Статья
ЛИНА КОСТЕНКО
ОНІРИЧНІ МІКРООБРАЗИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛИНЫ КОСТЕНКО: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
О.В.Бідюк В статье сделана попытка анализа и интерпретации сновидений на материале творчества современной украинской писательницы Лины Костенко. Автор пыталась исследовать и объяснить символику сновидних картин, используя психоаналитический метод исследования.
История исследования сновидений (онірична аналитика) традиционно достигает глубины веков. Все равно каждый из нас, как утверждает Дж. Кэмпбелл, “имеет свой собственный, непризнанный, рудиментарный, но тем не менее глубинно действующий пантеон сновидений” [1, 18]. А потому попытки любым способом истолковать то, что появляется во сне, - это шаг навстречу к пониманию и осмыслению себя и своего жизненного опыта в окружающем мире.
По мнению Е.Фромма, человек живет двойной жизнью, равноценно как дневным, так и ночным, и именно “в том, другом, ночной жизни мы как будто открываем огромный запас опыта и воспоминаний, о существовании которого даже не подозревали днем” [2, 182]. Да и само сновидение, по выражению С.Гаєвського, “заключается в реализации дневного намерения” [3, 262], то есть так или иначе обнаруживает связь с событиями, которые произошли в течение дня. Впервые эта мысль звучит у основателя психоанализа З.Фрейда, который подчеркивает, что “какие-то переживания предыдущего дня всегда проясняют сновидений. Сомнамбула - это реакция психики в состоянии сна на те дневные переживания” [4, 121]. А поэтому дневная деятельность и сон гораздо теснее связаны, чем кажется на первый взгляд.
Путь к толкованию сновидений исследователями-литературоведами проложил сам З.Фрейд. Ведь он первым среди психоаналитиков начал использовать литературный материал как способ научного обоснования действенности собственной теории. По мнению Фрейда, исследования литературы начинается с анализа сновидений, помещенных в произведении, поскольку они являются невыдуманными и наиболее ярко представляют вытесненные желания самого автора. Так, в разведке “Бред и сны в “Градіві” Йенсена”, что увидела свет в 1907 году, австрийский психоаналитик утверждает, что сновидения являются “лучшим доступом познания бессознательной психики” [5, 35]. А потому для раскрытия глубинных структур образности художественного произведения такой выход на авторскую личность является чрезвычайно важным.
Вслед за Фрейдом до сновидений обратились и другие психоаналитики, в частности, основатель глубинной психологии К.Г.Юнг. Однако он предлагал обратить внимание не на индивидуальное бессознательное, а на то, что появляется независимо от воли человека и присуще всему человечеству. По его мнению, это образы архетипного происхождения. Архетипы сами по себе ничего не выражают и лишь в сновидениях или в творчестве писателя могут приобретать конкретного содержания. Следовательно, предложенный Юнгом архетипический анализ сновидений может раскрыть новые горизонты трактовки необычных образных структур в художественном тексте.
Стоит заметить, однако, что архетипический анализ в украинском литературоведении мало исследован. Да и само понятие достаточно часто отождествляют с міфоаналізом. То есть даже на терминологическом уровне нет четких разграничений, а подмена понятий, как известно, еще более запутывает исследователей. Следовательно, существует необходимость глубокого переосмысления возможностей архетипного анализа и собственно психоаналитического метода как такового.
Онірична аналитика не может отвергать психоанализ как один из наиболее перспективных методов исследования сновидних образов. Однако к этому времени, хотя и были попытки исследования оніричних элементов, однако целостного спектра использования предлагаемого метода таки не было. И это несмотря на то, что анализу оніричних элементов посвящено разведки таких исследователей, как М.Моклиця “Сон как архетип творчества Шевченко”, Т.Бовсунівська “Достоверность онірокритики и ее постмодернистские стратегии”, Н.Мочернюк “Сновидения в поэтике романтизма: время-пространственная специфика” и т.д.
Целью нашей статьи является попытка синтеза и переосмысления, а также показ неиспользованных возможностей психоанализа при исследовании оніричних картин. Ведь истинный смысл сновидения кроется в значениях мікрообразів, которые всегда имеют двойное дно и обязательно несут в себе глубинное, спрятанное на уровне коллективной человеческой психики, значение.
