Статья
Поэтическое творчество Леси Украинки
1. Украинская поэзия конца ХІХ - начала ХХ ст. 2. Украинская драматургия рубеже веков. 3. Основные закономерности литературного творчества Леси Украинки.
4. Художественное своеобразие, особенности индивидуального стиля поэтических сборников.
1. Украинская поэзия начала 20 в. во многих своих самых мобильных жанрах отразила ходу исторического развития; на широту тем и проблем повлияли важнейшие исторические события времени. В конце 19 - нач. 20 в. во главе поэтического фронта Украины продолжал стоять один из крупнейших поэтов, неутомимый искатель и новатор - Иван Франко. Именно он во всех своих литературных трудах старался сформировать направления украинской литературы, в частности поэзии, которая, кроме него, была представлена целым поколением новых молодых талантов. Хотя часто между ними отсутствовала гармония, в том числе Иван Франко негативно относился к выражению безыдейности поэзии и незаинтересованности молодых поэтов общественными делами, в целом он положительно воспринимал новое литературное движение.
Кризис духовной жизни, в различных формах проявлялась в мире, вместе с очевидным пониманием неминуемой гибели существующего строя поставила перед передовой сознанием проблему выдвижение новых общественных и эстетических идеалов. Симптоматичным было недовольство состоянием украинской литературы. Вместе с использованием художественных достижений 19 в. в творчестве многих поэтов прослеживается стремление новых содержания и формы. Поэтому начало 20 в. показал качественно отличный этап в развитии украинской литературы.
Выдающимися представителями молодого поколения были Леся Украинка, Николай Вороной, Александр Олесь, Гр.Чупринка, Спиридон Черкасенко, Николай Філянський и другие. Ведущим художественным направлением оставался реализм, что тоже переживал период обновления. Новый этап реализма связывался с обновленным типом героя, который по народническими традициями сознательно наделялся чертами революционера. Существенным признаком такой реалистической поэзии становилась передовая лицо, присоединена к общественному движению. Образцы такой поэзии заметны в творчестве И.франко, С.черкасенко, Т.Романченка, х. алчевской, Леси Украинки и других. В таких стихах утверждалась мысль возвеличивания народа как движущей силы истории. В общем, в связи с ситуацией в Украине, подобная тематика тем или иным образом коснулась почти всех поэтов того времени.
Разнообразятся жанры лирики и лиро-эпики. В основу лирического стиха ложится непродолжительное по времени, но интенсивное переживание, выражение настроения. Обогащаются жанровые разновидности декламаційної лирики, что связано с активностью лирики на почве общественной борьбы. Радикально трансформируется жанровая форма притчи и легенды, прежде всего в творчестве и. Франко и Леси Украинки. Сюжетная схема или образ мифа, легенды приобретает актуального переосмысления.
Обновление тогдашней поэзии разворачивалось на украинском грунте на неоромантичній основе. Сама тогдашняя действительность способствовала поиску активных эстетических идеалов в реальности. В этом ракурсе особое место принадлежит Лесе Украинке, которая сама разработала концепцию неоромантизма в украинской литературе. Для неоромантической поэзии характерно исключительное внимание к внутреннему миру личности: ее страстей, переживаний, стремлений и ощущений. Лирический герой, имея уязвимую душу, тоскует по возвышенным и прекрасным. На противоречия между миром, который он мечтает о для себя, и вполне эмпирическими обстоятельствами его жизни возникает неоромантичний конфликт.
Еще одной значительной течению тогдашней поэзии была символістська. В таких условиях поэзия формируется как способ духовной самореализации личности, лишенного целостного связи с жизнью. Для поэтов такой эстетической ориентации народ - “толпа”, “толпа”. Масса, общество не находят в творчестве такого лирика поддержки.
Кроме этого, в поэзии того периода становится заметным декадентское мироощущение - настроения обреченности, упадка, гибели. Смерть как эстетическая ценность, своеобразное восхищение ею. Сюда относим поэзии П.Карманського, С.Твердохліба, М.Філянського, С.Чарнецького и других. Однако все эти течения в украинской поэзии не обладали индивидуальной однозначностью и стилевой самодостаточностью. Наоборот, доминантным был синкретизм. В основе же такого синкретизма был символизм. Символ здесь служил способом углубления образа, а весь художественный мир сотканный из несметного количества символов, намеков, метафор.
