Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Василий Стефаник

1. Тематика и художественное мастерство сборника новелл В.Стефаника “Синяя книжечка”.
2. Эстетические поиски, проблематика, поэтико-стилевые особенности сборника “Каменный крест”.
3. Идейно-эстетическая концепция художественного мира сборника В.Стефаника “Дорога”.
4. Второй период творчества в. Стефаника: проблематика, жанровые и поэтико-стилевые особенности (“Діточа приключение”, “Дед Гриша”, “Она-земля”, “Грех”, “Военные вреда”).
5. Проза в. Стефаника в контексте украинского модернизма 20 века.



Среди современников Франко в Галичине на переломе веков выделялись три талантливых прозаики, которые избрали темой галицкое обнищавшее село. Ими были Василий Стефаник, Марко Черемшина, Лесь Мартович. “Поэт мужицкой отчаяния”, - так называл своего земляка и соратника Василия Стефаника Марко Черемшина. На своем юбилея в 1926 году он говорил крестьян-героев своих: “Больше писать не могу, потому что руки трясутся и кровь мозг заливает. Приступить еще ближе к вам - значит сжечь себя”. Его искренний друг и почитатель Кирилл Гаморак предостерегал писателя: “Не пишите так, господин Стефанику, ибо умрете”. При творении он ужасно переживал каждую вещь, он терпел вместе со своими персонажами; и когда его герой кричит, неистовствует, - кричит, неистовствует он сам; герой хватает себя за голову и клонится к земле, - и автор рвет волосы на голове и не усидит на месте и кидает собой”.
Родился Василий Стефаник 14 мая 1871 года в с. Русов в семье зажиточного крестьянина. Учась в польской гимназии в Коломые, Стефаник начинает пробовать силы в литературе. Вместе с Мартовичем они организовали своеобразную литературную союз под названием “Л.М.” и совместно работали над двумя рассказами: “Нечитальник” (1888), “Лумера” (1889). В 1890 году Стефаник продолжает обучение в Дрогобыче, в гимназии. После окончания гимназии (1892) Стефаник поступает на медицинский факультет Краковского университета. Однако вместо изучения медицины он погружается в литературную и общественную жизнь Кракова. Здесь существовало общество студентов-украинцев “Академическая община”. В студенческие годы он особенно много читает, внимательно следит за современной литературой, сближается с польскими писателями, часто встречается со Станиславом Пшибышевскими и Владиславом Орканом. Стефаник-студент принимает активное участие в общественной жизни родного Покутья, печатает ряд статей в газетах и журналах. В статьях Стефаник главное внимание уделяет критике народников. “Поэт и интеллигенция” одна из самых острых статей. Здесь он отмечает, что галицкая интеллигенция и по сей день не выработала себе ни идеалов, ни жизненных форм, характерных для нее; и поэтому поэты к тому времени не могут создать ничего более постоянного из их жизни. Как изначально, так и теперь, обращаются к жизни простого люда, потому что там находят более интересного и стоящего. Своей жизнью и идеалами наша интеллигенция не хотела заполнить десятков томов повестей, ни захватить таланта, чтобы писал те повести. Грубое непонимание поэтов, нехватка тепла и заохоти к труду, а то и явная ненависть к своих писателей - это главная ціха нашей просвещенной общественности.
1896 - 1897 гг. - время особо напряженных исканий Стефаника. Попытки его отойти от устаревшей описательно-повествовательной манеры своих предшественников, забота о том, чтобы украинское писательство вышло на широкие просторы, обогатилось достижениями других литератур, на первых порах связывалось с модерністичною абстрактно-символической поэтикой. Тогда же он пишет несколько стихотворений в прозе и пробует издать их отдельной книгой под заголовком “С осени”. И подготовлена книга не заинтересовала издателей и писатель уничтожил рукопись. Из тех стихов внимания заслуживают “Амбиции” - своеобразный символ веры, которой собирается придерживаться художник. Образными сравнениями, взятыми из сельской жизни и природы Стефаник пытается определить цель своего творчества. “Шепчи к людям, как ярочек до своего берега. Греми, как гром, крупнейшего дуба колет и жжет. Плач, как те миллионы плачут, что тінею ходят по миру... Такая, моя бесідо”.
