Летом 1911 г. Михаил Коцюбинский посетил Карпаты, и в него
с’появилось желание написать
о «необычный сказочный народ» - гуцулов. Писатель начинает собирать материал
для произведения: изучает жизнь гуцулов, их обычаи, быт, фольклор, народные говоры,
названия растений.
Повесть М. Коцюбинского - чрезвычайно ценный материал о мировоззрении
жителей Карпат. Каким видит мир гуцул? Как язычник он всю жизнь проводит в
борьбе со злыми духами лесов, гор, воды. Гуцулы верят, что есть люди, которые
знают мир духов; верят в силу слова, чародеев. Поэтому неслучайно в повести
живут нявки (нимфы), чугайстыр, градивник Юра, ведьма Хима и
другие.
Демонология занимает немалое место в жизни гуцулов. Писатель глубоко
понимал корни этой демонологии, само название повести не случайна, она подсказана
материалом, который лег в основу произведения. Демонология в повести - это не только остатки
прошлого, но и настоящее мировосприятие гуцула - современника М. Коцюбинского. На
основе фольклорного материала автор показывает соблюдения обычаев и гуцулами
обрядов во время праздников, гадания, что якобы помогало в борьбе со злыми
духами.
Гуцулы жили богатой духовной жизнью. Природа и любовь способствовали расцвету
лучших сторон человеческой души, которая не только могут слышать мелодию гор, лесов,
ручьев, водопадов, но и способна творить свою музыку. Вот почему всю жизнь гуцулов
сопровождает коломийка - один из самых распространенных и самых таинственных уснопоетичних
жанров на Гуцульщине. В повести частушки использовано в основном для раскрытия
темы поэтического любви Ивана и Марички - главных
героев.
А заканчивается повесть описанием погребального обряда, в основу которого легли
собственные наблюдения автора. Этот погребальный обычай, который включал в себя веселье
и танцы, имеет определенный философский смысл, он показывает триумф жизни над смертью, есть
проявлением мировоззрения народа: гуцул не хочет долго задумываться над смертью человека,
оплакивать умершего.
Прочитав произведение «Тени забытых предков», понимаешь, каким сокровищем является
фольклор, который веками формирует нравственный мир поколений. Устное народное творчество -
энциклопедия жизни народа, свидетельство его духовной силы и красоты. Фольклорные
материалы в повести ценны тем, что дают возможность почувствовать атмосферу прошлого,
развивают историческую память, помогают «...лучше узнать, кто мы и чьих родителей
дети».