В сновидениях, как правило, центральным моментом возникает стремление Самости. Более значимой реализации этот архетип приобретает в сновидении поэзии Л.Костенко “Я пошла как на дно...”, поскольку здесь Самость имеет непосредственное воплощение в мікрообразній символике. Приведем текст этого сновидения:
Мне снится мой храм. Мне снятся золоченые купола. В высоком небе обгоревшей веры кресты. Мне холодно здесь. [6, 198] Это сновидение интересное с точки зрения именно применение психоаналитического подхода к его толкованию. Значительно меньше по объему, оно, однако, совсем не проще ли однозначнее по сравнению с предыдущим. Здесь, возможно, даже более углубленные символы, несмотря на лаконизм высказанного.
Основу этого сновидения составляет храм. Этот мікрообраз неоднократно встретим в других сновидениях Л.Костенко, ведь он проходит определенные трансформационные изменения. Именно поэтому анализируемая картина в этом плане крайне важна.
Храм в сновидении предстает символическим и далеко не случайным, поскольку мыслится как “место встречи человека с божеством, символ мирообразования, выстроенный вокруг алтаря как мировой оси, сакральный центр светского пространства” [7, с. 546]. Следовательно, и сам храм здесь тоже приобретает сакральности, содержательной значимости.
Но в сновидении, которое описано Л.Костенко, автор, когда говорит о храме, называет его своим. Откуда берется “мой храм” и что он означает? Почему вдруг появляется притяжательное местоимение мой? Чтобы понять появление этого мікрообразу, стоит постоянно держать в поле зрения архетип Самости, поскольку именно он стоит в его основе. Храм в таком случае выступает только посредником между человеком и его высшим архетипной сущностью. Следовательно, его можно трактовать двояко: с одной стороны, это действительно здание (церковь), которая имеет замкнутый иррациональное пространство, через который можно прийти к Богу - абсолютной Самости. С другой же стороны - храм мыслится как тело сновидца, то есть это пространство существует уже не снаружи, а внутри самого человека, а потому Самости можно достичь благодаря гармонизации собственных влечений и стремлений. То есть соотнесенность самого сновидца и храма является бесспорной.
Стоит заметить также, что пространство храма, равноценно, как и внутреннее пространство человека, является иррациональным: чтобы войти в него, необходимо очиститься духовно, изнутри. Лирическая героиня в сновидении видит здание храма снаружи. Об этом, в частности, свидетельствуют золоченые купола, которые тоже содержат определенную символику. Собственно, здесь важное значение приобретает цвет, что указывает одновременно и на материальном, и на духовном. Их гармоничное сочетание как раз и является ступенькой в реализации Самости.
Примечательно, что на куполах сновидец видит крест. По мнению к. г. юнга, такой сновидний образ является непосредственным проявлением Самости, ведь, как утверждает ученый, “эмпирически Самость проявляется в сновидениях, мифах, сказках... в виде целостного символа - круга, квадрата, креста” [8, с. 626].
Однако крест в этом сновидении предстает через призму “обгоревшей веры”. Собственно, именно этот мікрообраз и является ключом к раскодирования символики всего сновидения, изображенного в поэзии Л.Костенко. Попробуем объяснить его значение, для чего рассмотрим этот мікрообраз подробнее. По нашему мнению, за ним стоит гораздо глубже и значимее мікрообраз огня, который, правда, является імпліцитним. Мікрообраз огня незримо присутствует в сновидении, но явно не представлен. Он предстает вытесненным, беззмістовим, замененным в подсознании на статичный, лишенный значимости мікрообраз. Следовательно, утрачены ниточки понимания сновидної картины и на какой-то момент может показаться, что он тут неважен или даже непротрібний. Но нет! Мікрообраз огня - вот код к прочтению анализируемого сновидений.
По мнению психоаналитика “огня и фантазии” Г.Башляра, огонь - это “самый большой вдохновитель образов” [9, 215]. Именно огонь вдохновляет поэта создавать художественные тексты. В конце огонь мыслится причастным к творческой энергии и творчества в целом, а поскольку Л.Костенко пытается именно в творчестве воплотить свои бессознательные поиски Самости, то этот мікрообраз является особым в смысловом выражении.
