Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
ШЕВЧЕНКО НЕПРОЧИТАННОЕ



Тарас Шевченко родился в крепостной семье в селе Моринцах. Затем ему будут белыми ночами сниться сорняки, где он прятался от мачехи, то от дьяка. Потом к нему будет приходить в снах первая ласточка - Оксана.

Правда, Оксана? Чужая чернобровая!

И ты не вспомнишь того сироту,

Что в серой свитке, бывало, счастливый,

Как увидит чудо - твою красоту.

И таким же бесследным призраком появится и исчезнет Г. 3.

Если бы встретились мы снова,

Или ты испугалась бы, или нет?

Какое ты слово тихеє

Тойді бы сказала мне?

И факты верны, и цитаты верные, но все не то и не так...

Он появился и исчез, и оставил для села сказку. Следы, которые он оставлял, были какие-то смутные и неуловимые. Неясны его следы и в помещика Енґельгардта, который заломил за крепостного сказочную цену, и цена была уплачена...

Совсем загадочное его сближение с семьей Брюллова. «Физиономия не крепостная» - первое впечатление прославленного художника. А за полгода вчерашний крепостной становится уже как бы другом семьи Брюллова. Но настоящее чудо впереди. Парень попадает в о чем мечтал царство - в Академию художеств и занимается там чем-то совсем не тем - своим колдовством.

Он был художник по милости Божьей, его влекло искусство кисти еще с детства. И, наконец, он встретился с великим миром искусства. Он любовался им. В настоящих музеях...

А потом... ушел в себя и - взялся за свое. «Причинная» - то первое его колдовство. «Кобзарь» открывается первым произведением: «Ревет и стонет Днепр широкий». Но это невероятно - не только как начало творчества! Это вообще невероятная магия - мир музыки в слове. Музыка между словами - мир загадочный и неуловимый, как сам феномен «Причинной» - завороженої девушки, что разминулась со своей судьбой.

То был первый его вещий романтический сон о судьбе украинской девушки. И первая большая любовь - единственная, навсегда. В личной жизни он с ней разминулся. Как, в конце концов, разминулся со своей личной жизнью. Оно не состоялось. Потому, собственно, не было жизни в Украине ее детям.

Нас до глубины поражает большая любовь Шевченко - любовь к Украине. Любовь проходит через всю украинскую литературу. Из нее сделали тему. Из нее произвели амплюа. Время из нее делали профессию... Но даже среди искренних идеалистов Шевченко чем-то выделяется. Или только тем, что

Вия первый полюбил ее,

Как сын любит мать,

Хоть бы была она слаба,

Старая, изможденная, бедная?..

(Леся Украинка)

Кажется, не только тем. Страдание имеет свой язык. Этого языка глухие говоруны не слышат. Они делают вид, что понимают, о чем пишет Шевченко, они думают - о господ, крепостных... Это то же самое, что говорить о соборе, то кирпич, железо и дерево.

Шевченко пишет о встревоженную душу человека, о его борение с активным злом, с густой темнотой. О порывы и порывы к своей Небесной отчизны. Сквозь беспросветные тучи и безнадежно искалеченное жизни. Может, с тех пострадавших ран и выглядит душа заглядывает нам в глаза большими глазами страданий.

Вспомним, где впервые появляется феномен Шевченко любови. В образе обманутой, попираемой и заброшенной Екатерины. Любит ли он ее?

Ну, как ее можно любить, розлюблену, прогнану родными... Не любит, не ненавидит - он перевоплощается в нее и живет ее жизнью. Он ее покидает в плену отчаяния, когда она топится. Но потом вновь обретает уже под другим именем, при других обстоятельствах... «Слепая»... «Марина»... «Сова»... «Наймичка»...

В містерїї «Большой погреб» не ее узнает в образе перевтіленої в птичку девушки, которая напоила царю коня тогда, когда тот ехал разорять Батурин.

Наконец, он в высоком творческом порыве подносит ее к Мадонне, но одновременно поднимает с той Мадонны корону - так, как раньше с Лилии срывал лепестки, чтобы сделать ее настоящей и узнаваемой.

Распяли ...

