Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Наследие Т.Г. Шевченко, автопортреты, ненайденные художественные произведения Т. Г. Шевченко




 


Наследие Т.Г. Шевченко - произведения живописи и графики, что их выполнил Шевченко в разной технике в течение всей жизни. Сохранилось 835 произведений, дошедших до нашего времени в оригиналах и частично в гравюрах на металле и дереве отечественных и зарубежных граверов, а также в копиях, что их выполнили художники еще при жизни Шевченка.уявлення о художественное наследие Шевченко дополняют данные о более 270 потерянных и до сих пор не найденных работ. Живописные и графические произведения по времени выполнения их датируются 1830-1861рр. и территориально эт*связанные с Россией, Украиной и Казахстаном. По жанрам - это портреты, композиции на мифологические, исторические и бытовые темы, архитектурные пейзажи и пейзажи. Выполнено их в технике масляной письма на холсте, а также акварелью, сепией, тушью, свинцовым карандашом и в технике офорта на отдельных листах белого, цв - кадрового и тонированного бумаги разных размеров, а также в п*пять альбомах. Значительную часть художественного наследия Шевченко составляют завершенные работы, но не менее ценными для понимания творческого пути и раскрытия творческого метода художника и его многочисленные эскизы, этюды, наброски и учебные студии. Из всех произведений лишь незначительная часть имеет авторские подписи, надписи и еще меньше - авторские даты. Изучение художественного наследия Шевченко в наше время дало возможность установить максимально точные даты выполнения многих его художественных работ, определить основные этапы развития творчества художника по жанрам, тематике и формальным признакам. По времени выполнения все живописные и графические произведения Шевченко можно разделить на три периода: от первых работ доакадемического времени и к ссылке (1830-1847рр), произведения лет ссылки (1847-1857рр) и работы, выполненные после возвращения из ссылки до смерти художника (1857-1861рр). В пределах каждого из этих периодов прослеживаются и короче по времени этапы, которые об*объединяют произведения не только по определенной тематике, но и по художественной вартістюїх и за техническими средствами выполнения.

По свидетельству самого Шевченко, рисовать он начал с раннего детства - "крестами и узорами с цветами" (стихотворение "А.О. Козачковсько-

м") обводил страницы в самодельном тетради (1822-1826рр), а когда был у господина П. Энгельгардта казачком, - перерисовывал лубки (1829). С доакадеміч-них работ сохранились рисунок карандашом "Бюст женщины"(1830), акварельный портрет П. Энгельгардта (1833), "Голова женщины"(1834), портреты Екатерины Абазы и Есть. Гребенки (оба - 1837), серия композиций на исторические темы - "Смерть Лукреции" (1835), "Смерть Олега, князя древлянского", "Александр Македонский проявляет доверь*я своему врачу Филиппу" и "Смерть Виргинии"(все - 1836), "Смерть Богдана Хмельницкого" (1836-1837) и "Смерть Сократа" (1837). Эти произведения, несмотря на несамостоятельность части из них ("Бюст женщины" перемальовано с неизвестного оригинала, а отдельные рисунки на исторические темы сделано на образец композиций, рекомендуемых для экзаменационных работ поступающим в академию искусств), свидетельствуют о том, что еще до переезда в Петербург Шевченко вступил значительной сноровки в рисовании карандашом, а в Петербурге, очевидно благодаря работе в В. Ширяева, советам И. Сошенко и труда в классах Общества заохлчування художников, он впервые начал работать тушью-пером и особенно успешно - акварельными красками. Это дало Шевченко возможность подготовиться к поступлению в Академию художеств. В работах художника доакадемического периода уже ярко проявился интерес к суспільновагомих тем. Его композиции утверждают патриотизм, человеческое достоинство, выражающие протест против насилия. В них Шевченко впервые обращается к отечественной истории.