Теперь все становится на свои места. Иррациональное пространство, который проецируется на внутренний духовный измерение и через который можно прийти к Самости (Бога), - заперто. Это пространство четко ограничено, вход туда (в храм!) разрешено только тем, кто очистился. А очиститься можно не иначе, как огнем. То есть становится понятно, что для того, чтобы войти в храм, необходимо пройти своеобразный обряд инициации. В нашем случае это - испытание огнем. И пока этого не произошло, лирическая героиня не увидит себя внутри. Так же очевидно, что и мікрообраз огня встанет явно только там, в храме.
Следовательно, мікрообраз огня видится главной преградой на пути к вступлению в иррациональное пространство. И если это сновидение обрывается, так и не указав, зашла туда героиня, то в следующей сновидческой картине из поэзии Л.Костенко “Мне снилась бабушка” понятно, что этот процесс состоялся. Вот как об этом говорится в стихотворении:
Мне снилась бабушка. Что она еще жива. Подошла как в церкви. Засветила слова. [6, 540] Но здесь происходит подмена героинь: вместо лица самой сновидиці, в сновидении предстает ее бабушка, которая умерла. Время в сновидениях может быть ненастоящим. В свое время З.Фрейд отмечал, что “возвеличена ранее преимущество сновидения - то, что оно способно властвовать над временем и пространством, - может быть с легкостью признано иллюзорным” [10, 74]. То есть сновидения не управляет временем, но может его немного видоизменять, обыгрывать события, произошедшие в разных вариантах. То же мы видим и здесь. Поскольку сновидения являются результатом работы подсознания, которое прорвалось наружу, то можно утверждать, что внутри храма мыслится не бабушка, а, собственно, сама Л.Костенко.
Кроме того, указанием на то, что героиня действительно находится в храме, является непосредственно ее действия: она засвечивает слова. Почему Л.Костенко вместо выражения зажечь свечу употребляет зажечь слова? На первый взгляд, это кажется странным. И только психоаналитический метод позволяет объяснить почему автор употребляет мікрообрази огня и слова как тождественные. Напомним, что мікрообраз пламя свечи (по Г.Башляром), или, проще говоря, огня дает нам понять, что в сновидении речь идет о творчестве. Так, Г.Башляр утверждает, что пламя “дает мощный импульс нашем воображении” [9, 215] и “вносит свою стихию метафор и образов в поле размышлений самого разного плана” [9, 215]. Как видим, это характерно для творческого воображения. Для нее же, по выражению Т.Рібо, “регулятором выступает внутренний мир, здесь внутреннее преобладает над внешним” [11, 140], а потому и поэтическое слово можем трактовать (в соответствии с концепцией Г.Башляра) как производное от огня. Собственное творчество, в свою очередь, является для Л.Костенко попыткой очистки, огненного перерождения.
Интересным видится нам также мікрообраз дома, который предстает в этом же сновидении дальше. Вот как его изображает Л.Костенко: И свят-вечер в доме, и кутья с медом. Все зайцы еще ушастые, и я еще дитя. Стены белые-пребілі, и натоплена печь. Инкрустированный месяц в заворожену ночь. [6, 540]
Но сразу стоит заметить, что сновидний мікрообраз хаты (дома) тесно связан с мікрообразом церкви - с одной стороны, и, как увидим далее из анализируемых сновидений, с мікрообразом башни - из второго. То есть триада хата (дом) - церковь - башня в сновидних картинах поэзии Л.Костенко имеет особое значение. Рассмотрим ее подробнее.
Так, мікрообраз дома предстает в сновидении как сновидний замкнутое пространство, в котором автор чувствует себя маскимально уютно. На это указывают, в частности, такие смежные, касательные мікрообрази, как натопленная печь, стены белые-пребілі, свят-вечер и т.д. Однако, эти мікрообрази, в отличие от мікрообразу дома, являются такими, которые указывают на то, что можно постичь во сне с помощью органов чувств: тактильность (натоплена печь), визуальность и указания цвета (стены белые-пребілі), вкусовые ощущения (кутья с мэтом) и т.п. Сюда же можем отнести также особое внутреннее ощущение праздника, которое переживает в сновидении Л.Костенко и которое представлено мікрообразом праздников-вечера. Все они предстают уж слишком реалистичными, хотя и часто, как отмечают психоаналитики, образный пласт сновидений “несет информацию о реальность, которая находится вне пределов достижения органов чувств” [12, 60].
