Н.М. Алексеенко
В статье рассматриваются способы создания стилевой атмосферы в новеллах Владимира Винниченко, анализируется разнообразие приемов формирования тональности произведений в аспекте неореалістичних тенденций творчества писателя. Особое внимание уделяется детерминации тональности произведений в их жанровой принадлежностью. Новеллы Винниченко предоставляют богатый материал для изучения способов создания стилевой атмосферы.
Владимир Винниченко, который является одним из самых тонких стилистов, своеобразным Флобером в украинской литературе, в совершенстве владел мастерством создания определенной стилевой атмосферы. Научному осмыслению творческого наследия В.винниченко посвящены труды Г. Костюка, С. Погорелого, фундаментальные исследования В. Гуменюка, Т. Гундорової, В. Панченко, Л. Мороз, О. Гнидан, Л. Демьяновской. Современное украинское литературоведение сосредоточивает внимание на анализе отдельных аспектов творчества писателя. Обсервация последних исследований с винниченкознавства свидетельствует об интересе к идейно-тематических, жанровых и поетикальних особенностей произведений. Эти вопросы рассматриваются в кандидатских диссертациях О. Векуа, Л. Йолкіної, С Михиди, В Хархун, Г. Сиваченко, О. Брайко, С. Присяжнюк и др. Вместе с тем усилия ученых в основном направлены на исследование эстетических и философских взглядов писателя, проблематики его произведений, принципов построения сюжета, особенностях образной системы. При этом проявление всех этих компонентов на языковом уровне, их воплощение через мовностильові средства, роль слова, его стилевых модификаций требующие изучения, что и предопределяет актуальность исследования. Главной целью исследования является осуществление комплексного и разностороннего анализа способов создания стилевой атмосферы в новеллах Владимира Винниченко.
На многоуровневость, неодноплощинність произведений писателя указывает исследовательница творчества Винниченко Т. Гундорова: „В прозе Винниченко функционируют и синтезируются три уровня писания: первый - образно-афірмативний, то есть такой, что воспроизводит магический мир аффективного, эмоционального світопереживання героя, второй - такой, что соотносит его с абстракциями и понятиями философско-морального плана, и третий, тот, что „натуралізує” первые два и направляет читателя на экзистенциальный путь восприятия, на преобразование себя” [1, 200].
Тональность произведений Винниченко определяется их жанровой принадлежностью, „в каждом из своих рассказов он воспроизводит особую стилевую атмосферу” [2, 97]. Максимально насыщенной, плотной является стилевая атмосфера в новеллах Винниченко, это связано с жанровым своеобразием новеллы, произведения, который имеет максимально приковать внимание, повлиять на читателя, полностью погрузить его в водоворот событий и переживаний. Ярким примером является лирико-психологическая новелла „Стелись, барвинка, низенько”, где атмосфера интимности, юношеской влюбленности, напряженного эротизма создается использованием образов определенного семантического нагрузки и стилистической окрашенности. С первого и до последнего строки произведения абсолютно все художественные средства, все образы выполнены в определенной стилистической манере, имеют определенную целевую направленность.
Пейзажный описание, которым начинается произведение, наполненный множеством образов, эротическим, бесстыдных, жизнеутверждающих. Солнце, „волоча за собой растрепанную, розпанахану кирею красно-фиолетовых, бархатных облаков, пьяно улыбаясь длинными лучами, величественно сходит в теплую, уютную, сласну ванну ночи”; небо „хохочет пьяным, весенним закотистим смехом”; земля „вся светится улыбкой.... тоже немного п'яненькою и любовно-поштивою”; сад „аж чуть ли не танцует”; „а смеется, а гордится, а пьянеет и шумит, как настоящий, свободный, буйный лес”; „млеют в бесстыдному изнеможении тюльпаны, пионы, петушки”; кисти сирени, как „пьяные солдаты”; „листья деревьев. трава, лепестки цветков - все налито соком до бризку, все сласно-набухле, как нецелованным губы, все готово без счета, беззаветно отдать себя всего и тут же все хватает без стыда, без сомнения, с хохотом и радостью” [3, 164]. Атмосфера влюбленности, опьянение от первых любовных чувств, эмоциональный взрыв, подростковая гиперсексуальность пульсируют во всех образах. Импрессионистический пейзаж задает основную тональность произведения.
