе. - К: РВЦ «Проза», 1995. - 256 с
4. Научные основы методики литературы. Учебно-методическое пособие/ под редакцией доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента АПН Украины Н. И. Волощиної. - К.: Ленвіт, 2002. - 344с.
5. Пасечник Есть. А. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях. - К.: Ленвіт, 2000. - 384с.
6. Ситченко А. Л. Формирование у учащихся умений проблемно-тематического анализа художественного произведения //Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2004. - №4 - G.22-24.
|
|