Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Григорий Тютюнник
ОБРАЗ ПРИРОДЫ КАК ОПТИКА ВЫРАЖЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В РОМАНЕ ГРИГОРИЯ ТЮТЮННИКА „ВОДОВОРОТ”


С. А. Лисовская

В статье рассматриваются образы природы в романе «Водоворот» в аспекте освещения их влияния на внутренний мир персонажей, их чувства, переживания. Анализируются образы природы, изображенную в романе с точки зрения проявление ими экзистенциальных чувств героев.
Жизнь украинского народа еще с древних времен неразрывно связано с природой. Общеизвестным является тот факт, что до принятия христианства наши предки были язычниками. Они в разных формах обожествляли природу и ее явления, придавая им символический смысл. Деревья, цветы, различные растения, огонь, вода, солнце, луна, звезды трактовались людьми сквозь призму их полезности для жизни. Все то, что выгодно человеку, от Бога, а все вредное - от Лукавого. Мировоззренческие представления и верования украинцев в разные времена и в разных регионах подтверждают, что «сердцевину мировоззрения нашего народа составляет человек, его душа, судьба, жизнь. Через такую призму воспринимается и окружающий мир»[1, 96].
Поэтому понятно, что природа является вечным источником вдохновения художника, его багатограної творчества. В произведениях писателей изображения пейзажей функционируют не только как композиционный прием, но выступают и фактором психологических факторов. Органическая связь вечно меняющихся и неповторимых картин природы с внутренними переживаниями человеческой души особенно заметен в устном народном творчестве. Душевное состояние героя в народных песнях часто изображается как контраст к явлениям природы. Еще М. Гоголь писал: «Природу в них (песнях) еле видно в куплете, однако черты ее такие новые, тонкие, подают весь предмет, а впрочем, к ним прибегают для того, чтобы сильнее выразить чувства души» [2, 37].
Именно с образной системы, символики и поэтики фольклора и черпает художественная литература свою силу. Александр Потебня говорил о том, что искусство является не непосредственным отражением природы в душе, а в определенной видоизменением этого отражения [3, 51]. Каждый образ природы, каждый ее элемент, по словам Л. Петрухіної, «от монументального пейзажа в маленького растеньица как детали - в ходе акта творения подлежит процесса трансформации через разум и чувства художника, через его эстетические критерии и духовные переживания» [4, 7].
Художники слова воспроизводят состояния человеческой души с помощью разнообразных художественных образов, имеющих символический характер.
В художественных образах важным является соотношение между предметным и смысловым планам изображения, «категория символа указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного» [5, 378-379]. Я. Полищук, придерживаясь аналогичного мнения, несколько смещает акценты: «Неповторимость символа предстает в сочетании индивидуального и общего его составляющих. Невичерпальність символического образа обеспечивается богатством ассоциаций, заложенных в него талантливым автором. При этом определенным ключом к пониманию эстетического кода становится первоначальный смысл образа: на него накладываются, наслаиваются другие смыслы»[6, с. 295].
Под влиянием социальных факторов и по самой логике развития литературоведческой науки возникает необходимость обратиться к изучению творчества писателей XX века по-новому, не только сквозь призму соцреалистического канона. Проза Григория Тютюнника до этого времени не рассматривалась в аспекте экзистенциального дискурса. В этом и заключается актуальность нашего исследования.
Целью статьи является наблюдение искусства моделирования природы в романе «Водоворот» Григория Тютюнника, освещение образа природы как своеобразной призмы отражения экзистенциальных состояний героев произведения.
Иван Семенчук называл предшественников Григория Тютюнника, которые мастерски моделировали в своих произведениях картины природы. Это Т. Шевченко, Леся Украинка, П. Тычина, А. Головко, М. Рыльский, О. Гончар, М. Стельмах.
В романе функционируют следующие топосы: солнце, луна, весна, зима, ночь, степь, небо, одинокие ивы, ромашка, вода, ветер.
Видения природы в «Водовороте» почти всегда реальные, но в мировосприятии персонажей иногда приобретают ирреальных измерений. Они зримые, пластично-объемные, динамические. Пейзаж в произведениях Тютюнника оттеняет настроения героев, то гармоничные, то контрастные с чувствами героев.
Как и во многих классиков украинской литературы, екстрадієгетичний наратор начинает роман «Водоворот» с описания летнего дня в Присуллі. Жизнь природы воспроизводится в переломный период. «В запении к «Виру» Григорий Тютюнник слишком «хладнокровный» - в его повествования поражает суровый реализм, лаконизм, простота»[7, 211].