Художественное наследие Шевченко периода от поступления в Академию искусств и к ссылке (1838-1847рр) составляет отдельную группу живописных и графических произведений, отмечается широкой тематикой, появлением новых жанров и новым співвідноенням между ними, значительным усовершенствованием освоенных технических средств выражения и обращения к новым. На произведениях Шевченко этого периода особенно заметно влияние К. Брюллова: определенная идеализация изображаемого, романтическая приподнятость, некоторая условность колорита. Вместе с тем Шевченко учился у него мастерству композиции, реалистического рисунка, искусства портрета. В это же время он начинает выступать как представитель критического реализма. В пределах этого периода отчетливо прослеживаются этапы внутреннего развития художника. Первый этап приходится на 1838-1843гг (до первой поездки на Україіну). Значительную часть творчества Шевченко этих лет составляют студийные работы - рисунки карандашом, углем и произведения, выполненные масляными красками. Среди них - отдельные рисунки с гипсовых моделей, а большинство изображения живой натуры (натурщики в разных позах и змальовки с натуры своих товарищей по Академии). К этой группе принадлежит и выполнена маслом композиция "Натурщик в позе св. Себастьяна" (1840-1841рр). Выходя за пределы чисто учебных задач, Шевченко работает в это время и над собственной натурой "постановки" (акварели "Женщина в постели"1839-1840; "Натурщица"1840). Много внимания уделял он копированию произведений своего учителя К. Брюллова (жанровые композиции "прерванное свидание", "Сон бабушки и внучки" - обе 1839-1840). Работа над этими копиями помогла Шевченко войти в творческую лабораторию выдающегося художника, способствовала усовершенствованию мастерства в акварельной живописи. В первые годы пребывания в Академии Шевченко выполнял портреты, исторические и жанровые композиции и иллюстрации (карандаш, акварель, масляные краски). Овладение основами рисунка и тежнікою живописи сказывалось на профессиональном уровне оригинальных работ, а с творческим ростом художника и его студийные рисунки приобретали высокой художественной ценности. В портретах, которые художник выполнял найчастішена заказ, он не довольствовался только лишь внешним сходством, а стремился воссоздать образ человека, черты его характера. Вершиной в этом жанре Шевченко академического времени является выполненный маслом портрет (1840), с которого начинается галерея автопортретов. Немногочисленные жанрві композиции художника этого периода являются этапными в истории украинского искусства. Сепия "Мальчик с собакой в лесу"(1840) тематически близка к ненайденным картины "Мальчик-нищий, дающий хлеб собаке", которую совет академии художеств в 1840 отметила серебряной медалью 2-й степени. Такой же награды удостоен и композицию "Цыганка-гадалка" (1841). Картина "Катерина" (1842), выполненный масляными красками, вошла в сокровищницу украинского бытового живописи как один из первых произведений критического реализма. Жанровые произведения Шевченко правдиво и поэтично изображают жизнь украинского народа, глубже, чем это было до того в украинском искусстве, поднимают социальные проблемы. Успехи жанриста отразились и на многих иллюстрациях Шевченко, которые выдвинули его в число известных иллюстраторов. В первые годы обучения в Академии художеств Шевченко начал работать в пейзажном жанре. Работы последнего периода пребывания в Академии свидетельствуют о коренной перелом в творчестве художника. Первое путешествие на Украину (квітень1843 - лютий1844) определила тематику и характер произведений художника, их жанры и соотношение между ними. На Украине Шевченко дальше работал над портретом, применяя преимущественно масляные краски (портреты Маевской, Г. Закревской, П. Закревского, детей В.М. Репнина). Эти произведения набгато выразительнее, глубже, чем акварельные портреты предыдущего периода, раскрывают внутренний мир портретируемых. Они свидетельствуют об успехах художника в овладении техникой масляной живописи. Новый по характеру и технике исполнения (тушь, перо-штрих, а не контур, как в композициях доакадемического периода) автопортрет Шевченко 1843. Рисунок здесь будто предшествовал произведениям, выполненным в технике офорта. Художественное наследие Шевченко времени пребывания на Украине составляют портреты, подготовительные работы к "Живописной Украины", выполненные маслом две картины - "Крестьянская семья" и "На пасеке", пейзажи (теперь как ведущий жанр), а также ч исленні рисунки, среди которых и "Вдовья хата на Украине" и "Хата родителей Т.Г. Шевченко в с. Кирилловке". Все эти работы свидетельствуют о большом интересе художника к жизни украинского народа и его быта, природы и исторического прошлого Украины, о либоке социальное направление творчества художника. В приложении к "Живописной Украины" впервые в українськоиу искусстве провозглашена мысль о социальную роль изобразительного искусства, а именно издание положило начало развитию в украинском миствецтві офорта.

Творчество Шевченко периода от окончания Академии до ссылки характеризуют преимущественно портрет и пейзаж. Известно 17 портретов этого времени, выполненных маслом, акварелью и карандашом,- свидетельство мастерства и популярности Шевченко как портретиста среди широких кругов украинской интеллигенции. В пейзажах, выполненных акварелью и карандашом, преобладает восхищение просторами, уютными уголками и особенно деревьями с их требовательным и сложным рисунком. Композицию здесь построено на втором плане; позже, где-то с лета 1845, наблюдаются первые попытки дать и третий план. Большое место в творчестве Шевченко в это время занимал исторический пейзаж,что обусловлено работой художника в Киевской археографической комиссии, которой он изображал архитектурные памятники*памятники и исторические места. В этих произведениях высокое мастерство сочетаются с научно-документальной точностью.