Те самые печальные темы, что волновали и народницьке поколения, в Стефаника трактуются вполне отлично, и его новеллы строятся совершенно другими способами. Каждая новелла - до последней степени сгущенная человеческая трагедия: это картина смерти, или ожидание смерти, образы поразительной бедности, выгоняет из дома, беспомощной и безнадежной одиночества, семейных свар, драк, катастроф, вызванных тяжелыми лишениями, темного беспросветного пьянства, отрыва от родного села через службу в чужом войске. В новеллах первого периода Стефаник изобразил почти все стороны жизни галицкого крестьянства тех времен: политическое и национальное бесправие, изнурительный труд, разорение, наймитування, эмиграцию, голодную смерть, неурядицы в крестьянской семье, порожденные нуждами, рекрутчину и др. Изображая трагические события, воспроизводя самые тяжелые мучения человека, писатель сохраняет ровный, внешне спокойный тон повествования, который глубоко поражает читателя. При этом автор действует по принципу: чем чувствительнее положение, тем холоднее следует писать.
Стефаник стал на Украине создателем жанра очень сжатой социально-психологической новеллы. Ему присущи такие приметы стиля, как предельная краткость, эмоциональная наснаженість, лаконизм. Обратившись к малых форм, писатель вошел в литературу, достиг вершин мастерства. Он писал короткие психологические новеллы, подавляющее большинство из которых имела две-три страницы. В основу большинства из них писатель положил настоящие события, которые случились в действительности, однако никогда не воспроизводил их тщательно: отбрасывал все несущественное, случайное, оставлял только самое главное, добавляя характерные детали. Новеллы не обременены описанием быта, внешних условий. Никогда не давая широких детализированных описаний природы, отобрав две-три наиболее характерных для данного пейзажа деталей , словно мимоходом, создает небольшую отрисовку, что очень помогает читателю представить обстановку, в которой происходит действие. Главное внимание в них сосредоточено на воспроизведении душевных переживаний героев, вызванных трагическими событиями в их жизни.
Новеллам в. Стефаника, как и многим произведениям других писателей того времени, присущ лиризм, что придает изображаемому большой задушевности и теплоты; в новеллах Стефаника он, кроме того, нередко обостряет трагичность ситуаций и характеров. Стефаник песенные мотивы включал в новеллы, читая которые, будто слышишь печальный отголосок или приглушенную мелодию. От фольклора идут и некоторая ритмізація языка в самых лирических местах произведения, инверсии, антифористичність построения частей фразы т.д.
Большинство новелл поражает необычайной силой драматизма. Своему строению они подобны маленьких драм. Сюжет излагается преимущественно с помощью диалога, а авторские отступления и объяснения очень напоминают ремарки в пьесе. Даже когда в новелле есть всего лишь один персонаж, то и тогда она построена по этому же принципу - авторская ремарка, рассказывает о место действия, далее монолог героя. Монолог прерывается ремарками, которые указывают на движение, изменение в окружении действующего лица новеллы. Стефаник пишет диалектом, усиливая этим впечатление авторової беспристрастности; в основе новелл в основном лежит насыщенный диалог, что поражает трагической простотой. Чтобы достичь ритмичности и мелодичности языка писатель широко использует инверсию, употребляет народно обороты, умело стилизует язык под народную песню, сказку, причитания. Стефаник максимально нагружает реплику героя, которая часто говорит больше, чем целый описание. Хоть порой новелла строится на монологе или рассказы автора, однако идеалом для автора всегда было сделать читателя не только свидетелем события, но и ее участником, человеком, который самостоятельно может разобраться в ситуации. Писатель лишь кратко говорит о том, как ведет себя тот или иной персонаж в той или иной ситуации, но в этих чрезвычайно скупо показанных поступках действующего лица ярко проявляется ее настроение и переживания. Особенности применения монологов и диалогов при раскрытии характеров заключается в том, что действующие лица очень редко говорят о своих чувствах и переживаниях, - об этом читатель догадывается по отношению персонажа до того предмета или явления, о которых говорит, по тону его разговора, строению предложений, подбора слов и т.д.; о взволнованность персонажей свидетельствует и ритмичность многих монологов.