Модели природы как «символическая формула» предстают своеобразным информационным элементом в образной ткани романа «Водоворот». Григорий Тютюнник, актуализируя «всеобщие стержневые признаки, имманентно присущие национальной ментальности и одновременно человеческому роду»[8, 66], представляет широкую панораму действительности середины XX века, сложную судьбу героев, затрагивает актуальные вопросы бытия народа и личности. Он применяет неореалистические дискурс, но и использует сложную систему образов-символов и топосов, скомпліковані формы времени и пространства, создавая эпический роман.
Сквозной образ солнца доминирует в первом разделе романа «Водоворот». Он выполняет концептуальную функцию, аккумулируя жизнеутверждающее мировоззрение наратора.
«Брызнуло солнце. Запарувала пашня, тускло заблестели одвернуті лемехами пласты земли»[9, 9]. Наратор применяет переменную фокалізацію: «Солнце пригревало сильнее, земля дышала вільготніше, с голубого неба долетал полный сожаления клюквенный трубный клич, который то гучнів, то замирая, тая в голубой безвестности»[9, 9]. Картина солнечного утра неповторимая и трогательная, представляется сквозь призму восприятия героя, кроме того, она накладывается на ощущение в душе Тимки Вихря, в его сердце происходит такое же состояние возбуждения, приподнятости, как и в природе. В Тимковій душе то солнечно, то тревожно, неясно-тревожно: «Тимка, налегая руками на рукоятки, часто задирал голову, провожал даленіючі угольники журавлей, и тихая грусть осаждал его сердце»[9, 9]. Однако как бы не было тяжело на душе, светлый, полон солнца и весенней радости настроение берет верх в душе героя. Художник воссоздает целую гамму чувств персонажа от созерцания пейзажа и мира, постигает его зрение. В его восприятии природа живет, растет, наполняется жизнью и радостью. Образ Тимки Вихря олицетворяет вітаїстичне начало бытия. Как жестоко к нему относится судьба, он не падает духом, а верит в лучшее, солнечное будущее.
Следующим концептуальным образом-символом в романе есть степь. В соответствии с общей культурной, мифологической и религиозной традиции символика степи имеет амбивалентный смысл: с одной стороны, он означает определенную территорию, «безлесый пространство в зоне сухого климата, покрытое травянистой растительностью»[10, с. 257]; а с другой - это неопределенный, конкретно не определен первоначальный топос, место философских и мистических размышлений и видений персонажей.
Функциональность мифологемы степи в романе определяется согласно его полісемією. Художественное слово представляет степь: а) как конкретный топос, или мнимо-географический, непосредственно или опосредованно связан с реальным миром; б) как предельную ситуацию между материальным миром и сферой трансцендентальності, удостоверяющий текучесть и неопределенность границ между реальностью и воображением. Пространственная композиция степи, изображенная в романе «Водоворот» и выступает своеобразным выразителем общего настроения и личных чувств Оксена Гамалеи. Образ степи аккумулирует, интенсифицирует и передает реципиенту эмоционально-психологический настрой: тоску, скорбь, душевная боль, то есть чувства, которые «существуют во власти реальности и одновременно является формой протеста против нее, подчеркивают несмыкание с действительностью»[11, 90]. Природа, история, жизнь, люди, все эти образы пропущенные сквозь призму ощущений, переживаний Оксена Гамалеи.
Неслучайным реципиентом голоса родной земли становится Оксен Гамалия, человек утонченной натуры, влюбленной в красоту. Наедине со степью - медиатором между двумя часопросторами (прошлым и нынешним), между двумя мирами - земным и небесным - герой открывает все свои самые сокровенные мысли. Находясь в экзистенциальном состоянии беспокойства, переживания, неуверенности, Оксен будто сливается с наратором, мысленно задает ряд риторических вопросов, обращаясь к могилам, как к живым существам: «Сколько веков вы стоите тут, среди степи, как немые свидетели великих битв, кого хороните вы в своем черном уюта?...запорожца или бойца-будьонівця, которого «ой, убит, убит, затянут в рожь, красной китайкой личенько покрыто?» Вы німієте, вы молчите? Так скажите же, когда наступит такое время на земле, что не ростимете вы по земным степях и раздольях и не блуждают матери, ища вас, не сеять тяжких слез по несходжених степях? Почему же вы молчите и хмуритесь на свет дня? Или, может, снова надієтесь принять в свои черные ямы сыновей степного края?»[9, 68-69]. Прозаик применяет внутреннюю фокалізацію, воспроизводя психику героя, его рефлексии над вечными вопросами бытия. Внутренний монолог напоминает речитатив народной думы, героической песни. Этот эффект достигается благодаря плавности нарации, інтертекстуальності, т.е. присутствия отрывка из песни «Ой, у полі жито», многочисленных тропов, прежде всего, эпитетов и метафор, которые отмечаются синестезійним и смислотворчим характером. Герой словно бы находится в пограничной ситуации между миром реальным, материальным и сферой трансцендентальності. Он своими размышлениями о судьбе человечества преподносится далеко от реального мира, в его сознании происходит разрыв привычного течения жизни, кажется, еще мгновение - и он сумеет разгадать тайны, скрытые в сторожевых могилах, услышит их мистический голос. Но наратор вмешивается в поток мыслей героя. Он решает оставить эти вопросы без ответа, обрывая нарацію пейзажным рефреном: «Молчат могилы, и безграничным морем течет до самого горизонта припорошенный весенней пылью степь. Петляет в степную безвестность искореженный путь»[9, 69].
