Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ГНАТ ХОТКЕВИЧ
ПЕЙЗАЖНЫЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ ПЬЕСЫ Г.ХОТКЕВИЧА «О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»


П.А. Будівський


В статье подаются пейзажные реминисценции драмы Г. Хоткевича «О полку Игореве».
Гнат Хоткевич известен не только как выдающийся критик, переводчик, композитор, музыкант, но и как талантливый прозаик, драматург. С драматургического наследия известные пьесы «Лихолетье» (1905), «Довбуш» (1909),драматические рисунки «Они» (1909), «На железной дороге» (1910) и др. В 1925 году в Харькове в издательстве «Рух» вышла в свет его историческая пьеса на 7 картин «О полку Игореве». Это своеобразный перепев знаменитой древнерусской памятника XII века «Слова о полку Игореве». Писатель, положив в основу жемчужину нашей древней литературы и народное поэтическое творчество, сумел донести до читателя, зрителя дух эпохи феодализма на Руси, сильной княжеской власти во главе с Киевом, он видит великого русского князя, сильного и могучего, в союзе с другими вассалами, то есть он видит единство Русской земли во главе с единовластным киевским повелителем, который сумеет защитить Отечество от междоусобиц, набегов кочевников и заставит феодалов выполнять свои обязанности не на правах самостоятельности, а на идеи подчиненности сильной княжеской руке, идеи единства русских княжеств в мощное централизованное государство. Конечно, рамки драматургии заставили Г. Хоткевича применить специфические особенности данного жанра. За то здесь много композиционных форм в виде монологов, диалогов, полілогів. Меньше есть ремарок, зато видное место занимают композиционные приемы сна, предсказания, плачей и т.д. Богатая в произведении также зображально-виражальна палитра. Значительное место в ней занимают картины природы, переданные то опосредованно, то непосредственно автором. В пьесе подается собирательный образ природы, что является своеобразным фоном, на котором разворачиваются основные события, поступки людей, их настроения. Он умело вплетен в саму ткань произведения, является действенным фактором, активно влияет на судьбу противодействующих сил, отдельных персонажей. Здесь автор сознательно идет по произведениям литературы Древней Руси, где еще не было известно, что природа выступает как самостоятельная движущая сила, не связанная с действием персонажей как объективное реальное фон, что способствует ярче осветить и донести определенные эстетические впечатления. По мнению литературоведа С. Пинчука, нельзя назвать ни одного произведения древнерусской литературы, в котором было бы уделено так много внимания природе, как в «Слове о полку Игореве». Она сопроводит все описанные в нем события от начала до конца и играет в нем активную роль .
Г. Хоткевич в своей пьесе «О полку Игореве» умело применяет этот прием использования природы как активного, действующего фактора, как в знаменитой памятнике XII века. В произведении природа волнуется, переживает, сочувствует людям. Так, сначала перед походом Игоря в ремарках пейзажная картинка передает спокойный, уравновешенный настрой членов княжеского двора: Пара деревьев по бокам, а в углу возле рампы какая-то естественная беседка, тихий закуточок с цветками, кустом дикой смородины. Там стоит защищенный зеленью малый табурет». Постепенно природа становится грозной, почти непреодолимым препятствием. Она вмешивается в сюжетную канву произведения и заставляет персонажей задуматься над своими действиями. В віщуванні Ярославны перед ней встает будущая картина беды: «как бы утро... Голубой... Прозрачный... Тихий... Сизые туманы плачут слезой над озером в степи... Утка дикая в болоте далеком закричит, а конь, дрожа, ударит четырьмя и ген-ген далеко-далеко в синь опов'ється... И языков стою в утро тим Осмотрюсь ... - а это поля неизвестны меня обступили, на чужом языке, говорят, холодом душу щекочут. А там далеко, за туманами - не то огороды, не то башни половецкие странными тьмы меняют ся»[1, с. 21]. Итак, это предвещание беды, горя за помощью пейзажных меняющихся картин заставляет зрителя задуматься над будущими коллизиями - несостоятельными, противоречивыми, пессимистичными.
Дальше природа реально предчувствует неудачный поход князя, сочувствует Игорю - и предупреждает его об опасности. С помощью полилога драматург передает тревогу, несчастье, горе, что предвещает природа: Голоса.