Особенность самобытной манеры писателя заключается в том, что он никогда не выражает своих симпатий или антипатий непосредственно. Писатель - весь в подтексте произведения. Труш, называя произведения Стефаника мастерски выхваченными кусками жизни, отмечал, что автор отдает не только факт, волну, но и впечатление , которое вынес каждый впечатлительный человек, осматривая описанную им сцену и человека. С того выходят типы мужиков только легко указаны, но психологически глубоко понятые. Экспозиция в основном сразу вводит в ход событий. Развязки действия в обычном понимании довольно часто не бывает. Но события в произведении изображены такая мастерски, что читатель непременно представлять себе развязку именно такой, какой предполагал ее автор. Вне сюжетные компоненты “пейзаж, лирические отступления) встречаются очень редко. За исключением новеллы “Палий”, в которой присутствуют экскурсы в прошлое Федора, в произведениях в. Стефаника нет каких-либо отклонений от основной сюжетной линии - это способствует динамичности и целенаправленности действия.
В каждой из новелл количество действующих лиц всегда ограничена - редко их бывает больше двух-трех. Из всех известных средств создания характера автор чаще использует приемы самохарактеристики персонажа, отзывы других действующих лиц о нем и показ поступков его самого. Иногда раскрытие характеров усиливается контрастностью их (“Поджигатель”, “Засіданнє”) или с помощью соответствующего пейзажа (“Поджигатель”, “Сон”, “Лан”).
Вместо нее имеем концовку с какой-то репликой, что эмоционально заключает диалог. Основные данные о герое, место и время события становятся известными читателю из отдельных намеков уже по ходу действия.
Выразительную психологическую функцию в новеллах играет пейзаж - он импонирует общему настроению произведения или усиливает психологические переживания героев. Портрет героев тоже психологически заостренный. Изображается он кратко, отдельными выразительными чертами, которые всегда помогают раскрыть характер персонажа, его характер, условия его жизни.
Стефаник не признавал многословия и рассчитанного на внешний эффект “декламаторства”; он добивался, чтобы каждое слово было весомым, говорило в полный голос, было образным и выверенным на слух и поражало читателя. Новеллист избегал длинных периодов, осложненных синтаксических конструкций, в частности причастных и дієприслівникових оборотов. Предложения у него короткие, прозрачные по строению, иногда даже отрывочные. В них много глаголов и сравнительно мало определений, сложных тропов.
в 1897 году в черновицкой газете “Труд” увидели свет первые новеллы - “Выводили из села”, “Письмо”, “Набожная”, “В корчме”, “Стратився”, “Синяя книжечка”, “Самая-самая”. Первые новеллы не были понятными для всех. Так 11 марта 1898 года Стефаник написал письмо в редакцию “Литературно-научного вестника”, адресованного О.Маковею. Это письмо представляет собой своеобразное литературное кредо писателя, его идейно-эстетическую программу. Редакция в лице Маковея подошла к оценке новелл с позиций старой стилевой манеры. Однако Стефаник, руководствуясь новейшими тенденциями, сводил “присутствие автора в произведении к минимуму”. Леся Украинка отмечала: «Стефаник не любит лирических аккордов и поэтических украшений, он совсем прячет свою авторскую личность. Он обладает трудным секретом передавать настроение в разговорах и в обстановке, а при этом, рисуя свои персонажа в самом неприглядном виде, возбуждать симпатии к ним у читателя, совершенно не вдаваясь в характеристику от автора. Рассказы г. Стефаника не фотографии, а именно рисунки, как бы эскизы для будущей картины. Читая их, приходит в голову, что если бы связать их общей фабулой, то получился роман толпы. У всех героев одинаковая психология, изменяются только условия, действующие на нее. Главные черты этой психологии - пассивность, перемежающаяся стихийным движением по инерции. Ни одно из действующих лиц не возвышается над уровнем остальных, а все вместе составляют одну коллективную личность». Изображая разорение крестьянства, Стефаник сосредоточивает внимание на “переходном болезненном состоянии”, на том моменте, когда рвутся последние связи. М.Зеров писал о Стефанике, что он как автор нигде не показывает своего волнения, но написанные его рукой строки увлекают читателя своим движением, своей элементарной силой.