Для героя романа, Валентина Дороша, природа - животворный символ новой жизни, лучшего будущего. «Он шел тихо, иногда останавливаясь и вдыхая свежий весенний воздух. Чувствовал себя возбужденным и немного взволнованным от того, что перед ним раскрывается новая жизнь...»[9, 103]. Наратор использует прием «обратного кадра», аналепсис, чтобы показать, почему такое большое влияние на Валентина создало весеннее цветение. «Нет уже военной службы, которой он никогда не любил и которая никогда не была ему по сердцу, нет госпиталя с его нудотливим вонью камфоры и эфира, нет надоедливого шлепки тапком по коридорам, где прогуливаются ранены, нет ежедневного причіпливого попечение врачей и их вечных вопросов о том, что он ел, как ел, как спал, прекратился в голове шум, является еще до сих пор»[9, 103]. Наратор отделяет прежнюю жизнь героя от настоящего анафорою «нет». Описание абсурдного существования в прошлом, замкнутый с двух сторон рассказом о новая жизнь, новые надежды и чаяния. «А зато вокруг весенний шум, здоровые, сильные люди, свежий воздух, волнующий запах политой дождем земли и освіженого весенним ливнем степи»[9, 103]. Свое отношение к войне, как к безобразного, абсурдного явления, к ее последствиям, наратор выражает через воспроизведение мертвенности реалий, связанных с войной. Уродства, абсурдности войны в произведении противопоставляется описание реального, мирного пейзажа, что предстает перед героем романа. Прибегая к повтору «нет», наратор акцентирует на контрастности эмоционально-смыслового наполнения этих описаний, на життєлюбстві своего персонажа, на антигуманной сущности войны, ее разрушительном начале. Контрастное противопоставление достигается благодаря полярно отличным словосочетанием: «нудотливий запах камфары и эфира» - «свежий воздух»; «раненые» - «здоровые, сильные люди»; «шум в голове» - «весенний шум». Зрительные и звуковые образы мирной природы дополняются зображально-выразительными деталями: эпитетами и метафорами: «весенний шум», «свежий воздух», «запах политой дождем земли», «освеженный весенним ливнем степь», «нежная мягкость звуков», «левады, которые дымились туманом», «листочки высоких тополей, зелеными фонтанами били с теплой земле». Перед реципиентом встает образ влюбленной в природу человека, которая не может представить себя вне реалиями жизни.
Изменения в настроениях и чувствах Тимки Вихря после встречи с любимым Орысей наратор также обрисовывает на лоне природы. Мир становится для Тимки прекраснее, прекраснее, милее: «Трава, которая казалась ему раньше мрачно-седой, гневной под налетами ветра, стальной, дзвенючою, как что-то неживое, теперь розступалася перед ним прозрачно-зеленой морской волной, как перед молодым богом, раскрывая то, что раньше скрывала: всю свою сокровенную красоту»[9, 237]. Зеленый цвет в европейской символике - цвет надежды, свободы, жизнь, растения начинают зеленеть весной в пору надежд»[12, 126], поэтому Тимка не хочет нарушать своим вмешательством красоту природы.