Портретные описания поддерживают эту тональность: Дина „забросила пышно-взъерошенную голову к стволу осокоря, руки распяла на спинке скамьи так, что кругло, невыносимо хвилюючо выпячиваются под черным гимнастическим передником грудь, зажала в зубах кисть сирени и улыбается” [3, 165], „Дина смеется лоскотливим грудным смешком, щурить глаза, загадочно, лукаво обещая улыбается, и улыбка ее брызгает чем-то сладко-волнующим” [3, 173]. Масюченкові „в груди, в руках, в мускулах так полно, так неспокойно-сочно полно” [3, 165]. В портретных зарисовках используется та же лексика, те же речевые обороты, что и в пейзажных. Этот параллелизм в изображении природных образов и персонажей, также заданный в названии произведения (Масюченко, как барвинок, стелется перед Диной), призван усилить внушаемость произведения.
Винниченко предоставляет глубокий анализ первой влюбленности, в которой сочетаются, на первый взгляд, несовместимые вещи - эротизм, натурализм и романтизм. Масюченко одновременно, и юноша, полный любовной жажды, у которого рядом с любимой „ноги становятся мягче, а в груди мнята холодком тянет”, и „бледный паж”, готов на подвиги ради прекрасной дамы.
Социально-психологическая новелла „Раб красоты” сразу погружает в елегійну, задумчиво-поэтическую, мечтательную атмосферу тоски о недостижимый идеал, мир прекрасного, неосуществленного. Главный герой, Василий, не от мира этого, и когда Винниченко пишет о нем, он рисует другой мир, мир музыки, идеала. Произведение наполнен лирическими отступлениями, которые повіствують о тайне рождения красоты: „..и от палочки в тоскливую, нежную ночь, катились с хурчанням еще более нежные, более тоскливые звуки. О чем он играл, тоскливое сын степей и труда? Разве он знал? Разве то знал ночной ветерок, сын неба и степей? Один из них играл, потому что так было нужно, а второй радостно подхватывал си звуки, играл ими и приближался к печально схиленого ржи... И рожь грустно слушало те звуки, хиталось колосом и мягко шепотило с ветром, згуками и Василием” [4, с. 354]. Образы ночного вмешательства, нежной ночи, тоскливой мелодии создают своеобразную стилевую атмосферу и помогают раскрытию внутреннего мира Василия, ибо „только ему открывается сущность Жизни, которое идентифицируется в тексте с чувственным миром” [5, 37].
Необычное видение мира Василия предопределяет остранения вполне обычных вещей. Такие приземленные, непоетичні, обыденные объекты, как город, паровоз, станция, амбар, деньги, превращаются в загадочные, мистические, полные поэзии. „Глухо гудел внизу тот город, из которого так тяжело было вытаскивать такие маленькие, легенькие копейки, и серое сяєво, похоже на сяєво, что рисуют над святыми, стояло над ним. На станции дико, пронизувато свистели паровозы, но свирель была еще нежнее от того. А может, и не от того...” [4, 361].
Тональность произведения журлыва, минорная, размеренная, она похожа на „ридаючі згуки свирели”. Созданию ее способствует, в частности, особое построение предложений, что придает речи спокойной размеренности. „И снова шли дни, душні и длинные”; „И, казалось, си мысли сердце пронизывала каждое движение их..”; „И, бывало, иногда одни срывались с места..”; „И только станция свистела, гудела, шумела, будто все те, что были в ней, собирались кого-то спасать, спешили, переживали и никак не могли тронуться с нее” [4, 353].