- Что это языков темно становится?
- В в глазах как будто зелено...
- Смотрите, смотрите!..
- Что это? - 3 солнцем что?
- Солнце!.. Солнце!..
- Смотрите, как луна совершает ся.
- О-О-о!
- Из рогов языков вузіль слойный получается [1, с. 21] Завершает эту картину экспрессивная ремарка: «Мир начинает меркнуть, все показывается в каком-то мертвецькому удивительном освещении. Общий шум растет, где-то бегут, плачут, что-то скрипит...» [1, с. 37]. Итак, природа сигналит, предостерегает князя от беды - отказаться от похода на половцев...
Подобные предостережения природы своих героев от необдуманных поступков имеют место и в фольклоре. Так в исторической песни «Ой под гай зелененький» природа тоже предупреждает предводителя опришков Олексе Довбуше не идти в глухое гуцульское село Космач, чтобы расправиться с тамошним глитаєм Штефаном Дзвинчуком, который за шапку червонцев стремился уничтожить славного атамана народных мстителей: Ты, Довбуше, не злостися, Еще раз говорю - остановись, Ибо в лесу ворона слышу, Он нехорошо нам предвещает [2, с. 45].
Как известно, крук, с народным мировоззрением, является символом несчастья, беды, смерти.
В співанці-хронике «Послушайте, люди добрые, что хочу сказать» предводителя повстанцев предостерегают от беды кукушка и сова: Ой в лесу на отрасли сова застонала, А зозулька в буковине грустно заковала [2, с. 46].
В украинском фольклоре сова является символом смерти, а кукушка - вестница какого-то важного события (преимущественно несчастной, трагической).
В пьесе «О полку Игореве» природа все активнее стремится предостеречь князя от беды - наступило затмение солнца - символ несчастья, «сама ночь стонет, да не идти тебе неготовыми дорогами... Быть грому великому... Идти дождю стрелами с Дона синего!,. О-О-о!.. Здесь неть земля! Реки мутно текут!.. Черные тучи с моря идут, а в них трепещут синие молнии» [1, с. 27-28]. Тревожная ночь разбудила птиц и зверей: «Грозой птицу будит, свист звериный встал. А волки грозу ворожат по яругах. А лисы в поле врут, врут, врут на червлені щиты» [1, с. 28].
В уста Ярославны драматург вкладывает слова, из которых видим, что нивелируется грань между миром человека и природы, и они занимают промежуточное положение, используются как мифологические существа: «Див кличеть сверху дерева, велит послужить всей земле незнаємій. Слушайте земли незнаємі. Внемлить, края далекие. Это Игорь слепой к Дону воинов ведет, Ха...» [1, с. 27]. В произведении князь Игорь, несмотря ни на какие предупреждения, предсказания, идет в поход на половцев. Почему он так действует? По мнению академика Д. Лихачева, феодализм произвел своеобразный кодекс морали - понятие о дружинная и княжескую честь и славу. Война и частично охоты были той ареной, на которой происходил поиск славы и чести. Проявить мужество и тем снискать себе славу, честь, хвалу было основной заботой князя и его жены. Не унизить свое достоинство, не упустить своего, не потерять «родительской» и «дедовской славы», не потерять свою вотчину и дедову, ревниво оберегать свою жену, репутацию - все это заслоняло перед князьями в XII-XIII вв. важные, государственные темы». Вот почему ни предостережение Ярославны, ни грозная действенная природа не могут стать преодолимой препятствием, чтобы завернуть Игоря назад, который, обращаясь к жене, нежно и убедительно ей объясняет причину:
«Игр. Калечко... Как же можно мне обратно? И засмеют же мя и братья, и Ростиславичи, а от Святослава и прохода мы не будет» [1, с. 22-23]. «Слышишь, трубы трубят в Новгороде, кони ржут за Десной? Уже слава в Киеве продзвеніла, и в Переяславле, и по всей земле. Уже стязі в Курске стоят и ся треплют... Когда же что, то я заранее вас выпью чашу смертную... Эй, мужи и вой! Наступает пора мужествовати. Да не постесняется род наш за нас! Да не вщербимо чести своей. Когда же и убьют нас, то душа наша, темную хоромину бросив, до прадедов идет. Лбом к смерти!» [1, с. 28-29].