Л.Костенко в следующем сновидении видит себя ребенком, то есть проекции подлежит именно детство сновидиці. Да и все мікрообрази подчинены соответствующим установкам. Изображения картин, которые остались у взрослого человека еще с детства, - более чем очевидная вещь для сновидений. На это, в частности, указывает и К.Г.Юнг. Он подчеркивает, что “когда в зрелые годы мы возвращаемся к памяти детства, мы находим там все еще живые кусочки нашей личности, которые наполняют нас чувствами прошлых времен” [13, 27]. Эти детские воспоминания прорываются наружу на уровне мікрообразів в сновидениях, так же и в этом сновидении мы замечаем то, что было приятным и возвращает автора к детству. По мнению Ральфа Р.Грінсона, сновидні мікрообрази возникают именно с детских, поскольку “сновидения ближе всего стоит к детских воспоминаний вследствие того, что и в том, и в другом задействованы образные представления” [14, 97]. Таким является и мікрообраз дома.
Дом (хата) в сновидении Л.Костенко мислисться как один из основных мікрообразів, поскольку, согласно теории Г.Башляра, “дом - олицетворение образов, которые дают человеку опору или иллюзию устойчивости. Воображение постоянно заново рисует реальность нашего дома: дифференцируя все те образы, мы бы описали душу дома, то есть раскрыли бы психологию дома” [9, с. 35-36]. Именно поэтому, на наш взгляд, этот мікрообраз есть полісемантичним. В сновидении с домом (домом) ассоциируется только приятное. И даже цветовая характеристика играет на общую эмоциональную палитру.
Пространство дома сужается до пространства комнаты, в которой есть белые стены. По мнению современных психоаналитиков, “замкнутое пространство комнаты - Эго сновидца” [12, 135]. Белые стены как мікрообраз помогает провести проекцию на личность автора: осознанное “Я” Л.Костенко показано как чистое, светлое, а следовательно, неоспоримым является его доминирование в психической жизни сновидца.
Мікрообраз дома есть архетипним за своим выражением и означает, как утверждает Г.Башляр, “першосвіт для человека. Перед тем, как быть “заброшенным в мир”... человек покоится в колыбели дома. И в наших грезах дом - это всегда большая колыбель” [9, 28]. Ведь именно здесь проходит детство, формируется личность, в конце концов, рождаются бессознательные желания и комплексы человека, которые и определяют ее внутреннюю противоречивость, что не может не отразиться в художественном творчестве. По словам В.Пахаренка, “искусство, закономерно, наибольший вес сосредотачивается на исследовании глубин душевного мира человека. Человек же ... одновременно принадлежит к двум мирам, следовательно, внутренне противоречива” [15, 84]. Эту противоречивость еще неоднократно будем видеть в произведениях писательницы. Неоднозначість, как маятник, то будет отклоняться в одну сторону, то в другую. Но творчество для Л.Костенко является прежде всего отыскиванием гармонии, равновесия между сознательным и бессознательными (сублімованими) поездами.
Еще один мікрообраз с анализируемой триады - это башня. Этот мікрообраз завершает пространственные формы, которые можно встретить в сновидениях, помещенных в поэзии Л.Костенко. Башню будем видеть сразу в двух сновидних картинах автора, а потому, если такой мікрообраз возникает неоднократно, то он должен нести определенную информацию, которая должна быть декодированная. Итак, в первом сновидении мікрообраз башни Л.Костенко изображает так:
Зима стоит персидская, как сирень, И ни птица ее не хилитає. Мои дворцы, ледяные башни, Я в первую минуту не знаю даже, где я, - там, в детстве, еще во сне... [6, 291] Видим, что в этом сновидении мікрообраз башни подано в сочетании с элементом мікрообразної системы - дворцом, что тоже является организацией сновидного пространства. Дворец здесь предстает как аналог мікрообразу хаты (дома) и видится вполне реальным, в отличие от башни.
Интересно, что мікрообраз башни в этом сновидении сочетается с определением ледяные, то есть колеблющиеся, прозрачные. Но такая осюморонна конструкция выглядит правдоподобно только в сновидении, но не наяву. Г.Башляр писал: “любое действительно обжитой пространство несет в себе сущность понятия дом” [9, 26]. То есть башня - это лишь модификация архетипа дома, который мы видим в творчестве л. костенко.