Размеренности придает также употребление глаголов несовершенного вида, что создает эффект незаконченности, постоянной повторяемости, неопределенности действия. „Те садились, а дальше потихоньку садилась на дно души и надежда, а через некоторое время они, как и все, с весом гудливих, тупых мыслей бродили везде, как неприкаянные, и ждали. Временами снизу, с того города, который шумел и каждую ночь сиял белым светом в черное небо, приходил кто-то из мещан и забирал с собой одного или двух копать погреб или месить глину. Временами во дворе появлялись босяки и пьяными, хищно прижмуреними глазами равнодушно оглядывались по сумках и примощувались около простодушных... И вновь замирал на некоторое время” [4, 353].
Своеобразная безрадостная „чеховская” атмосфера безнадежности, скуки пропитывается социально-психологическую новеллу „Помолвка”. Все составляющие произведения „работают” на ее создание. Портретный описание Ганенко сразу нацеливает на понимание того, что надежды героя изменить жизнь к лучшему бесполезны. Его лицо поражало своим острым, злым выражением. Глядя на его, невольно казалось, что это выражение хочет подавить нечто, что не дает покоя, хочет заглушить его только еще больше покрывает лицо желтыми пятнами...” [4, 176], его улыбка „силувана ироничная”, содержит „что-то такое злое, сострадательное и наболевшем, сумм обернет и веселые надежды, и нежные чувства”.
Портретный описание главного героя, Семенюка, сначала мажорный, тоже заканчивается минором: „...глядя на это лицо, против воли делалось весело и легко, против воли напоминанием о том что-то молодое, зеленое, но хорошо, хорошее, с добрыми надеждами, хорошими мечтами и ... малыми силами. И против воли рядом этого хорошего лица выглядело уже помятое жизнью лицо с такими же синими глазами, с той же доброй, мягкой улыбкой, но без задора, без пылкой веры и несокрушимых надежд. И делалось грустно и обидно” [4, 176].
Описание интерьера тоже навевает чувство безрадісності: „В комнате было тихо и темновато. Желтый свет от небольшой лампы с надбитим сверху стеклом скупо падал небольшим кружком на стол и одну стену, оставляя углы темными, печальными”; „Где-то за стеной играли на балабайці, слегка шелестел дождь по окне, и шуршащие за обоями тараканы, выдвигая головы и интересно поводя усиками” [4, 177]. Разбитая лампа, желтый цвет (и в портрете Ганенко, и в интерьере) как символ разлуки, безнадежности, грустный дождь, „заплаканные окна”, тараканы - все это является элементами стилевой атмосферы произведения.
В социально-психологической новелле „Честь” писатель создает ужасную атмосферу сумасшедшего дома, он сознательно сгущает краски, насыщая произведение ужасными образами. Описание жизни героя в сумасшедшем доме построен по всем канонам романтизма: „Круг его бешено носилось в дурацком танца безумия, носясь под музыку дикого хохота, под полные ужаса и мук рыдания, под свист, под крик, скавучання, визг в темноте низких, мрачных палат и коридоров. Круг его клокотало целое ад страданий и ужаса, а он ходил себе в этом хаосе, заложив руки за спину, и задумчиво, нежно-грустно улыбался, словно гулял где-то в романтической аллее в красных лучах вечернего солнца” [Здесь и далее рассказ цитируется по архивом Л.С. Дем'янвської]. Повторы, антитезы, нагромождение ужасных образов, патетика свидетельствуют об использовании стилевых приемов романтизма.
В новелле части текста, выдержанные в реалистической манере, чередуются с частями, созданными в романтическом стиле. „Никто из этих серых существ, запертых в номерах, набитых в палатах, не интересовался никем и ничем. Все они кишели в коридорах, палатах, спали на полах и койкам плечо в плече. но не знали друг друга. Где-то за их их узенькими зарешеченными окнами люди слились, чего хотели, за что-то білись, радовались, умирали, а этим похожим на людей существам не было до того никакого дела.
Эти серые страшные существа грызли свои руки, царапали тело, сидели целыми днями недвижно, словно прислушиваясь к чему-то у себя внутри; они хохотали рядом с теми, которые рыдали, но никто из их никого и ничего не слышал и не видел, кроме того, что происходило ему одному.