1. Первый сборник новелл - “Синяя книжечка” (1899). Сюда входило 15 новелл: “Синяя книжечка”, “Выводили из села”, “Стратився”, “В корчме”, “Лесева фамилия”, “Маменькин сынок”, “Мастер”, “Набожная”, “Катюша”, “Ангел”, “Самая-самая”, “Осень”, “Шкода”, “Новость”, “Портрет”. Все они объединены общей темой, характерной для первого периода творчества писателя: нищая судьба галицкого крестьянства. Тема распада патриархальных отношений в деревне, которая сопровождалась драмами и трагедиями. Писатель изображает и как бы доводит до довершение те конфликты и противоречия на селе. Проблема обнищания и разорения (“Синяя книжечка”), солдатчина (“Выводили из села”, “Стратився”), моральная деградация крестьян - пьянство (“Мастер”, “В корчме”, “Лесева фамилия”). Новелла “Синяя книжечка” - сплошной монолог Антона, прерываемое короткими репликами автора, которые указывают на поведение героя, подчеркивают его характерные движения, жесты. В языке Антона много восклицательных интонаций, отрывочных незаконченных предложений. В новеллах “Осень”, “Шкода”, “Катюша”, “Новость” показана ужасающая бедность галицкого крестьянства, на почве которой ослабляются родственные чувства, возникают различные трагические конфликты. Писатель не описывает подробно и всесторонне тяжелое положение крестьян, а берет только несколько таких моментов, которые лучше всего свидетельствуют о том, что крестьянская семья находится на грани полного разорения.
В новелле “Лесева фамилия” писатель наглядно показывает, как вместе с разорением села падали устои крестьянской морали, которые складывались веками. Разговоры матери с сыном и причитания матери, написанные народно-песенным складом, персонифицированное изображение природы, воспроизведение переживаний действующих лиц предоставляют новелле глубокого лиризма. Эта черта в большей или меньшей степени свойственна всем новеллам Стефаника.
В психологических новеллах Стефаника нет композиционной последовательности. Отдельные новеллы начинаются с наивысшего напряжения действия - кульминации, а потом уже идет завязка, развитие действия и развязка. Часть новелл начинается сразу с развязки, а дальше идет развитие действия. Так построена новелла “Новость”. Действие в новелле разворачивается с огромным драматическим накалом и представляет собой как бы сплошную кульминацию. Здесь не просто потрясение стародавних устоев, а наибольшая из всех семейных и общественных трагедий - детоубийство, самоуничтожение семьи. В произведении достигнуто глубокого убедительного психологического мотивировка поступка Григория Летучего. Мысль потопить детей приходит ассоциативно - дети похожи на мертвецов. Стефаник как и всегда не удается до описания переживаний героя. Их характер свидетельствует само поведение Гриши. Здесь физическое выступает синонимом психологического. Когда Гриша бросил Доцьку, ему стало легче не так физически, как душевно. Другую дочь он жалеет, поскольку ее ждут скитания в наймах, и ему кажется, что смерть лучше, чем такая жизнь. Душевное напряжение с актом потопления дочери иссякла. Для Стефаникових персонажей смерть - желанное спасение от нищего и голодного существования.
В новелле “одна одинешенька” Стефаник, чтобы достичь наибольшего воздействия на читателя, чтобы заставить его пережить событие так, как переживают ее герои и сам автор, умышленно не разграничивает действительности от бреда бабы и подает все в одном плане. Все сливается в одну ужасную действительность - в страшную картину умирания больной, одинокой женщины.
2. В 1900 году вышел второй сборник - “Каменный крест”. Главная тема - бескрайнее море мужицкой нужды и горя. Мотив “власти земли”. Хотя традиционно в творчестве Стефаника крестьяне кроткие, однако уже во второй сборке появляются произведения, в которых герои уже больше не хотели мириться со своим подневольным жизнью и бесправным положением (“Заседание”). Здесь писатель использует такие средства изображения, к которым ранее обращался только изредка - сатиру и юмор. В сатирическом плане изображена “сельская власть”, в юмористическом - сбор членов выборного совета. Со времени написания этого произведения элементы юмора и сатиры свойственны многим более поздним новеллам автора.