Тщательное изучение художественного наследия Шевченко, сосредоточение всех его произведений в специальном музее, публикация их в академическом издании (1961-1964) дали возможность об*объективно оценить большой по объему и значительный по художественной стоимостью наследие художника периода ссылки. Несмотря на царский запрет, Шевченко в годы скорби работал много плодотворно во всех свойственных йомуй раньше жанрах. Всего известно 124 завершенные произведения и 220 эскизов и набросков, созданных тогда. Изменились только соотношение между жанрами, удельный вес каждого из них в общем наследии художника. Наиболее плодотворно он работал в жанре пейзажа - этому в большой мере способствовало участие в Аральській и Каратауській экспедициях. Чаще всего художнику приходилось фиксировать натуру наскоро - отсюда начерковий характер работ, особенно картинок в художественных альбомах. Эти рисунки очень лаконичны, часто это только контур или контур с небольшой штриховкой. Некоторые пейзажи времени Аральской экспедиции Шевченко завершал уже в Оренбурге за карандашными рисунками с пометками "для пам*яти", а чаще полагался на свою вийняткову зрительную пам*ять. О большую наблюдательность художника говорят и многочисленные пейзажи, на которых чрезвычайно тонко изображены детали не только на первом плане, а на втором и третьем. С особой силой наблюдательность художника проявляется в многочисленных рисунках научно-вспомогательного характера с изображением структуры берегов Аральского моря и скал и обрывов, которые были важными для геологической характеристики местности. Такой филигранный рисунок, не позбавленний и большой художественной ценности, очевидно, послужил художнику для более поздней работы в офорте. Пейзажи Шевченко время обеих экспедиций отличаются от его пейзажей предыдущего периода преимуществом в них второго и третьего планов, вытянутой композицией при широком, часто вдкритому горизонты и чрезвычайно богатым и тонким колоритом. В глубоко эмоциональных и разнообразных по настроению акварелях Шевченко выступает как выдающийся мастер этой техники. Его пейзажи дуде точео и правдиво отражают природу казахского края, ее своеобразную красоту. Особое место в художественном наследии Шевченко годам ссылки предстоит жанровым композициям, составляют несколько отдельных тематических групп. Одна из них предназначена бытовые казахского народа (сепии "Казахи в юрте", "Казахский стоянка на Косаралі", "Казахский мальчик разжигает печку", " Казахский мальчик дремлет у печки", "Казахи у огня" и акварель "Казах на лошади", все 1848-1849рр). Еще больше змальовок из жизни казахов в путевых альбомах художника (экскизы и наброски законченных сепій и акварелей). Значительного разнообразия и социальной остроты казахов тема приобрела во второй период ссылки поэта (сепии "Трио", 1851; "Песня молодого казаха", 1851-1857; "Байгуші под окном", 1855-1856 и "Казашка Катя",1856-1857). В некоторые произведения ("Т. Г. Шевченко и байгуші", "Т. Г. Шевченко и казахский мальчик, что играет с кошкой" 1856-1857) художник вводит свой автопортрет. Этим Шевченко подчеркивает свое глубокое сочувствие к судьбе казахского народа.

Отдельную группу составляют композиции на исторические, мифологические, литературные и библейские темы ("Благословение детей", "Телемак на острове Калипсо", "Робинзон Крузо", "Самаритянка", "Казашка", "Милон Кротонський", "Нарціс и нимфа Эхо", "Св. Себастиан", "Умирающий гладиатор", все - 1856). Всем им присуще глубокое психологическая трактовка образов.

Третья, вполне самостоятельная, группа жанровых композиций это сепия сепій "Притча о блудном сыне", которую Шевченко намеревался воспроизвести в гравюре. Разоблачение эксплуататорского строя достигает здесь наибольшей остроты.

Портретные произведения Шевченко годам ссылки выполнено преимущественно сепией или итальянским карандашом (только несколько портретов в Оренбурге - акварелью). Они более совершенные относительно композиционного построения, глубже раскрывают психологі-чний состояние портретируемых и представляют собой новый шаг в развитии реализма художника. Часто Шевченко вводит портрет в жанровые композиции ("О.Бу-таков и фельдшер А. Истомин во время зимовки на Косаралі"1848-1849; "Т.Г.Шев-ченко среди товарищей", 1856; "Т.Г. Шевченко рисует товарища" 1855-1857).

