Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

УКРАИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК УКРАИНСКОЕ ДУХОВНОЕ НАЧАЛО

А.О.Євграфова, О.Г.Ткаченко

Статья посвящена анализу творчества Тараса Шевченко с точки зрения его роли в формировании украинской национальной идеи как етноментальної категории.

Цель статьи - проанализировав самую главную для украинцев книгу - Кобзарь, показать его влияние на становление украинской национальной идеи, значение его творческих принципов для дальнейшего развития независимой Украины.

Актуализацию слова “украинский” можно считать мотивированным, потому что это обусловлено концептуальным подходом к пониманию сути украинской национальной идеи, о которой спорят: сработала ли она, является ли она сугубо украинской, возможные изменения ее сущностной парадигмы, в чем проблема ее научного переосмысления, является конфликт между национальной/националистической идеологемой украинской идеи и т.д.

Учитывая, что “весь поздний украинское национальное движение в той или иной степени выводился из взглядов гениального поэта” [10,с.23] и что “это - поэт, который создал нацию” [8, с.7], мы попытаемся рассмотреть истоки идеологии национальной идеи в творчестве Шевченко и показать органическую связь Кобзаря с современной Украиной, родным языком и национальным сознанием.

Теме етничної идеи, в данном случае украинской, посвящено значительное количество научных трудов, в которых эта проблема рассматривается в различных аспектах: социологическом, философском, политическом и т.д. Проблема, с одной стороны, является понятной и связанной с чувством обостренного патриотического начала, а с другой стороны, развитие, становление национальной идеи не только заслуживают внимательного исследования, но и является насущной научной и политической потребностью в процессах национального возрождения Украины как самостоятельного демократического государства.

Актуальность исследования заключается в том, что мы говорим о национальной идее не абстрактно, а как о необходимости ее иметь на фоне того, что Украина на протяжении веков находилась в невыносимых общественно-экономических и национально-политических условиях, под жестокой политикой оккупантов, при нещадной эксплуатации на русском властью, запрете украинского языка.

В таких условиях рабства, рекрутчины, неустроенности личной жизни и беспризорности, всегдашней травли и преследований, без системного образования и сформировался Шевченко, который смог стать профессиональным художником - академиком графики, поэтом, драматургом, писателем-просветителем.

Всего лишь сорок семь лет жизни. Двадцать четыре - в рабстве, десять - под муштрой и шпицрутенами, а остаток жизни - под пристальным наблюдением: 47-34=13 - грустная арифметика...

Чудо, но современные школьники, абитуриенты и даже студенты вообще путают, а то и вовсе не знают, где, когда родился и кем выкуплен из рабства, где, сколько и за что отбывал наказание; где, когда был похоронен/перезахоронен тот, кто стал символом Украины, ее духовным отцом. Поэтому не удивительно, что семнадцать лет независимости не хватило для возникновения полной мере национальной идеи, - констатирует составитель “Запрещенного Кобзаря” Николай Зубков [3, с.91].

Каждая эпоха создавала свой образ Шевченко. Его запрещали в царские времена как опасного политического преступника, в советские времена почти каждый год переиздавали канонизированного поэта огромными тиражами, тщательно пропалывая наследство гения, выискивая в нем крамольные строки, убирая двусмысленности и добавляя свои толкования к тому, что убрать было невозможно.

Сегодня небезосновательно знатоки наследии Шевченко углубляют понимание Великого Кобзаря как поэта великой исторической памяти, исторической мудрости и прозорливости. Этот признак творчества поэта отмечал и украинский гений Иван Франко.

“Первый Шевченко в своих поэмах “Сон” и “Кавказ” показал в России образцы политической поэзии, показал также для всех будущих поэтов политическую дорогу, которой следует ступать на том поле, и основу, из которой надо исходить” [9, с.139].

Следовательно, стоит говорить о незаурядном таланте Шевченко в ракурсе его многогранной поэзии, где так или иначе звучат мотивы сыновней любви к родному краю:

Край неба горит Или:

Соловей в темном рощи

Солнце встречает. Село на нашей Украине -

Тихонечко ветер веет как Будто писанка село,

Степи, поля мечтают! Зеленым гаем поросло.