2. В развитии украинской драматургии наблюдаются важные изменения. Продолжает культивировать народничество бытовой театр Кропивницкого, Садовского, Саксаганского, Тобилевича и Старицкого. Однако зрители и читатели ждали от театра нового, отклика на новые проблемы, новые темы в новых интерпретациях. Различные попытки обновления бытового театра были напрасными. Наконец, потеряв симпатии передовой художественно-произведенной интеллигенции, театр стал популярным среди менее образованного сословия и должен был рассчитывать на рядового зрителя. В этом плане он продолжал национально-просветительскую культуроведческую работу.
Однако под знаком глубоких изменений в обществе пришлось к таким же изменениям в театре: горячие дискуссии вокруг театра, его задач. Возникла насущная потребность в новом репертуаре, новом актере, моде6рній режиссуре. Целый поход против традиционного театра подняла редакция журнала “Украинская хата”. Драматург должен был стать первой и основной силой в театре. Уменьшалось значение актеров, вырастала роль режиссера. Изменения внедрялись под влиянием скандинавского театра Ибсена, символического театра Метерлинка.
Создателями нового модерного театра стали известные писатели - Леся Украинка, в. Винниченко, о. олесь. По определению Л.Старицької-Черняховской новый театр имел три течения: театр настроения театр социальный и символический театр. Драмы Леси Украинки это прежде всего драмы настроения. Они, за исключением “Лесной песни”, хоть темами своими достигают древних времен, высказывают новые актуальные идеи в модерном оформлении. Пьесы Винниченко - это прежде всего социальные драмы. Контрастом к проблемам пола, столь приметных для его ранних новелл, в драмах преобладают мотивы бунта, социального неравенства, порывы массового гнева. Первой современной пьесе была Винниченко “Дисгармония”. Дисгармонию переживают революционеры, которые видят непримиримую неравенство между идеей всеобщей справедливости и результатами ее практического применения, между высокими моральными принципами и действительным поведением людей, которые провозглашают мораль. Винниченко идет так далеко, что провозглашает даже ницшеанскую теорию “честности с собой” (нет для всех одинаковых правил и норм, есть только “Я” и мои чувства). О. олесь как драматург пользовался исключительно символами до такой степени, что индивидуальных фигур в его пьесах совсем не видим, а лица его драмы даже не имеют имен. Заметное место среди его произведений занимает драматическая поэма “По дороге в сказку” 1910 г., где автор оригинально решает проблему героя и массы (масса должна быть послушным орудием “сильного человека”).
Особое место занимает драматургия Леси Украинки. В широком диапазоне своих интересов поэтесса обнаружила живет интерес к теории драмы, в частности к движений современной и западноевропейской, и на эту тему она написала большую статью в одном из киевских журналов. Свои драматические произведения она не всегда называла драмами. Это название дала она только четверым: “Голубая роза”, “Руфин и Присцилла”, “Лесная песня”, “Каменный хозяин”. Остаток своих драм назвала она драматическими поэмами, драматическими этюдами, диалогами. И в этом она стала одним из создателей современного украинского театра.
3. Творчество Леси Украинки во многом определяет развитие модернистских тенденций в литературе ХХ века. Ее неоромантична, символістська поэзия и драматургия обозначили на рубеже веков внимание до новых ценностей, новых философских, бытийных проблем. Речь идет прежде всего о сосредоточении на внутреннем мире человека, на индивидуальной психологии, которая теперь уже меньше опосредуется общественными влияниями. Современная эстетика стала определяющей в творчестве поэтессы не сразу. Утверждение новых ценностей означало разрыв со старыми святынями, бывшими авторитетами. Индивидуализм, гордая самодостаточность сильной личности становились идеалами молодого поколения, которое уже не удовлетворялось призывами к общественной, общественной работы и борьбы. Поэзия, красота становились высшей ценностью. Видим, как от сборника к сборнику Леся Украинка все последовательнее и одвертіша в отстаивании приоритета индивидуальной свободы, свободы выбора и свободы творчества.
Вопрос нового, модерного искусства стало для Леси Украинки едва ли не основным. Эстетическое и культурное обоснование нового искусства занимало поэтессу и теоретически (теория “новоромантизму”), и практически (в драме “В пуще”, где идея “нового” искусства поставлена в связь с эстетическим декадансом, общественным утилитаризмом и буржуазным прагматизмом). Художественная и социальная драма скульптора Ричарда Байрона, подобно Кассандры, очерчивается расторгнутым коммуникативным контекстом, в котором индивидуально-творческий порыв и общественно-утилитарный принцип несовместимы.