Творчество Шевченко годам ссылки убедительно доказывает, что, вопреки утверждению биографов поэта с буржуазно-националистического лагеря, он не утратил способностей художника, но и достиг как митейь еще высшего уровня во всех жанрах портретном, пейзажном и бытовом. В его произведениях этого времени на полную силу прозвучала социальная тема и оказалась интернационалист-ская позиция художника. Кроме того, произведения годам ссылки свидетельствуют о том, что Шевченко, будучи оторванным от академии, не забывал о ней. Несомненный отголосок академической школы ощущается в выполненных художником в это время композициях на исторические, мифологические и литературные темы. Пиетет Шевченко в Академии художеств утверждают написана в ссылке автобиографическая повесть "Художник" и записи в "Дневнике".

Художественное наследие Шевченко последнего периода жизни количественно невелика. В это время он много работал над офортом и достиг в нем, по сравнению с офортом 1844, новмх успехов. Среди пейзажей преобладают этюды и наброски, выполненные 1857 на пароходе, когда поэт ехал из Астрахани до Нижнего Новгорода, и пейзажи, созданные на Украине во время третьего путешествия 1859 (исключением разве что есть офорты "Вечер в Альбано близ Рима. Лес" - по произведению М. Лебедева и "Мангышлакский сад" - по собственному рисунку). Все эти пейзажи независимо от степени их завершенности, свидетельствуют о возросшей мастерство Шевченко-пейзажиста в последний период жизни. Это проявляется в подчеркивании второго и третьего планов, в построении композиции на широком горизонте и в предпочтении воздушной перспективы над линейной, в глубокой лиричности и эмоциональности пейзажей.

До жанровых композиций Шевченко обращался лишь вернувшись в Петербург и его почти исключено в связи с работами в офорте ("Две девушки","Святая семья","Притча о работниках на винограднике"). Все-1858 "Сама себе своей усадьбе". "Приятели", "Старец на кладбище", все-1859). Особый интерес представляют портреты работы Шевченко последнего периода его творчества. Их известно 41. Все это - завершенные произведения, кроме небольшого рисунка карандашом - портрета О. Герцена, спокойного в Нижнем Новгороде. Портреты выполнены итал. Карандашом и мелом на тонированной бумаге и в технике офорта. Для портретов карандашом характерны смелая, сочная линия и сочный штрих. Шевченко нарисовал их на пароходе

во время переезда по Волге, затем в Нижнем Новгороде, Москве, на Украине и в Петербурге. Они близки к портретов, выполненных в Новопетровском укреплении, но гораздо контрастніші и выразительные по внутренней характеристики портретируемых, хотя сам рисунок у них значительно лаконічнішиї. Целая галерея офортных автопортретов (шесть) и портреты вице-президента петербургской академии художеств Ф. Толстого и профессоров академии Ф. Бруни и П. Клодта и академика И. Горностаева является выдающимся достижением не только в художественной наследии Шевченко, но и в уьому тогдашнем офорте.

Шевченко сделал большой вклад в развитие портрета, бытового жанра и пейзажа. Он выступал как один из первых на то время офористів Украины и России. Его реалистичная творчество полна большого социально-обличительного содержания и отличается глубокой народностью, интернациональ-ными мотивами и гуманизмом. Произведения Шевченко имели влияние на все развитие украинского искусства, они служат живительным источником для многих поколений украинских художников. Художественное наследие Шевченко определяет его выдающееся место в истории не только украинского, но и мирового искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автопортреты Т.Г. Шевченко - собственные изображения, которые художник создавал на протяжении всей жизни. Самый ранний из известных теперь автопортретов (холст, масло, 43*45, в овале, ДМШ) выполнено в начале 1840 в Петербурге. Это одна из первых попыток Шевченко рисовать масляными красками. В произведении - романтически возвышенный образ молодого поэта-художника. В манере исполнения - в легких лесируваннях, что иногда сочетается с корпусным наложением красок, в изящном рисунке, в совершеннейшем пластическом моделировании, в колорите, построенном на сине-зеленых тонах с викрапленням красных, а главное в романтическом окраске образа - отчетливо чувствуется влияние К. Брюллова. Произведение не завершено.

Автопортрет (бумага, тушь, перо, 22,7*18,4, частное собрание, Москва), нарисований в Яготине 23 - 26.IX 1843 и подаренный В. Репниной вместе с рукописью поэмы "Тризна", изображает Шевченко за работой. Здесь отчетливо переданное внимательное восприятие молодым художником окружающей жизни. Портрет выполнен свободным, уверенным штрихом, близким к манере рисования иглой на меди.