Между оврагами над прудами Цветут сады, белеют хаты,

Ивы зеленеют. А на горе стоят палаты

Сады обильные похилились как Будто чудо. А кругом

Тополя по воле Широколистії тополя,

Стоят себе, как сторожа, А там и лес, и лес, и поле,

Разговаривают с полем. И синие горы за Днепром.

И все то, вся вкраина, Сам Бог витает над селом. [11, с. 190]

Повита красою

Зеленеет, умывается

Мелкой росой... [11, с.112]

Поскольку категория “национальная идея” является психосоциальной и зависимой от менталитета нации, то, характеризуя ее сущность, во-первых, называют чувство любви к родной Земле.. У Шевченко антеїзм является большой духовной силой, сформировалась в той среде, что тесно связано с землей, которую уважают, и это уважение к земле, народу передается от поколения к поколению как эталон добропорядочности, как выразитель человеческого достоинства - и в целом, украинской благородства.

Анализируя эту сторону творчества Шевченко, следует отметить большой удельный вес фольклорных образов родной природы: степь, поле, солнце, калина, рута-мята, мальва, любисток, тополь, ива. Эти растительные образы становятся символом определенных человеческих качеств или отношений (барвинок - символ молодости и счастливого брака, явор - символ красоты и любви, тополь - символ женской судьбы). Такие природные символы формировали ментальные структуры.

Современные исследователи выявили определенные константы в процессе формирования украинского ментального типа: “Степи вызвали широту чувств, ощущение свободы, леса - склоняли к самопознанию и размышлений, черноземы - предопределяли агрокультурну творчество, реки давали ощущение вечности и глубины существования, тяга к переменам и т.д. Например, степь, как один из главных образов знаково-символической системы украинской этнокультуры, обусловливает определенную систему ментальных представлений украинцев, прежде всего таких, как пространство, воля и путь [2, с.31]. Образ степи в творчестве Шевченко предстает как духовная доминанта.

Земля, плодородный чернозем способствуют формированию чувства единства с природой. Отсюда мягкость, сердечность, романтическая эмоциональность, становления матриархального стиля семейной жизни, идея равенства “детей” неньки-Украины. Женщина-мать почитается, уважаются, считается берегиней - хранительницей домашнего очага и благополучия.

Творчество Шевченко основывается на этнокультурной информации. Поэт понимал важность преемственности историко-духовного исторического движения общества. Как пишет исследователь Ю.Бойко, “феноменальная роль

Шевченко [заключается в том], что украинский поэт мощно и всесторонне выразил своим творчеством духовность украинцев, идеалы и стремления, он в такой степени стал символом своей страны, как Гомер был выражением всей Эллады, Вергилий - Римской империи.

Шевченко стал духовным проводником, выразителем всех основных национальных устремлений” [1, с.11]. О исторический универсализм поэта красноречиво свидетельствует поэма “И мертвым и живым, и нерожденным землякам моим в Украине и не в Україні моє дружнєє посланіє.” Само понятие “В своем доме своя правда, и сила, и воля” следует воспринимать как пророческое понимание Шевченко украинской национальной идеи.

Нет Украины, У нас воля вырастала,

Нет второго Днепра, по Днепру умивалась,

А вы претесь на чужбину В головы горы слала

Искать доброго добра, Степью укривалась. [11, с.165]
Добрая святого... [11, с.164] * * *

* * * Не дуріте самі себе,
Несли, несли с чужого поля Учитесь, читайте,

И в Украину принесли И чужому научайтесь,

Больших слов большую силу И своего не сторонитесь. [11, с.166]

Да и более ничего. [11, с.164]

* * *

В этих строках звучит идея самобытности Украины, ее самодостаточности и способности построить самостоятельное государство. Поэт призывает:

“Розком, братайтеся!