Вся творческая практика Леси Украинки варьирует и разворачивает проблематику не объективного исторического характера, а вопрос дискурсивные, проблематику, связанную с характером, содержанием, формой, подтекстом и контекстом человеческого существования и общения. В драме Леси Украинки “Кассандра” нет единой Правды, поскольку смысл сказанного рождается из контекста - из всей совокупности мыслей, мифологических аллюзий, рациональных предположений, предложений и предположений, из риторики доказательства и убеждения, из единства автора, актеров и зрителей в едином творческом действе.
Модернизацию украинской литературы связывала с требованиями совершенной, выработанной формы, с дисциплиной духа и стилевой требовательностью. Ведущим стилем своей эпохи считала новоромантизм. Этот стиль, связанный для каждой литературы с отказом от реалистической конкретики, с порывом ins Blau и вниманием к индивидуальной психологии и индивидуальных ценностных ориентаций. Негоція плоского реализма, натурализма с его життєподібністю и “научностью”, опосередкованістю человека внешними обстоятельствами означала разрыв, по крайней мере в зрелом творчестве, с предыдущей украинской традицией, причем традицией, не только реалистичной, но и романтичной. С закоріненим в фольклор украинским романтизмом у Леси Украинки тоже немного общего.
Ее неоромантические персонажи-бунтари отличаются прежде всего вольовитістю, целеустремленностью и стоической готовностью к борьбе и противостоянию общественности. Эти неоромантические ориентации сочетаются в творчестве с тенденциями, которые можно обозначить как неоклассические. Выбирая уже апробированные образы и сюжеты, Л.У. в основном разворачивает маргинальные, едва обозначенные мотивы, не отмечены традиционными интерпретациями. Как раз здесь ей удавалось, в частности, оригинально раскрыть интеллектуальный и чувственный опыт современной женщины, избежать жесточайших табу, продиктованных патриархальным взглядом га мир. В то же время, очевидно, это обращение к авторитетных классических структур помогало ей выйти из прокрустових границ украинской повествовательной традиции, которая почти не имела произведенных средств для анализа современного сознания, внутреннего мира интеллигентного персонажа-современника.
4. В 1898 году в “Литературно-научном вестнике” появляется статья и. Франко о творчестве Леси Украинки, в которой он ставит поэтессу в один ряд с Шевченко: “со времени Шевченковского “Поховайте та вставайте, цепи разорвите” Украина не слышала такого сильного, горячего и поэтического слова, как из уст этой слабосильной, хорої девушки”. Действительно, это был человек исключительного мужества и принципиальности, душевной красоты и художественного дарования. Ее талант проявился во многих разновидностях литературного труда - поэзии, драматургии, прозе, литературной критике и публицистике, переводческой работе и фольклористике.
С первых шагов работы поэтессы замечаем притяжения к лирического цикла. Интерес к циклу как композиционного средства лирики не теряется на протяжении всей его литературной деятельности. Лирический цикл в творчестве Леси Украинки играет важную композиционную функцию, расширяет возможности лирических жанров. Предмет изображения подается в разных аспектах, лирическая поэзия перерастает рамки одноразовой вспышки чувства, мысли, настроения, а воспринимается как часть целого. В кругу других стихов она дополняет и расширяет внутренний подтекст, что объединяет весь цикл. У Леси Украинки видим такие принципы компоновки цикла: идейно-тематический (оружие, меч обоюдоострый на врага - в цикле “Ритмы”), зрительный принцип (“Путешествие к морю”), музыкальный (“Семь струн”).
В начале 1893 г. во Львове выходит первый сборник стихов Леси Украинки “На крыльях песен”, которая, по оценке Франка, составляет без сомнения важнейший поэтический достижение украинской оригинальной литературы по 1892 год. В сборник вошли циклы “Семь струн”, “Звездное небо”, “Слезы-перлы”, “Путешествие к морю”, “Крымские воспоминания”, “Детские” и еще 29 стихов, не объединенных в циклы (среди них “Contra spem spero”, “Досвітні огні”, “Мой путь”), а также поэмы “Самсон”, “Лунная легенда” и “Русалка”. Осип Маковей выделял три мотива: сетования на собственную судьбу, судьба Украины и восхищение природой. Унылый настроение он объяснял преимущественно тяжелым состоянием здоровья поэтессы.