Интересную находку использует Г. Хоткевич для опосредованной передачи первого победного дня битвы русских князей с половцами. Волхв из своей пещеры так передает пейзаж перед предстоящим боем: «Долго ночь меркнет, заря свет запала, туманы поля перекрыли. И щебет соловьиный заснул, а галич говор возбудился, добычу чуя. Далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю. Перегородили русичи великие поля черленими щитами своими. В Русская земля! Уже за шелом'янем еси!..» [1, с. 34].
Совсем другой пейзаж предстает перед неудачной битвой князя Игоря с кочевниками. Он звуковой, шумовой, різкодисонансний, мрачный. Волхв так комментирует эту сцену: «Что мы шумит? Что мы свищеть рано пред зорями?.. (Высоко, долго, и тонко свистнул; движения острые, волчьи). Гза бежит серым волком, а Кончак ему след правит к Дону великому. Ночь тенями их мечет по высокой траве, сусоли перекликаются... (Тоскливо). Собирать землю всю... На князей... На русских... На Дажбогових внуков...и Печальный аккорд и чье-то далекое рыдания» [1, с. 35]. Последний пейзажный штрих является зрительный: «Кровавые зори Жалость... приповідають. Черные тучи с моря идут, хотючи прикрыть четыре солнца. Ой... ой... Быть грому великому» [1, с. 35]. И снова звуковой трагический образ: «Ропот в музыке, поблескивают молнии скрипок, спешно-тоскливо мелодии клубяться высоко в октавах» [1, с. 35]. Следовательно, и звуковые и зрительные описания природы создают своеобразное яркий фон, для передачи будущей черной поражения русских князей от половцев. Князь Игорь - дитя природы, и она, как мать, ласково его оберегает и помогает во время бегства. В VI картине природе уделено особенно большое внимание. Это можно объяснить тем, что князь - житель лесостепи, а здесь сплошная степная природа, и беглец будто погрузился в нее. Он воспринимает ее как-то острее, зацікавленіше и экспрессивнее: «Видно степь. Бесконечной равниной упал он перед глазом, засеял далекими могилами, в тихим, вечерним туманом. Тихо плещется река, шепчет камыш... Исчезает свет огня и тайные мелодии месяца зазвучали над степью, словно он наполнился тихой музыкой преддверия ночи. И действительно - едва слышно какие-то звуки... И то не знать - действительно играет кто-то, так кажется. И под ту симфонию природы, под звон травы, под тихие шепоты камышей и далекий крик коростеля» [1, с. 72-73]. Итак, пейзаж здесь и зрительный, и звуковой. Он изображен мягкими, ласковыми тонами, и всем своим существом как будто призывает князя Игоря до побега на Русь: «Священно тихо вокруг, только далеко-далеко в степи кричат коростели и где-то еле слышно в лозах радуется соловей, И Боярин, Слышишь?.. И вороны не кричат, и галки замолкли, сороки не трещат, по лозах тихо ползком. Только трава шумит и с ветром говорит, дергачи текотом путь к реке говорят, а соловьи веселыми песнями радость оповещающих» [1, с. 79].
Г. Хоткевич тонко, глубоко и ярко понимал природе, идя за автором «Слова о полку Игореве», показал, что наши предки тоже разбирались на природной специфике, довірялись ей, она влияла на их чувства, психику, действия. Он, влюбленный в природу, не просто воспроизводил, а черпал ее из безграничного разнообразия, с незмірних эстетических богатств брал материал для своих удивительно красивых и поэтических художественных средств. Приведенные слова о автора «Слова» вполне могли бы подойти и к автору сочинения «О полку Игореве».
Г. Хоткевич в конце VI картины пьесы, отталкиваясь от устного народного поэтического творчества, обрисовал довольно мягкую, задушевную, благозвучный пейзажную картину, которая должна была вдохновить князя на побег из плена: «Тихо звучит степь. Луна дрожит в серебряных волнах, сонным шепотом зашумит камыш. Звезды поют и вновь где-то чуть слышно мелодию соловья» [1, с. 80].
Писатель високопоетично воспевает гармонию человека с природой. Вот как изображает он это на примере побега князя Игоря: «Слышать далекий, длинный, утяжливий свист. Высоко начавшись, спускается Игр вниз - не то птица которая ночная, не то мужчина свистит... Князь поднял голову и весь дрожит, слушая...