В чужом краю

Не ищите, не спрашивайте

Того, что нет

И на небе, а не только на чужом поле...” [11, с.166]

В своем честном служении народу Шевченко и сегодня вместе с нами. Из его поэзии “встает реальная, живая человек с большим сердцем, которая свое страдальческое жизнь положила на алтарь Украины [3, с.92].

Во-вторых, в круг понятия “национальная идея” обязательно включается влияние религии, святая вера в Бога, отсюда набожность. Христианская заповедь любви к ближнему была очень уважаемой в украинцев, ежедневно оказывалась в милосердии, доброте, готовности прийти на помощь. Чувственность и уязвимость как доминирующие черты украинской ментальности делали украинца сочувственным, воспитывали чувство нужности другим людям [7, с.19]. Шевченко обращается к Богу, вкладывая в него разные чувства, но всегда с надеждой на искренность и справедливость, с верой в победу над злом:

Пошла в садик в вишневый Ибо кто мать забывает,

Богу помолиться. [11, с.16] Того Бог наказывает...[11, с.166]

* * * * * *
Світе тихий, краю милий, Любітеся, братья мои,
Моя Украина! Украйну любите.

За что тебя осквернено, И за нее, безталанну,

За что, мама, гинеш? Господа моліте. [11, с.179]

Или ты рано до восхода солнца, Богу не молилась? [11, с.104]

* * *

Шевченко употребляет в “Кобзаре” сотни раз слова Бог, Господь, Божий, святой и др. В “Кобзаре” всю жизнь прочно связано с Богом - от утра до вечера, от рождения до могилы. Всю жизнь в “Кобзаре”, религиозное и церковное, - все описано с точки зрения верующего христианина. Автор думает о Боге непрестанно, вспоминает его постоянно, напоминает о нем всегда. Бог - главный двигатель жизни в “Кобзаре”, главный предмет всего [4, с.172].

“Если собрать воедино все, что составляет историю религиозного стиля “Кобзаря”, то все это составляет около 15 процентов всего “Кобзаря.” Шевченко неповторимый в нашей литературе таким широким религиозным выявлением!” [4, с.173], - делает вывод профессор Иван Огиенко.

Вера в Бога, любовь к Богу способствовали сохранению этноса, помогали укреплять семьи, формировали украинскую ментальность. Следовательно одной из “точек кристаллизации” украинской ментальности была духовность, связанная с религиозными представлениями.

Митрополит Иларион (Огиенко) в своем исследовании на тему “Религиозность Тараса Шевченко” приходит к выводу: “Украинская народная речь, отражая Духа мышления народа, всегда религиозна. Отчетливо и ясно религиозная, ибо сам народ религиозный существенно. Особенно это надо сказать о тех людях, которые бдят о честности свои языки, а таких людей всегда было не мало, и их язык все была речь чеснотна, лишена неподходящих выражений [4, с.168-169].

Итак, в-третьих, ментальный инвариант, кроме культурной и нравственной основ, реализуется в языке. Шевченко не одну строку своей поэзии посвящает Слову, начиная с известного “Ну, что бы, казалось, слова...” и заканчивая “Умею, и не хочу”

Ну что бы, казалось, слова... Слова и голос - больше ничего. А сердце бьется - панаса, Как их услышит! Знать от Бога И голос тот, и те слова Идут пределов люди! [11, с.222]

“Умею, и не хочу” - это фраза из поэмы “Сон”, в которой лирический герой этого произведения, которого отождествляем с самим поэтом, ответил на вопросы землячка в цинковых пуговицах: “Так ты что - и говорит не умеешь по-здєшнєму?” [6, с.6].

Анатолий Погребной, назвав свой научно-публицистическое эссе “Умею, и не хочу”, или о фальш одного этикета”; со страстью пишет: “Обидно, что, видя в этом эпизоде произведения комедийную ситуацию, мы до сих пор недооцениваем его императивного звучания. Ведь если вдуматься, то в этом умею, и не хочу выражено формулу крайне необходимой и спасеної для нас языковой устойчивости, соблюдение которой гарантирует: 1) освобождение украинцев от комплекса неполноценности и их выравнивание относительно меры национального достоинства на передовые нации современного мира; 2) преодоления широко распространенной в нашем народе привычки подстраиваться под язык бывшей метрополии за счет игнорирования языка собственной, национальной” [6, с.7].