Новелла “Каменный крест” - речь идет об эмиграции галицкого крестьянства на Американский континент, в чем писатель видел трагедию народа. Когда такие талантливые и трудолюбивые люди покидают свой край, свою землю, то это трагедия целого народа. Однако при всей трагедии произведения, герои обнаруживают богатство и твердость души, которые вселяют веру в бессмертие человека труда. Образ “каменного креста в новелле становится символом того страшного бремени, которое несло на своих плечах крестьянство.
Кроме того, в этой сборке усиление гражданского пафоса. Главное место занимает тема, которая волновала писателя на протяжении всей его жизни - одинокая старость, трагедия лишних ртов в бедных крестьянских семьях. Этой теме посвящены произведения из “Синей книжечки” (“Самая-самая”, “Ангел”, “Осень”, “Школа”), новеллы из сборников “Каменный крест” (“Святой вечер”, “Дети”), “Дорога” (“Сноп”, “Глашатаи”, “Озимые”).
В новелле “Кленовые листья” показаны большие страдания детей бедноты и глубокая родительская любовь, соединенная с трагическими переживаниями за их будущую горькую судьбу. Новелла напоминает психологическую драму, в которой мало действия, а все внимание сосредоточено на воссоздании внутренних переживаний героев. Страшное бедствие постигло главного героя: именно в жатву тяжело заболела после родов его жена - мать целой кучи мелких детей. Перед смертью, укачивая младенца, она поет песню о кленовые листья. Народнопоетичний образ кленовых листочков, которые катятся одиноко по полю, - это символ тяжелого сиротского жизни. В устах матери эта песня звучит как предсказание наймитської судьбы ее детей.
В новелле “Из города” идя один из главных моментов экспозиции отодвигается вглубь произведения, а диалог действующих лиц нигде не прерывается авторским текстом. Это вполне драматизована новелла, в которой отсутствуют даже ремарки. Монологи и реплики сопровождаются лишь кратким указанием на то, кому они принадлежат: “Первый”, “Второй”, “Третий”. По ходу следует отметить и то, что Стефаник редко дает своим героям полное имя и фамилию, чаще он ограничивается лишь именем или и вовсе не упоминает ни фамилии, ни имя; этот прием идет от импрессионизма.
В новелле “Вечерний час” основной героиней является “любимая матушка” писателя. Как и в более поздних произведениях “Нить” (1926) и “Братья” (1926-1927), здесь мать вспоминается писателю молодой, здоровой, красивой, то есть такой, какой он запомнил ее в детстве. Основная черта образа матери - большая любовь к детям, стремление вырастить их здоровыми, умными, честными.
3. в 1901 году выходит третий сборник “Дорога”. Здесь лирический струя приобретает яркого проявления как одна из черт индивидуального стиля писателя. Значительное отступление от реализма ощутимый в своеобразной поэтической биографии “Дорога” и годом ранее написанной лирической исповеди “Confiteor”, что в переработанном виде была напечатана под названием “Мое слово”. Близкие к стихотворениям в прозе они были написаны письма-исповеди ко дню рождения Евгении Калитовской. В автобиографической посвящении “Сердце” писатель о ней сказал: “Евгения Калитовская - мой наивысший идеал женщины”. Познакомился он с ней и полюбил ее, когда она была замужем и имела детей. Невозможностью соединить свои судьбы в большой степени обусловлен грустный тон этих произведений.
В новелле “Мое слово” автор, употребляя черные краски, показал себя великим отшельником, которого никто не понимает. О фактах своей жизни писатель стремился рассказать не обычным языком, а прибегая к сложным метафорам. Не найдя сочувствия у товарищей, которые примирились с барским кривдним миром, лирический герой создал себе свой мир. Стефаник поэтизировал капризный мир воспаленного воображения.
