Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЛЕСЯ УКРАИНКА
«Жить хочу! Прочь грустные думы!» (Призыв к борьбе за жизнь в поэзии Леси Украинки «Contra spem spero!»)

Сколько бы не прошло времени, фигура Леси Украинки будет всегда ассоциироваться с образом героини ее поэзии «Contra spem spero!», строки которой поражают драматизмом и в то же время оптимизмом девушки, способной при самых тяжелых обстоятельствах «песню веселую петь».

Когда я ознакомилась с биографией поэтессы, меня поразили слова ее матери в письме к Ивану Франко: «смерть не была бы лучшей судьбой, чем теперешнее ее жизни, которое и у нее, и у всех найприхильніших к ней людей будит только тяжелое сожалению?» Это же какие страдания своего ребенка видела иметь, чтобы так подумать! Мы чувствуем безграничное отчаяние матери, но сама больная девушка решительно противостоит ему, провозглашая: «Contra spem spero!» («без надежды надеюсь»).

Строки стихотворения с таким названием знакомят нас с дев'ятнадцятилітньою больной туберкулезом девушкой, которая страстно стремилась вырваться из тисков болезни. Но я Не могу сказать, что это биографический эпизод из жизни поэтессы. Прежде всего, это философское размышление, который не оставляет равнодушным ни одного читателя, совмещенный с искусно совершенной форме. Каждая строфа в этом - отдельная тема, отражающая настроение, чувства, мысли Леси Украинки.

Для выразительного раскрытия этого настроения и чувств своей лирической героини поэтесса выбирает показ ее внутренней драмы методом градации. Поэтому, наверное, и не удивительно, что и мое волнение росло с каждой прочитанной строкой. Первые две строфы - то сплошные контрасты: «осенние облака» - «весна золотая», «сквозь слезы смеяться», «среди бедствия петь песни». И мы вдруг начинаем понимать, что через путы страданий душа девушки рвется до счастливого бытия, нам передает страстное стремление больного, скованной тяжелым недугом героини, к жизни: «Жить хочу! Прочь грустные думы!» Но как она сможет выйти победителем в неравной борьбе с болезнью? Леся отвечает на этот вопрос следующими строфами, общий смысл которых можно выразить кратко в тезисе: за жизнь надо бороться. В художественной форме она показывает способы этой борьбы: «буду сеять цветы на морозе», «на гору крутую крем'яную буду камень тяжелый підіймать», «все буду искать звезду ведущую», «...я буду сквозь слезы смеяться, среди бедствия петь песни». Лично меня поразил образ цветков на морозе, будет сеять героиня, и, чтобы они сошли, «лить на них слезы горькие». Этот символ передает, по моему мнению, состояние изболевшей души и готовность закалять волю, ее непреклонность в борьбе против недуга. Цветы - это вестники прекрасного в природе, и героиня верит, что они могут стать вестниками прекрасного и в ее жизни. Этом прекрасном противопоставляются образы «бедного грустного перелогу» (таким видит поэтесса личную жизнь) и «ледовой коры, крепкой»(в ней мне видится ассоциация физическим состоянием больного).

Пожалуй, будет мало сказать, что героиня стихотворения «Contra spem spero!» - образец для подражания, к которому много кто может обратиться в трудное время. Он учит воспитанию воли, духовной стойкости и последовательности в борьбе (и не только против болезни!). Легче всего, впав в отчаяние и уныние, опустить руки и ждать печального завершения. А не лучше ли вместе с Лесей Украинкой уверенно провозгласить:

Так! Я буду сквозь слезы смеяться,

Среди бедствия петь песни,

Без надежды таки надеяться,

Буду жить! Прочь думы грустные!