Описание весны и лета в романе представлены в гармонии с чувствами героев, их переживаниями, болями, тревогами, рефлексиями. Далее изображения красоты пейзажа подается через контраст к чувствам людей. «Но никто не любовался красотой осени. Люди опускали глаза перед ее поразительным блеском»[9, 351]. Идет война. Наратор подает целый ряд вопросов и ответы на них, которые дает природа в дни войны. «Сохли на ивах лед, паутина позаплітало на них устинки. Что теперь ловить в те вентеря? Звезды в Ташани в тихие осенние ночи? Потрескались лодки, обрастают зеленым мхом. Кто поплывет на них? Разве ивовый листочек? Умирают травы. Кто будет косить? Осенние дожди... И ходили люди, озабоченные, встревоженные, вставали, как светало. И ложились спать далеко за полночь, их беспокоило одно: как жить, что делать?»[9, с. 352]. В этом кратком описании вся боль, тревога, абсурдность войны, ее разрушительный характер и неприятие ее простыми людьми, которые более всего любят жизнь, природу, труд. Философскую нагрузку несет на себе и следующее описание: «И уже война вгрызается железом где-то позади, стряхивает в тьму человеческую жизнь, обжирается кровью, гасит глаза святому воинству, гогот вулканами, - а тут вымывает ветерок полива на небе, розхукує белое хмариння. И целые потоки синевы заливают мир и ніжать землю духом неба и корни; и то единение земли и неба щемит в груди тревогой вечности»[9, с. 353]. Страшным чудовищем, монстром, предстает в восприятии персонажей война. Она будто мифическое существо, которое уничтожает все вокруг, но жизнеутверждающая сила природы берет верх над мертвотністю и черствостью войны, философские размышления несут позитив, наратор подает следующее предложение как доказательство того, что жизнь победит смерть. «Человек чувствует себя новорожденным перед красотой жизни, и сияние добра освещает ей душу, и в том сиянии она видит себя со стороны первозданной, непорочной, доброй, как перкалеве свет березовых рощ, нежной и искренней, как голуб'яче сердце»[9, с. 353]. Словосочетание «голуб'яче сердце» предстает в романе символом мира.
Роман начинался описанием весны, следующие разделы - описаниями лета и осени, заканчивается роман приходом зимы. «Над снегами и над домами провисает черная мертвенностью, глухо, грустно»[9, с. 476]. И снова война, с ее мертвотою и чернотой. Преобладают в описаниях черные и бордовые цвета - предвестники беды. Душевное беспокойство, тревожные ощущения растут в сердце Арины Тетери, когда она пришла к реке. «Она стала на колени и, приложив ладони к вискам, заглянула в воду, которая была черной и беспокойной»[9, с. 489], чтобы излить свою боль, свои тревоги, и природа, понимая, как трудно героини видеть горе и ужас войны, раскрывает перед ней красоту и величие фантастического нереального мира, созерцая который женщина хотя бы на мгновение забывает свои проблемы. В ее сердце зарождается надежда на лучшее будущее.
Итак, роман „Водоворот” Григория Тютюнника наполнен пейзажными видениями, которые оттеняют душевные состояния героев, наполняя их екзистенціалами тоски, одиночества, страха, таким образом выражая их экзистенциальную онтологию бытия. С этой целью романист изобразил образ природы в динамике, сквозь оптику восприятия человека, что отражает его духовный мир, рефлексии над вечными вопросами жизни. Поэтому природа в художественном мире персонифицируется, живет, непрерывно меняется, переливаясь найневловимішими оттенками красок и звуков, настроений и переживаний. Главное, что автор сумел мастерски показать гармонию человека и природы, их изначальное единение, а одновременно и противостояние. Через яркие и выразительные образы природы писатель сумел проникнуть в духовный мир героев, выразить их непокорный, страстный дух, эмоциональный характер.
SUMMARY
The article deals with the images of nature in the novels «Vyr» in terms of interpretation of their influence on the characters inner world, their fulings, emotional experience. The images of nature depicted in the novel as emphasis on the characters existential fulings are analyzed.
Key words: the image of nature, transcendentalism, the absurd, existentialism, image-symbol.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Украинское народоведение. - Львов, 1994. - 607 с.
2. Гоголь Н. О малороссийских песнях // Братство культур. - К., 1954.
3. Потебня А. Эстетика и поэтика слова. - К., 1985. - С. 51.
4. Петрухіна Л. Образы природы как состояния экзистенции в поэзии (теоретический аспект). - Автореф. дис.... канд. фил. наук. - Львов, 2000. - 18 с.
5. Аверинцев С. Символ // Литературный энциклопедический словарь / Под ред. Кожинова В. - М., 1987. - С. 378-379.
6. Полищук Я. Мифологический горизонт украинского романтизма. - Ивано-Франковск, 2002. - С. 295.
7. Семенчук И. Григорий Тютюнник (Мастерство писателя). - К., 1971. - 231 с.
8. А. В. Дранов и др.Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Эвропы и США): концепции, школы, термины / Энциклопедический справочник - М., 1996.
9. Тютюнник Г. Водоворот: Роман . - К. , 1990. - 512 с.
10. Краткий толковый словарь / под ред. Л. Гумецької. - К., 1978. - 296 с.
11. Федоров Ф. Романтический художественный мир: Пространство и время. - Рига, 1988. - С. 90.
12. Кононенко В. Символы украинского языка. - Ивано-Франковск, 2005.