Свист повторяется глуше, Игорь встал «ужасен и трепетен», шепча последнюю молитву творит» [1, с. 80].
«Игр. Боже хвальний... Праведный боже... Большой, крепкий, Боже предвечный... Стань мы в помощь.
Еще шепчет молитву, а затем поднимает стену шатра и лізє... Ползком... Ползком... Скрывается в прибрежных камышах... Слышать, как тихо плюснув в воду... Плывет... дальше... дальше... Тихо. Еще раз свист повторился, но уже еле слышно. Медленно спускается занавес, а где-то близко и ужасно громко забил перепел» [1, с. 80].
Однако не только природа влияет на человека. Ход исторического процесса тоже меняет саму природу. Так пейзаж русских полей резко претерпел изменения благодаря междоусобных войн, опустошительных, грабительских набегов кочевников, с горечью и болью констатирует это в пьесе драматург с помощью полилога:
- А это кому приключалося ранее видеть украинскую красоту, поэтому приключилось видеть пустоту.
- И гады какие-то являются, едят всякую траву: и ржи и проса, и все. Такого не было и слихано и в первых днях, а здесь появилось за грехи наши.,. И смотреть страшно.
- Житная дорожная этого будет большая лета.
- Что дорожная? Уже и теперь зобають люди зерно не мелюще.
- То еще ничего. А и так бывает, что згниле сено или солому найдут и то за еду уходит...
- Эх, каяти князя Игоря. Похоронил тишину нашу на дне Каялы-реки половецкой [1, с. 59].
Об тесное единение человека и природы реалистично освещены в плаче Ярославны. Обращаясь к различным явлениям и силам природы - ветра, солнца, Днепра, княгиня выражает свою уверенность в том, насколько глубоко и всесторонне они могут влиять на судьбу людей: «Ой ветер-ветер, ветер-ветрило! Почему, господин, вієш насильно? Почему носишь хану стрелы на своих нетрудних крыльях на воинов моего лады?.. Почему же, господине, мою радость по ковыль развеял?.. Ой Днепр Славутиче, Днепр могучий. Пробил еси каменные горы сквозь землю половецкую. Возлелій же, господине, мою ладу ко мне, чтобы не посылала я к нему слез на море рано! В светлое-пресвітле яснеє солнце. Всем теплое ты и красное еси, всем и радостное. Почему же простерло ты горячие свои лучи на воинов моего лады? Почему в поле безводным жаждой им луки спрягло, тоской им луки заткало? В проклятое же быть, ты немилостивеє краснеє солнце!..» [1, с. 40-41] .
Наблюдения Г. Хоткевича за природой отличаются исключительной точностью и проницательностью. Мы можем установить широкую картину мира флоры и фауны XII вв. В пьесе много раз упоминаются разные звери и птицы. Светские животные называются лишь несколько раз - лошади, коровы, свиньи, овцы. Из диких зверей и птиц чаще всего упоминаются те, что имели охотничье значение - сайгаки, туры, волки, медведи, лисы, куницы, сусоли, бобры, дикие утки, лебеди, соколы, перепела. Это объясняется тем, что в Киевской Руси охота была важной отраслью в народном хозяйстве. Заметное экономическое значение охоты хранилось на Украине до конца XVIII ст. Из данных исторической географии и зооморфології в пьесе упоминаются также горлицы, кукушки, галич, вороны, соловьи, коростели, сороки. Также змеи, ящерицы, рыбы; из флоры чаще всего встречаются камыш
и, степная трава, ковыль, сено, рожь, просо, ликарськи растения. Декилька разив твори использовано родовое название-стадо, птицы, илля, трава.
Итак, природа в
историчнии п'есе Г. Хоткегича «О полку игоревим» изображена не мертвой и статичной, а передана в динамике, гомоне, шуме - в звуковых и зрительных образах, что способствует более яркой передачи внутреннего естества персонажей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пинчук С Слово о полку игореве. - К.: Рад. школа, 1990. - 176 с
2. Хоткевич Г. О полку игореве. - Х.: Движение, 1926. - 70 с
3. Славный предводитель повстанцев (народ про Довбуша). - К., 1994. - 350 с
4. Лихачев Д. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. - Л.: Худ. литература, 1985. - 230 с.