В произведении “Дорога” основное внимание уделяется показу тяжкого труда и ужасной судьбы трудящихся. Горе лирического героя - не только личное, а рожденное горем народным. Он был радостным и счастливым, пока не познал страданий рабочих и крестьян. Былинно-эпическими чертами рисует писатель тружеников. Причины страданий героя прежде всего - общественные. Личные же причине, в частности смерть матери, только усилили пугающее настроение.
Отдельные новеллы посвященные художественным проблемам. Содержанием их становятся лирические размышления Стефаника об искусстве вообще и о собственном творчестве, свой долг. Нарушаются также проблемы из жизни городского пролетариата.
В сборнике преобладают новеллы бессюжетные, лирически-эмоционального плана. Большой знаток крестьянской души проникает в новые ее глубины. В изображении действительности Стефаник идет в основном от реальных событий до внутренних психологических процессов. О предыдущей жизни героя он говорит скупо или вовсе не вспоминает. Подает только те сведения, которые имеют непосредственное отношение к изображаемому. Отправным пунктом становится настроение человека, который предшествует содержанию событий. Стефаник вылавливает из жизнь кульминационные события.
Тема матери и ребенка, жертвенности материнской, родительской любви появляется у писателя в жизненном переплетении с другими темами еще в ранних сборниках, однако сильнее всего она подается в новелле “Кленовые листья”. Здесь автор подчиняет народнопоетичний символ основном мотива произведения - возвеличенню материнской любви. В новелле “Похороны”, описывая похоронную процессию, писатель пользуется приемом, к которому вообще обращается только изредка - приемом нагнетания таких художественных деталей, которые передают глубокий трагизм изображаемого.
Для произведений первого периода характерна одна закономерность. Так же, как после “Каменного креста” исчезает тема эмиграции, так после “Кленовых листьев” исчезает тема материнства. 1905 года вышла четвертая сборник “Мое слово”. В ней была напечатана новелла “Суд”, которая завершает первый период творчества. Новеллам “Мое слово” и “Дорога” характерно использование символов, необычайная красочность, быстрая изменение в восприятии героем природы и предметов, изменчивость и хаотичность настроений и ощущений этого героя, невнятность и расплывчатость его характера.
4. В период империалистической войны Стефаник снова берется за перо - начинается второй период творчества. Хронологическим началом этого периода можно считать новеллу “Діточа приключение” (написана осенью 1916 года, а опубликована в начале 1917 года). Вместе с другим новеллам она выходит в 1926 году в сборнике “Она - земля”. Все новеллы этого сборника - непосредственный отклик на военные вреда. Новеллы Стефаника сейчас показывают близость к тенденции на антимілітаристську тему. Жанрово такие рисунки напоминают репортерский отзыв.
Второй период творчества подчиняется той же заветной мечты: сделать из мужиков народ. Правда теперь писатель меньше внимания уделял трагическом. Теперь писатель иногда даже улыбался сквозь слезы там, где когда-то плакал. Новеллы второго периода заметно отличаются от новелл первого периода ослаблением трагичности изображаемого и усилением элементов юмора и сатиры.
Чрезвычайно сильным антивоенным направлением отмечается новелла “Діточа приключение”. Здесь события изображаются через восприятие ребенком, еще не способной осознавать весь ужас войны. Самый тяжелый момент в зображуваній события - смерть матери - передано буквально в трех словах: “Села, очень болело, и легла”. Поведение детей очень сильно подчеркивает трагизм положения.
Тема “власти земли” над крестьянином продолжается писателем и во второй период его творчества. Только теперь она рассматривается в рамках антивоенной тематики. Изображению страдания трудового народа в вихре войны Стефаник посвящает новеллу “Она - земля”. По мнению автора, единственное спасение для земледельца за всяких условий - держаться земли и своего дома. Этой же проблеме посвящено новеллу “Граница”, в которой сосед из-за земли зарезал соседа.
В новелле “Мария” на первом плане высоко поэтический, новый для украинской литературе образ матери-страдалицы. Эту же тему продолжено в новелле “Глупые бабы”, где матери уже выступают уже не в одиночку, а совместно, устраивают целую демонстрацию в защиту своих сыновей. В новеллах “Сыновья”, “Дед Иван”, “Мария” Стефаник с глубоким сочувствием описывает трагедию стариков и старух, дети которых погибли на фронтах.