Сборник проникнутая мотивами стоической борьбы с судьбой, не новыми, в конце концов, в тогдашней украинской литературе, во многом наслідувальними призывами к самопожертвованию, к служению родному народу. Однако мотивы стоического противостояния приобретали у Леси Украинки, которая с раннего детства была вынуждена бороться с тяжелым недугом, личностного окраску. В сборнике автор еще охотно использует риторические фигуры непосредственного обращения к адресату - Украины, народа, родного края... Находим здесь общепринятые образы тяжкого пути и колючих тернов вдоль него, непогоды и “темной ночки”, ведущей звезды и желанной “свободы гожої”.
Сборник открывает цикл патриотической лирики “Семь струн”, из которого возникает образ “бездольної матери” Украины, что получает свое развитие в следующем цикле “Слезы-перлы”. Характерна эволюция лирического героя от оплакивания к постановке вопроса “или погибель, или победа”. Здесь звучит не бессилие, но вера в справедливость борьбы до смерти. Мотив неистребимого оптимизма звучит в стихотворении “Contra spem spero”, который утверждается как кредо молодой писательницы. Несмотря на все тяготы и неблагосклонность судьбы, лирическая героиня будет бороться, даже не имея твердой уверенности в будущей победе. Именно борьба, противостояние злу, пусть и без надежды на успех, придает смысл человеческому существованию. Небудничный темперамент, своеобразный бунтарский активизм проявляются во многих стихах, так что сожаления-причитания преодолеваются ради незмиренної борьбы, борьбы не столько с внешними обстоятельствами, как с собственным отчаянием. Автобіографізм, интимность этого стоїзму тяжело больной поэтессы время відсвіжують даже избитые уже в литературе предыдущих эпох формулы противостояния злой судьбы: поднимать сизифов камень на “гору крутую” с веселым вызовом и пренебрежением к фатуму и его вершителей.
То же стремление преодолеть все препятствия, отчаяние и уныние вдохновляет и обращение к общественным темам. Этика борьбы у Леси Украинки - это этика гордой жертвенности. Ее лирическая героиня отрекается от бессильных слез, которых так много пролили предшественники. Слез, что льются от бессилия, - нужно стесняться. В стихотворении “И все-таки к тебе мысль несется” автор формулирует знаменитый афоризм - “Что слезы там, где даже крови мало!” Тем, кто живет среди бури, в эпоху борьбы и героики, следует забыть “печаль бессилия”. Два следующих цикла - “Путешествие к морю” и “Крымские воспоминания” - привлекают внимание не только любовью к родной земле, но и течением рефлексии лирического героя, его размышлений о волю и неволю. В пейзажной и интимной лирике этого сборника мир природы - страна солнца и злотистої лазури.
Хоть немало места отдается ученичеству, народническим атрибутам, однако в целом первая книга свидетельствовала, что в украинскую литературу пришла новая поэтическая сила. Молодая поэтесса обогащает национальную литературу новыми мотивами, образами, разнообразит ритмичную и строфічну строение стиха, утверждает в лирике принцип циклизации, который расширяет границы и возможности лирических жанров. Про свою первую сборку Леся Украинка писала: “На крыльях песен” не есть мое последнее слово, а когда я думаю идти дальше, то уже вперед, а не назад”.
Жизненные обстоятельства, в которых приходилось работать писательницы, постоянно выдвигают на передний план в его творчестве проблемы художника и общества, задача поэта. Потребность в лечении, оторванность от дома, друзей, невозможность активной практической деятельности угнетали Лесю Украинку: “нельзя, грех быть инвалидом, когда так много работы и так мало людей”.
в 1899 году во Львове выходит второй сборник стихов - “Думы и мечты”. Сюда вошли циклы “Мелодии”, “Невольничьи песни”, “Отзывы”, поэмы “Старая сказка” и “Роберт Брюс, король шотландский”. Поэтесса вся в напряженном ожидании, в непобедимому стремлении действия. Значительное место занимает романтическая образность. Развивается заявленное противопоставление близлежащих сумрак-тьмы и пожаданої зарницы, молнии, лучезарным и просветляющего огня. Свою современность автор, в согласии с романтической верой, оценивает как подлое межвременье, тюремное прозябание, “времена глухонімії”. Это - существование без подвижничества, без героики и борьбы, без триумфальных венков. Сочувственные мотивы, оплакивание народной скорби и призывы к неутомимого труда сеятеля-просветителя, которые были определяющими для первой книги, в этой и следующей поэтической сборниках уступают место афористичным лозунгам неповиновения и индивидуального противостояния: любовь теперь переплетена с ненавистью... Слепая судьба, вопреки которой лирическая героиня сеяла цветы на морозе и искала между облаками ведущую звезду в темную ночь, теперь совсем потеряла силу.