Автопотрет, выполненный в конце августа 1845 (бумага, масло, 17*13,3, ДМШ) и подаренный Н. Тарановській, словно развивает идею предыдущего. Он предельно простой, ясный по форме. Шевченко на нем полон энергии, внутренней силы, решимости. К 1845 принадлежит и автопортрет со свечой, известный по офортом Шевченко 1860. В альбоме 1845 есть набросок этого произведения карандашом. Из воспоминаний А. Козачковского известно, что в 1845 Шевченко почти завершил работу еще над одним автопортретом, в котором подал образ "народного поэта, метко схвачен в минуту его поэтического вдохновения". Это произведение не сохранилось.

Несколько автопортретов Шевченко создал во время пребывания в ссылке. Первый автопортрет (бумага, масло, 12,7*9,9, ДМШ), нарушив царский запрет писать и рисовать, он нарисовал между 23/06 и 11/12 1847 в Орской крепости, как только туда прибыл, и 11/12 1847 прислал А. Лизогубові. Это портрет поэта в солдатском мундире и фуражке-бескозырке. Тяжкие мучения уже наложили отпечаток на лицо Шевченко, на котором поражают широко раскрытые, полные скорби глаза.

С портретов, выполненных во время перебвання Шевченко в Аральській экспедиции (1848-1849), до нас дошел только один (бумага, сепия, 15,6*12,9, Львов. Музей украинского искусства), художник вскоре подарил А. Венгжиновському в Оренбурге. Шевченко изображает себя в наряде, который носил в экспедиции, - обычном гражданском платье и светлом фуражке с большим козырьком, на лице - следы усталости от нелегких странствий. До этого произведения близки три портрета (холст, масло, закомпонований в овале, воссозданный в книге О. Новицкого "Тарас Шевченко как художник", Львов - Москва, 1914, где теперь этот портрет - неизвестно; холст, масло, 24,5*19,8, ДМШ; холст, масло, 26,2*21,4, ДМШ), которые относительно авторства требуют некоторого исследования: до сих пор не установлено ли это Шевченко автопортреты, или копии или варианты, выполненные другими художниками. Судьба нарисованного во время Аральской экспедиции автопортрета, присланного В. Репниной 14/11 1849, через три недели после возвращения в Оренбург, неизвестна.

За время пребывания Шевченко в Оренбурге сохранились два автопортреты.
Один из них (бумага, сепия, белила, 24,3*18,1, ДМШ) выполнено не позже 29/12 1849 и подаренного Ф. Лазаревском. Шевченко изобразил себя в гражданской одежде - в светлой куртке, из-под которого виден воротник белой рубашки. На лице ощущается душевное спокойствие. В том, что поэт изобразил себя так, вероятно, имело значение то, что в это время он жил в ужасных условиях солдатской казармы, а на частной квартире, среди друзей и имел возможность рисовать. Психологической характеристикой до этого произведения близок автопортрет в солдатском мундире с погонами (бумага, сепия, 16,2*13, ДМШ), Шевченко 29/12 1849 прислал А. Лизогубові. Поэт тогда еще надеялся на облегчение своей участи, ждал повышения в звании до унтер-офицера и официального разрешения рисовать. И вскоре, после ареста за нарушение царской царской запрета и почти полугодового следствия, его сослали в Новопетровское укрепление. Здесь Шевченко создал новые автопортреты - потрясающей силы художественные документы о семь лет нечеловеческих физических и моральных мучений, но - вопреки всему - и вдохновенной, подвижнической, героической творческого труда. К этим годам относится ряд сюжетных, жанровых рисунков, в которые художник ввел автопортреты. Во время експедииції до Каратау он выполнил рисунок "Шевченко среди товарищей", на котором изобразил себя за рисованием вместе с Б. Залесским и Л. Турно. Его изображение близкое здесь до автопортрета, созданного в июле-августе 1851 и подарено Бы. Залесском. В последние годы пребывания художника в Новопетровском укреплении приходится рисунок "Шевченко рисует товарища", где он изобразил себя за работой в кибитке, что ее специально поставил для него в саду возле укрепления И. Усков. На этих рисунках воссоздан образ Шевченко, обстановку, в которой он тогда находился, его увлечение искусством.