Однако башня имеет свои особенности, поскольку она всегда мыслится вместе с еще одним мікрообразом - винтовыми лестницами. Этот мікрообраз есть ампліфікованим. Его читатель сам додумывает, представляет. По словам к. г. юнга, “тема шагов и лестницы указывает на процесс психической трансформации с ее подъемами и спусками” [13, 27]. Оно и понятно, ведь, чтобы достичь самости (высшего гармонии в себе), необходимо пройти в иррациональном пространстве многочисленные преобразования и трансформации. И мікрообраз башни позволяет это сделать.
Заметим также, что башня - это одно из проявлений мікрообразу церкви (храма) в сновидних картинах и мыслится как путь достижения Самости. В башне это происходит с той только различием, что эта дорога заранее определена и заключается в преодолении винтовых лестниц.
Кроме того, мікрообраз башни имеет также цветовую характеристику, которая лишний раз подчеркивает принадлежность мікрообразу к системе храм (церковь) - дом (хата) - башня. Ярко предстает этот мікрообраз в следующем сновидении с поэзии “У белой башни черное дерево”:
Возле белой башни черное дерево. Спи. Мы одиноки в бесконечности. Пусть нам снятся степи. Пусть приснится что хочет. Поле, лодку, мельницу. [6, 307] Анализируя цветовую семантику поданного сновидения, укажем на то, что здесь возникают две антиномичные понятия по признаку цвета: белая башня - черное дерево. Однако такое сочетание мікрообразів в противоположные пары не удивляет. Белое - черное трактуется как “игра света и тени” [8, с. 626] (по Юнгу).
Итак, проанализировав мікрообразний пласт сновидних картин, содержащиеся в поэтических текстах Л.Костенко, мы пришли к тому, что художественный текст с мікрообразами сновидного происхождения отражает психику самого автора. Все сновидні мікрообрази в тексте Л.Костенко относятся исключительно к пережитых и увиденных писательницей. Они таят в себе глубинный смысл, чрезвычайно нагружены в эмоциональном плане (от разно негативного до нейтрального или даже положительного).
Мікрообразний пласт текста дает наибольший эффект именно при психоаналитическом подходе к пониманию его элементарных смысловых частей. Символизм сновидений является очевидным. Содержание сновидения спрятан в значениях мікрообразів, которые всегда имеют двойное дно и обязательно несут в себе глубинное, спрятанное на уровне коллективной человеческой психики, значение. В большинстве сновидений Л.Костенко, помещенных в поэтических произведениях, центральным моментом возникает стремление Самости.
SUMMARY The article is devoted to the analysis and psychoanalytical interpretation characters of dreams in the Lina Kostenko's productiveness. The author tries to research and explain the symbolity of dreams using the method of psychoanalysis.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. - М.-К., 1997. - 348 с. 2 Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов // Душа человека. - М., 1992. - С. 179-299. 3 Гаевский С. Фрайдизм в литературоведении // История психоанализа в Украине / Сост. Кутько И., Бондаренко Л., Петрюк П. - Харьков, 1996. - С. 260-268.
4 Фрейд З. Вступление к психоанализу. - К., 1998. - 709 с. 5 Фрейд З. Бред и сны в «Градиве» В.Иенсена// Классический психоанализа и художественная литература/ Сост и общ ред В.Лейбина. - СПб., 2002. - С. 16-35.
6 Костенко Л. Избранное. - К.: Днепр, 1989. - 559 с. 7 Энциклопедия символов, знаков, эмблем. - М., СПб, 2005. - 608 с. 8 Юнг К.Г. Психологические типы. - СПб., 2001. - 736 с. 9 Башляр Г. Избранное: поэтика пространства. - М., 2004. - 376 с.
10 Фрейд З. Толкование сновидений. - Минск, 2003. - 576 с. 11 Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования творческого воображения. - Минск, М., 2001. - 400 с. 12 Калина Н., Тимощук И. Основы юнгианского анализа сновидений. - М.-К., 1997. - 304 с.
13 Юнг К.Г. Алхимия снов. Четыре архетипа. - СПб., 1997. - 352 с. 14 Гринсон Ральф Р. Исключительное положение сновидения в психоаналитической практике// Современная теория сновидений. Сборник. - СПб., 1998. - С. 93-128.
15 Пахаренко В. Украинская поэтика. - Черкассы: Эхо, 2002. - 320 с. Поступила в редакцию 24 декабря 2007 г.
|
|