Сборник открывала поэма “Давняя сказка”, в которой страстно прозвучала тема призвания поэта, его обязанности перед народом. Все три помещенные в этом сборнике циклы “Мелодии”, “Невольничьи песни”, “Отзывы” продолжали эту тему. Кроме того, новые произведения утверждали тему героического подвига, обогащали концепцию активного человека того времени. В цикле “Невольничьи песни” звучит отрицание покорности как человеческой позиции. Стремление, жажда героизма объединяет общий пафос этого цикла. В постоянном взаимопереплетения доминируют эстетические категории возвышенного и трагического. Героическая фигура, несгибаемый характер, драматическая ситуация - в центре внимания автора (“Поэт во время осады”, “Грешница”). Поэтесса ищет исторические и легендарные аналогии, в результате художественное воображение приводит ее к личности Спартака, который собрал под свой флаг восставших рабов, к богоборца Прометея. Любовь и ненависть, безумство храбрых и смертельный отчаяние викрешувались с мучительного чувства стыда. Поетці стыдно за себя и за свою страну. Обогащаются средства выражения и растет в художественной ткани произведения удельный вес диалогичности, сопоставление различных взглядов, что становится характерной чертой стиля Леси Украинки. Рисуя образы широкого обобщения, автор почти не дает портретных характеристик, сосредоточивая внимание на внутренней сущности характера. В сборнике “Думы и мечты” каждая поэзия - отдельная персонифицированная идея - образ потомков Прометея (“Fiat nox”), поэта (“Поэт во время осады”), ангела мести (“Ангел мести”), жены Данте (“Забытая тень”) и др.
В 1902 году в Черновцах выходит третий сборник ее стихов - “Отзывы”. Она состоит из циклов “Из невольницьких песен”, “Ритмы”, “Минуты”, шести легенд и драматической поэмы “Одержимая”. Опять же здесь звучит тема художника и общественной функции слова. В этом сборнике отчетливо проявился отход Леси Украинки от медитативной лирики к лиро-эпоса (легенды), до драматического монолога, от рифмованого до белого стиха, к розкованості строфічної и жанровой. Заметен также рост драматического элемента в лирике и особенно философской углубленности поэтического мировосприятия, концентрации мысли.
Литература:
1. Бабишкін О. Драматургия Леси Украинки. - К., 1964 2. Бичуя Н. Белая Вила. - Львов, 1978. 3. Гозенпуд А. Поэтический театр. - К., 1947.
4. Демьяновская Л.С. Украинская драматическая поэма - К., 1984. 5. Драч И. Слово о Лесе // Драч И. Духовный меч: Лит.-крит. ст. и эссе.-К., 1983. 6. Зеров М. Леся Украинка // Зеров М. Произведения: В 2 т. - К., 1990. - Т. 2.
7. Костенко А.И. Леся Украинка: Документальная повесть. - К., 1971. 8. Костенко Л. Поэт, что шел по лестнице гигантов // Леся Украинка-Драматические произведения. - К., 1989. 9. Кудрявцев М. Драма идей в украинской новейшей литературе XX в. -Каменец-Подольский, 1997.
10. Кулинская Л.П. В мире идей и образов: Особенности поэтики драмы Леси Украинки. - К., 1971. 11. Леся Украинка в воспоминаниях современников. - М., 1971 12. Мороз Л. О символизме в украинской драматургии // Современность. -1993.-№4.
13. Надворных Н.С. "Я честь отдам титана Прометея..." // Оружие искрящаяся. - К., 1980. - С. 176-205. 14. Полушкина Л. Бессмертная драма ("Каменный хозяин" Леси Украинки). - К., 1972. 15. Радишевский Р.П. Искры единения: К вопросу о интернациональные мотивы творчества Леси Украинки. - К., 1983.
|
|