Война не только физически разрушал крестьянскую семью, но и подрывала моральные устои. Возвращаясь с фронта, мужчины нередко находили в своем доме внебрачных детей, в связи с чем возникали семейные драмы. Этой проблеме посвящены новеллы “Пістунка”, “Грех”, “Мать”.
Проблемам жизни западных украинцев в условиях шляхетской Польши адресуется новеллы “Военные вреда”. В вызванных войной бытовых трагедиях героини Стефаника проявляют незаурядную силу характера, развитое чувство собственного достоинства. С кровавых полей войны, революционных потрясений и битв Стефаникові мужики принесли раненую, но и закаленную страданиями душу, чувства собственного достоинства и силы. Там, где герои “Синей книжечки” молча несут крест, там крестьяне сборников “Земля” и других произведений второго периода творчества выступают против своих начальников. Теперь люди, смеясь, расстаются с прошлым, которое уже исторически себя изжило и держится только на фикции. В новелле “Военные вреда” привлекает внимание то, что, изображая крестьянство в целом с сочувствием и симпатией, Стефаник вместе с тем осуждает все негативное в его психологии, чем объясняется обращение писателя к юмора и сатиры не только при изображении комиссара, но и крестьян. Одобряя их поведение в начале новеллы, когда они, по средствам, по-разному реагируют на появление в селе комиссара, писатель в юмористическом плане показывает их наивность и недальновидность. Позже, как крестьяне позволяют себя обмануть, Стефаник прибегает к сатире.
Мечты о национальное освобождение, освобождение от чужеземного порабощения воспроизведены в новелле “Morituri”. Первенство в селе принадлежит теперь вільнодумній молодежи, которая проводит агитационную работу, ведя за собой и старых. Эта новелла характерна своим сильным элементом комизма, который проявляется в ситуациях и образах-персонажах.
Экспрессионизм: В области содержания сосредоточенность на глобальных проблемах, которые касаются всего человечества и каждого человека в частности: социальные катаклизмы, война, голод, роковая определенность человеческой жизни. Гиперболизированное отношение к миру, сильные, яркие, однозначные чувства. Гіперболізованість чувств героя обусловливается обостренным конфликтом, нагнетанием противоречий, сведением воедино разнополюсных чувств. Изображение экспрессивное. Все средства подчинены стремлению дать чувство в его крайнем, почти невозможном проявлении. Эмоционально окрашенная Лексика, тропы тоже выполняют функцию нагнетания эмоций. Активно используется гипербола, иногда усиливается роль сравнения. Цвета в изображении густые, контрастные, вызывают неприятные ассоциации. Событие подчиняется потребностям выражения эмоций.

Литература:

1. Василий Стефаник в критике и воспоминаниях. - К., 1970.
2. Гнидан Е.Д. Василий Стефаник: Жизнь и творчество. - К., 1991.
3. Грицюта М.С. Художественный мир в. Стефаника. - К., 1982.
4. Жук Н.И. "Его новеллы - как лучшие народные песни": К столетию со дня рождения Василия Стефаника. - К., 1971.
5. КостащукВ. Властитель дум крестьянских. - Ужгород, 1968.
6. Лепкий Б. Василий Стефаник: Литературный очерк. - Львов, 1903.
7. Лесин В. М. Василий Стефаник - мастер новеллы. - К., 1970.
8. Погребенник Ф.П. Василий Стефаник в славянских литературах. - К., 1976.
9. Погребенник Ф.П. Василий Стефаник: Семинарий. - К., 1979.
10. Погребенник Ф.П. Страницы жизни и творчества Василия Стефаника. -К., 1980.
11. Певец обездоленного крестьянства // Празднования столетия со дня рождения Василия Стефаника. - К., 1974.
12. Украинка Леся. Малорусские писатели на Буковине // Леся Украинка. Сочинения: В 12 т. - К., 1978. - Т. 8.
13. Украинская душа. - К., 1992.
14. Франко И. Старое и новое в украинской современной литературе // Франко И. Собр. тв.: В 50 т. - К., 1980. - Т. 35.
15. Черненко О. Експресіоністична творчество Василия Стефаника. - Мюнхен, 1989.