Важное место в творческом наследии Шевченко этого времени занимают жанровые рисунки "Шевченко и байгуші" и "Шевченко и казахский мальчик, что играет с кошкой". К которым художник ввел автопортреты. Чтобы подчеркнуть достоверность изображенного и передать свое сочувствие гнобленому тогда, обреченному на нищету и голод, казахскому народу. Автопортреты, представленные силуэтом, есть на рисунках "Казарма" и "Наказание колодкой" (оба - 1856-1857рр). В Новопетровском укреплении Шевченко нарисовал также два автопортрета, один из которых 3/11 854 передал М. Семеновым в дар О. Бодянскому, а второй направил 22/4 1857 Я. Кухаренко. Оба произведения не сохранились. На первом из письма к О. Бодянского, художник изобразил себя в гражданской одежде. Второй - известный с фоторепродукцией, щозберегласся в архиве Елены Пчилки. Он нарисован сепией; как можно судить из того, что Шевченко здесь так же изобразил себя в гражданской одежде, этот портрет выполнен 1853-1854рр.

Возвращаясь из ссылки, в Нижнем Новгороде Шевченко нарисовал еще два автопортрета. Первый (тон, бумага, итальянский и белый карандаши, 31,4*24,6, ДМШ), выполнен не позднее 28/11 1857, автор подарил М. С. Щепкину. Второй (тон, бумага, итальянский и белый карандаши, 25,5*21,2, ДМШ), выполнен не позднее 4/1 1858, послал тогда же П. А. Овсянниковим в дар М. Лазаревском. В обоих произведениях возникает образ сильного духом человека, которая вышла несокрушимой из самых тяжелых испытаний. М. Лазаревский из подаренного ему автопортрета заказал 25 фотокопий, чтобы распространять их среди друзей и знакомых.

Большинство автопортретов, созданных в Петербурге в последние годы жизни Шевченко выполнил техникой офорта. Работая над ними, он часто пользовался фотографиями. Первый автопортрет - в темном костюме (бумага, офорт, 16,1*12,3, созданный по фотографии конца 50-х годов) - выполнено не позже 14/3 1860г. Из этого сочинения сохранились также отпечатки третьего состояния (16,1*12,5), где фон покрыт тонким слоем акватинти. Автопортрет проникнут глубоким лиризмом. Поражает выражение глаз, которого ранее в автопортретах не было: в них и грусть, и нежность, и теплое сочувствие. Это выражение "ласковый, почти нежный", который заметил в глазах художника И. Тургенев. Вскоре по фотографии, сделанной в конце марта 1858,хроблено второй автопортрет - с бородой, в тулупе и шапке (бумага, офорт, 16,9*12,5), который можно датировать не позднее 4/4 1860. Тщательно обработав лицо и выделив его легким штриховкой на фоне вокруг головы, Шевченко свободно в начерковій манере, начертил наряды и положенную на колено руку, что придало образу своеобразного артистизма. За маллюнком, выполненным 1845, , что его Шевченко отыскал, он в мае 1860 создал автопортрет со свечой (бумага, офорт, акватинта, 16,4*13), в котором мастерски передал эффект освещения - борьбу света и тьмы, в результате чего произведение приобрел символическое звучание. В этом автопортрете привертє внимание разнообразие примененных технических приемов. Густым плетением различной силы штрихов, подчеркивающих и об*объединенных слоем акватинти, художник показал, как мрак отступает перед победной силой света. Лицо модельоване прозрачными перекрестным штрихами, а наряд изображено сеткой параллельных линий, имитирующих манеру классической гравюры різцемза фотографией, которую сделал 1859 в Киеве И. Гудовский, 1860 выполнено автопортрет в светлом костюме (бумага, офорт, 16,5*12,5). Здесь на лице Шевченко заметно следы тяжелой болезни, которая подтачивала и без того надламане ссылкой здоров*я поэта. В этом произведении отразился также подавленное состояние, в котором Шевченко вернулся в Петербург после ареста на Украине летом 1859. Если каждый из рассмотренных офортных автопортретов определенную грань образа Шевченко, передает то или иное душевное состояние, то последний из этой группы автопортретов - в шапке и кожухе, созданный не позднее 4/12 1860 по фотографии А. Деньєра, сделанной 1859, дает обобщенный образ портретируемого. Произведение поражает глубиной и целостностью характеристики. Недаром современники поэта считали его самым удачным и наиболее схажим из всех прижизненных изображений Шевченко, и он получил широчайшую паопулярність. Технически портрет виконаног безупречно. Офортный штрих приобрел здесь исключительной експрессії. Штриховкой покрыто не только фон вокруг головы, но и все изображение; перекликаясь с энергичным штрихом, которым передано смушеву шапку и воротник кожуха, оно придает портрету своєтідної суровости. На портрете есть авторская подпись и дата выполнения, а также монограмма из окаймленных кругом букв, написанных энергичным росчерком. Офортні автопортреты Шевченко (эстампы различных состояний) хранятся в нескольких музеях, большинство - в ДМШ. В последние годы жизни Шевченко рисовал и масляными красками. Из четырех тогдашних полотен, которые дошли до нас, три - автопортреты. В них заметно влияние Рембрандта, творчеством которого Шевченко увлекался слишком молоды и которую теперь, работая над офортами, изучал особенно тщательно. Один из автопортретов (1859) известный по копии, что ее выполнил К. Фловицький (44,4*35,5, ДМШ). Шевченко здесь изображен с бородой. Эффект контрастного бокового освещения, придавая произведению большой эмоциональной принадлежности, не отвлекает, однако, внимания от основного - взгляда Шевченко. Кроме копии К. Флавицького существовала еще одна копия (где теперь - неизвестно), которую выполнил художник Жебровский. Второй автопортрет из этой группы (холст, масло, 59*48, в овале, Государственный музей украинского искусства в Киеве), выполнен не позже 1860, экспонировался того же года на выставке в петербургской академии художеств. Он значительно отличался от других автопортретов художника трактовкой образа: Шевченко нарисовал себя здесь молодым парнем. Из-под высокой, зсунутої набекрень, смушевої шапки вибмвається чуб,под свиткою белая вышитая рубашка, эт*вязаная красной лентой. Произведение близко к автопортретов Рембрандта не только живописно-колористическим решением - характерным сочетанием золотисто-коричневых тонов, выразительной светотенью, но и "маскарадом", который много весит в образном строе портрета. Контраст между холостяцким нарядом и печальным взглядом проникнутых слезой глаз физически надламанаго, преждевременно постаревшего Шевченко составляет основной мотив произведения, придает ему глубокого трагического звучания. Последний портрет (холст, масло, 59*49, в овале, ДМШ), виконаняй 1.02.1861, воссоздает образ безнадежного больного художника. Густой мрак, из которого выступает освещено тем же контрастным боковым светом лицо Шевченко усиливает трагизм произведения.