Шевченко, как поэт-патриот, проникался болью Украины, рассматривал язык как составную нации:

И читайте

От слова до слова...

Все разберіть... да И спросите

Тогда себя: что?

Чьи сыновья? Каких родителей?

Кем? За что закован? [11, с.165]

В поэме “И мертвым и живым, и нерожденным...” поэт пишет об отсутствии патриотизма у украинцев, о равнодушии к родному языку. Все это он осуждает:

“Пусть скажет

Немец. Мы не знаем” [11, с.164]

Немец скажет: “ви моголи” Поэт выносит приговор:

“Моголы! моголы! И все языки

Золотого Тамерлана Славянского люда -

Внучата голые. Все знаете. А своей

Немец скажет: “Вы слав'яне” Даст би... [11, с.165]

“Слав'яне! слав'яне!” Славных прадедов великих Правнуки поганые! [11, с.165]

Апатия, манкуртство, неуважение к родному языку ощущаются и в сегодняшней Украине. Так что слова гениального поэта были пророческими. Его обеспокоенность оказалась небезосновательной. Жаль, что правнуки остаются “плохими” и не чувствуют духовного посыла и не меняют своей позиции в отношении языка, соглашаясь на роль “рабы, подножки, грязь Москвы”, “хорошо ходят в ярме, еще лучше, как родители ходили”, и Шевченко говорит: “Не дуріте самих себя” и призывает с надеждой: “И оживет добрая слава, Слава Украины... Обнимитесь же, братья мои. Молю вас, умоляю!” [11, с.166]

Все сказанное дает возможность сделать такие выводы.

По словам Дм. Павлычко, “Шевченко внес в украинскую идею титаническую эмоциональную силу, что стала религией нации” [5, с.14].

Ответить на вопрос, что такое национальная идея, - это, пожалуй, определить ценностные приоритеты нации. Можно выяснить, что такое национальная идея для конкретного народа, - это язык, характерные черты ментальности, экономические интересы, территория, своеобразные способы добывания средств к жизни. Национальная идея творит дух нации, формирует высокий уровень самосознания, служит главному закону демократии - национальной свободе.

SUMMARY

The article is devoted to the analysis of Taras Shevchenko's creation from the point of his role in forming Ukrainian national idea as ethno-mental category.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойко Ю. Творчество Тараса Шевченко на фоне западноевропейской литературы // Юрий Бойко. Избранные труды. - К.: Медекол, 1992. - С.11-73.

2. Воропаева Т. Особенности украинской ментальности в свете этнопсихологические исследований // Студии с украинистики. - К., 2004. - С.26-48.

3. Запретный Кобзарь: Избранное / Составление, вступительное слово и послесловие Николая Зубкова. - Х.: Оригинал, 2006. - 96с.

4. Огиенко И. (Митрополит Иларион). Религиозность Тараса Шевченко // Огиенко И. (Митрополит Иларион). Тарас Шевченко. - К.: “Наша культура и наука”, 2002. - С.168-285.

5. Павлычко Д. Украинская национальная идея. - К.: Издательский дом “КМ Академия”, 2002. - 58с.

6. Погребной А. “Умею, и не хочу”, или о фальш одного этикета. - Нежин: Издательство” Аспект-Полиграф”, 2006. - 171с.

7. Татаревич Г. Этикет и ментальность // Дивослово. - 1998. - №3. - С.18-19.

8. Тысячная Н. Интервью с Василием Портяком. “Подлинность - не обязательно историческая достоверность” // День. - №27(2709). - 14 февраля 2008г. - С.7.

9. Франко И. Темное царство // Ис. Франко. Сочинения: В 50 т. - К.: Наукова думка, 1980. - Т.26. - С.131-152.

10. Цвилюк С. Память веков // День. - №43-44(2725-2726). - 7 марта 2008 г. - С.22-23.

11. Шевченко Т. Кобзарь. - К., 1964. - 379с.