Гуня же всех знал, все добро, понемногу говорил „дра-а-сстуй”, а випрохавши сигарету, немного склонял набок голову и говорил: - Спа-ссі-и-ба”. Переход от романтического повествования (со всеми присущими ей „никто, никем, ничем”, „серые страшные существа” и т.п.) к абсолютно реалистичного изображения Гуни, который выпрашивает сигарету, не постепенный, а резкий, заметный с первого же взгляда, меняется даже темп речи. Гуня не вписывается в стилевую атмосферу дома умалишенных, он другой. Но атмосфера безумия постепенно затягивает его, это видно и на изменении стиля. Последний описание Гуни, который сошел с ума, выполненный в романтической манере: „Была лунная ночь; в окно падали белые, серебряные лучи и, одбиваючи тень на полу, как-то странно мережили ее. Из-за двери тоже ложился желтый свет от лампы и тоже одбивало наддверню грата на полу и стенах. Посреди номера стоял голый Гуня. Ноги были ему в тени, а серое лицо, сияющее светом, было дикое, с мудрыми глазами, с захохлевшим волосами, но вместе с тем какое-то хитрое и ехидно-злое. Он искоса смотрел на свою кровать и бормотал что-то”. Писатель мастерски удается дежурство в рамках одного произведения стилей, присущих разным художественным направлениям.
В произведении присутствуют две стилевые атмосферы: атмосфера нормальных людей и доминирующая атмосфера безумия. Создавая последнюю, Винниченко обращается к художественных приемов и средств, присущих романтизмові. Это может быть объяснено достаточно сильной литературной традицией. Безумие является одной из любимых тем романтиков, оно сакралізувалося ними, имело свою мифологию и каноны изображения. Но Винниченко в этом же произведении доказывает, что он мастерски мог изобразить жизнь сумасшедших в реалистической манере (описания отношений и драк с охранниками). По нашему мнению, переход к романтической патетики происходит потому, что тема безумия (в широком смысле - безумие этого мира) была для писателя болезненной. Касаясь ее, он сознательно переходил на высокий стиль, чтобы сделать произведение максимально сугестивним, поразить читателя, был заколдовать его, наиболее действенными на то время методами доказать мысль о том, что жизнь в безумном мире оставляет человека разума.
В произведении „Маленький штрих” Винниченко тоже создает ужасную атмосферу доведение человека до безумия. По жанру произведение принадлежит к мемуарной литературы, то есть требует определенного документалізму, близости к жизненной правде. Именно поэтому писатель использует совсем другие приемы создания стилевой атмосферы - натуралистическое изображение ощущений человека, реальное воспроизведение хода мыслей героя, событий, хроникальное описание психических процессов. Безумие изображается изнутри сознания героя, который понимает, что он теряет рассудок и пытается с этим бороться.
Исследование позволяет сделать выводы о том, что способы создания стилевой атмосферы в новеллах Владимира Винниченко свидетельствуют о синтез в творчестве писателя разных литературных методов, что является характерным признаком неореализма
SUMMARY The article deals with ways of style atmosphere building in Volodymyr Vynnychenko's novels, it is analyzed the variety of ways of work tone forming in the aspect of neorealistic tendencies. Special attention is paid to determination work tone with genre. Volodymyr Vynnychenko's novels present rich material for style atmosphere building researching.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гундорова Т. Проявление слова. Дискурсія раннего украинского модернизма. Постмодернистская интерпретация. - Львов: Летопись, 1997. - 297 с. 2. Гнидан О. Д., Демьяновская Л. С. Владимир Винниченко: Жизнь. Деятельность. Творчество. - К.: Четвертая волна, 1996. - 256 с.
3. Жулинский М. Из забвения в бессмертие. - К.: Днепр, 1990. - 446 с. 4. Винниченко В. Красота и сила. - К.: Днепр, 1989. - 752 с. 5. Ковальчук О. Красота в практиках повседневности // Винниченкознавчі тетради. - Выпуск 3.- Нежин, 2007.- С.4 - 51.
|
|