Автопортретные изображения есть в некоторых пейзажах Шевченко с развитыми жанровыми мотивами.

Отдельное место среди автопортретов Шевченко занимают автошаржі, что есть в альбомах 1839-1843 и 1846-1850, на берегах некоторых рукописей поэта и на копии рисунка "Дом родителей Т. Г. Шевченко в селе Кирилловке", которую исполнила Г. Псел. Эти автошаржі свидетельствуют, что свойственно поэту чувство юмора не оставляло его и в самые тяжелые годы жизни. Автопортреты Шевченко - своеобразная автобиография, написанная рукой великого художнка - реалиста.

 

 

 

 

 

Ненайденные художественные произведения Т. Г. Шевченко - произведения художника, которые есть только упоминания в его автобиографии, "Дневнике", переписке, повестях, архивных документах и записях его современников. Через тяжелые обстоятельства жизни Шевченко крайне неблагоприятно сложилась судьба его художественного наследия. До выкупа из крепостной неволи Шевченко не имел возможности ни собирать, ни хранить свои ранние произведения. Много рисунков, выполненных по окончании петербургской Академии художеств, которые были в И. Фундуклеев и М. Сажина, потерялось после ареста поэта 1847. Отдельные рисунки, он их тайком посылал из Новопетровского укрепления друзьям для продажи, попали в третьих рук, и где они - неизвестно. Не разыскано и рисунки разных лет, оставшихся после смерти поэта и были проданы с аукциона в мае 1861. В дооктябрьский время произведения Шевченко коллекционировали отдельные лица. Систематически собирать и хранить художественное наследие Шевченко стало возможным лишь после победы Великой Октябрьской социалистической революции. С советского времени обнаружено и изучено много произведений художника, которые считались потерянными. Из скупых упоминаний в автобиографических стихах и из мемуарных источников известно, что Шевченко увлеченно рисовал в детстве. Это были преимущественно узоры, которыми он украшал переписувані книжечки, и изображения солдат и лошадей, которыми украшал стены дома. Когда Шевченко служил казачком в П. Энгельгардта, он перерисовывал картины, которые украшали барские покои. Путешествуя с обозом Энгельгардта, копировал, наверное, с гравюр и лубочных картинок изображения исторических лиц и фольклорных героев. За то, что казачок Шевченко 6.12.1829 перерисовывал лубочну картину "Казак Платов", его по приказу господина наказаны розгами. Ни одна из этих копий не сохранилось. Не сохранились и рисунки, которые Шевченко, работая в мастерской В. Ширяева в Петербурге, делал белыми ночами из скульптур в Летнем саду. Не дошли до нас и первые Шевченко попытки в жанре акварельной портретной живописи, к которому он обратился за советом И. Сошенко. Это в частности портрет И. Нечипоренко, который позировал Шевченко, а также портреты, что их художник выполнил после вступления в петербургской Академии искусств: портрет невесты Демидова, портрет П. Мартоса, Солової, С. Гулака-Артемовского, В. Апрелєва и другие. Не разыскано и большинство рисунков и этюдов Шевченко, выполненных в учебных классах Общества поощрения художников и в Академии искусств в зустрчі с К. Брюлловым и во время учебы у него. Не найдено и картину "Мальчик-нищий, дающий хлеб собаке", которую Совет академии художеств 27.11.1840 отметила серебряной медалью 2-й степени, как первую Шевченковское попытку живописи олійнии красками, а также два другие произведения тех лет: акварель "Группа спящих нищенок", которую шевченко экспонировал 1842 на выставке в Академии художеств, и катрину "Панна Сотниковна", нарисованная того самого рогк на просьбу Г. Квитки-Основ*яненко. Из произведений, Шевченко выполнил на Украине 1843-1847, не найдены портреты О. Волховского, членов семьи О. Лук*яновича, А. Шостки, А. Афанасьева-Чужбинского, три портрета членов семьи Катериничів, В. Забилы, сына К. Белозерского, Ю. Сребдольської, 8 шаржованих рисунков членов "общества мочемордія", 2 рисунка "Бал в Волховських", "Дом Хмельницкого в Субботове", "Дом А. О. Козачковского в Переяславе", рисунки, выполненные во время раскопок могилы Переп*ятихи возле Фастова и другие. Неизвестна и судьба многих произведений Шевченко времен ссылки. Среди них портреты Е. Нудатова, М. Обручової, Ф. Лазаревского, А. Фролова, Е. Косарева, М. Бажанова, дочери Ускових Наташи, жанровые рисунки из жизни казахов: "Казахский бакса", "Ловкий продавец", "Молитва умерших", один из двух одноименных рисунков "Цыган", "Дочь хіоського горшечника" и "Сцена в казарме"; карикатуры на министра образования С. Уварова и раїмських офицеров; ряд пейзажей, выполненных во время Аральской и Каратауської экспедиций, в Новопетровском укреплении и его окрестностях. До сих пор не разысканы и два рисунка сепией с изображением байгушів. Известно лишь, что Шевченко послал Бы их. Залескому, один в подарок, второй - для продажи. Из произведений, выполненных по дороге из ссылки - на пароходе "Князь Пожарский" и в Нижнем Новгороде, не найдено портретов В. Кишкіна, А. Шауббе, И. Гасса, А. и М. Брилкіних, Г. Поповой, М. Дорохової, А. Пущиної, С. Варенцової с сыном, М. Олєйникова; рисунки с изображением архитектурных пам*лотков Нижнего Новгорода. Из произведений последних лет жизни Шевченко не разыскано портретов Г. Суханова-Подколзіна, дочери С. Гулака-Артемовского, Н. Карташевської, Айры Олдриджа, л, Жемчужникова и Л. Зотовой; рисунков "Пейзаж в Мошнах", "Дуб"; копия из одноименного произведения А. Мещерского, выполнена как оригинал для офорта.

Среди ненайденных произведений есть и автопортреты разных лет: автопортрет, который Шевченко передал через М. Семенова 3.11.1854 из Новопетровского укрепления в дар О. Бодянскому; автопортрет времен ссылки, в списке Г. Честаховского произведений Шевченко, оставшегося после смерти поэта, значится как выполненный якобы в Оренбурге. Не разыскано и некоторых рабочих альбомов с рисунками; есть данные, что дин из них был в Киеве в польской археолого и бібліолого К. Свидзинского. Некоторые Шевченко произведения дошли до нас лишь в гравюрах других мастеров: иллюстрации к произведению М. Надеждина "Сила воли" и к книге М. Полевого "История Суворова...", портреты для издания "Русские полководцы", рисунок "Залив возле Новопетровского Укрепления", из которого Бы. Залесский исполнил офорт. Отдельные произведения Шевченко теперь известны лишь в фотографиях и репродукциях, вміщенних в различных изданиях.

Ненайденные художественные произведения Шевченко свидетельствуют о том, что его художественный потенциал был гораздо больше, чем до сих пор известно. И хоть за теми воспоминаниями, что есть в литературе о невідшукані и утраченные произведения, трудно говорить об их художественные качества, но и сам перечень работ значительно дополняет представление о мистейьку наследие Шевченко, о разнообразии его интересов и винткову творческую активность.