и тебя, как сына. Наплевали

На тебя, чистую, палачи;

Розтлили кроткую! а ты...

Как золото в том горниле,

В человеческой душе возобновилась...

Потому что действительно, разве не было пренебрежением Мадонны - обман и растление каждой девушки, что родилась для сохранения святости семьи и чистоты домашнего очага? Разве можно представить Мадонну вне миллионами девичьих лиц, с которых пишется ее образ? Разве не для того явилась нам Мадонна, чтобы воплощаться в грезах юной девушки и роїти в нее мечтаю родить спасителя людей?

И разве не для того явился Спаситель, чтобы открыть каждому прообраз его драмы, в которой надо выбрать какую-то свою роль, брать чей-то след.

Следует Праведника, что ведет на Ґолґоту.

Следует Иуды, что ведет к повешению.

Следует Пилата, который прокатывает (но не отмывает) руки.

Следует Петра, что малодушно отрекается от Учителя и все же вновь возвращается, чтобы основать его Церковь.

Никому не разминуться в жизни с драмой суда над Праведником.

«Свою земную отчизну Тарас Шевченко любил и воспел с удивительной, почти безумной силой» (Луначарский). Да, потому что он любил в ней Мадонну - как в молитве - «всем сердцем, всей душой, всеми помыслами». Он всем сердцем чувствовал красоту, грех и расплату нашей доверчивой национальной Мадонны.

В поэме «Ведьма» он вновь драматизирует эту свою любовь.

Безумие - это единственное естественное состояние, в котором могут остаться живыми те, кому перекрыт источник Истины и закрыто Небо.

В стране, где король - убийца, королева становится наложницей, придворные - шпионами и стражниками, а честный и чистый - сходит с ума. Гамлет остается со шпагой, поэтому его безумие двойное, загадочное. Но Офелия беззащитна, и ее безумие абсолютное и безнадежное. Единственное, что делает Офелия - поет.

В Шевченковой Ведьмы еще тяжелее крест. Она с того края, в котором не просто убийце суждено стать королем. Здесь все короли

- убийцы: они посылают в Украину своих рабов - убивать, обманывать, растлевать и грабить чужое. И эти рабы растлевающие беззащитную невинность. У Ведьмы тяжелый крест: она остается жить. Что больше - своим страданием она утверждает тяжелую христианскую идею прощения ворогові. ее предшественницы в безумном порыве несли своему палачу смерть за смерть. А она в неслыханных муках дошла смирение. Она потеряла Бога и снова нашла его.

Случайно ли отец ее, преданный и покинутый, перед смертью приберег для дочери единственное слово: «Я прощаю». Это то слово, которое вся Украина говорила на Пасху устами старых и молодых. Все всем прощали перед лицом светлого Воскресения, чтобы быть достойными Воскресения. Потому что действительно - какой смысл в человеческом страдании без вершины - воскресение? И какой смысл в избегании страданий, когда смысл жизни - в грядущем воскресении?

Человек в Шевченко проходит короткую страшную дорогу жизни - от иллюзий радости в бездну разочарований и отчаяния, а потом в примирении с Богом постигает свою суть. Обретает мир в душе.

Позже эта тема будет развита в романах Достоевского, который поворачивает человека лицом к обманутых, поруганных и обиженных. Ибо только они встретились с собой.

Моя это мать и сестра,

Моя се ведьма, чтобы вы знали...

Но мы слышим: «Твоя матерь и сестра, твоя се ведьма, чтобы вы знали».

Перед нами артистическое воплощение ее судьбы. Знакомой судьбы, с которой вы в жизни просто разминулись. Психологическая подлинность открывает вашу причастность к этой участи. Потому что в человеческой подлинности и в художественной действительности все мы - родня, и все играем разновидности той самой роли, которую Шекспир в монологе Макбета определил:

Все «вчера» лишь освещали путь

До тлена смерти. Гасни же, куцая свечи!

Жизнь - подвижная тень, актер на сцене.

Поиграл, побегал, погаласував

Свою долю - и пропал. Оно -

Это глупость сказка, вся со слов громких

И совершенно бессмысленная.

1990

Евгений Сверстюк