Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

УКРАИНСКАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ ЭЛЕГИЯ И КОРДОЦЕНТРИЗМ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ

О.Г. Ткаченко, А.С. Лахтар
В статье на основе элегических произведений древнеукраинской поэзии и элегий Л. Боровиковского, М. Шашкевича, А. Метлинського, М. Петренко, В. Забилы и Т. Шевченко прослеживается влияние философии сердца на развитие украинской элегии как одно из проявлений национальной самобытности жанра.
Элегия в украинской поэтической традиции наиболее адекватно отражает душевный склад и менталитет украинского народа. Действительно, отечественная элегия имеет сугубо национальные корни. Во-первых, животворным источником елегійної поэзии стала народная песня, пронизанная грустью и тоской от жизненных невзгод, глубокими и искренними чувствами любви, размышлениями о судьбе простого человека. Во-вторых, пути развития элегии, ее эволюция так или иначе определялись историей страны, а украинская действительность, наполненная драматическими политическими, религиозными и культурными событиями, была нестабильная сложная и трагическая. Художникам и в голову не приходило изображать вымышленные события несуществующих героев и воспевать надуманные чувства.
У украинцев элегия “найнаціональніша” форма художественно-поэтического мышления, которая в течение многих столетий находится в эпицентре идейно-эстетических поисков художественного сознания, что и обусловливает постоянный интерес литературоведов к этому жанру. “Национальное эстетическое лицо” элегии прежде всего определяется ее мировоззренческой основой - кордоцентризмом, что отражает специфику ментального сознания украинцев, которым присущи чрезмерная растроганность, сердечность, религиозность, мечтательность и задумчивость.
Умение сердцем жить считается одной из лучших черт менталитета украинского народа. Теоретическое обоснование философии сердца, которая трактует сердце как центр человеческого бытия, в Украине начинает К. Транквилион-Ставровецкий, развивает Г. Сковорода, а в XIX веке - Т. Шевченко, П. Кулиш, П. Юркевич и другие.
По их учению, сердце - не только носитель и оберег всех телесных сил человека, но и центр душевного и духовной жизни украинцев. В сердце рождается и начинается решимость человека на те или иные поступки, в нем возникают различные намерения и желания, оно является средоточием воли и чувств. И наконец, сердце - средоточие нравственной жизни украинцев. В сердце соединяются все их моральные состояния. Оно - начало всего доброго и злого в словах, мыслях и поступках украинцев. Поэтому сердце составляет значительную часть нашего естества, это скрижаль, на которой отчеканен естественный нравственный закон. “В сердце человека находится основа того, что его представления, чувствования и поступки приобретают особенности, в которой выражается именно ее душа, а не другая, и приобретают такого личного, частно-определенного направления, по силе которого они суть проявления не общего духовного существа, а отдельного живого действительно существующего человека” [12, 82].
О влияние “философии сердца” на развитие украинской литературы говорится во многих работах украинских ученых, в частности Д. Чижевского [10], Т. Бовсунівської [2], А. Калюжного [4], Т. Закидальського [3].
Как известно, в центре элегического жанра экзистенциальные проблемы человека. Элегия-это “лирическое произведение медитативного характера, журливої тональности, поэтическая сюжетная основа которого - эмоциональная реакция субъекта на определенные события, ситуации, психические импульсы (услышанное, упомянутое, пережитое) или конкретный душевное состояние лирического “Я”, которое охваченный меланхолией, грустью, даже страданием” [5, 9]. А кордоцентризмові присущие именно выразительные эмоциональные формы и связь особенных установок с чувственной сферой.
Мы попробуем на уровне образной системы проследить связь украинской елегійної поэзии с философией сердца и ее влияние на эволюцию жанра.
Значительная роль образов лирико-психологической семантики, в частности сердца, наблюдается уже в поэтической ткани древнеукраинской элегии, что свидетельствует о расширении психологической сферы елегійної поэзии. “Сердцем скорбит” лирический герой известной древнеукраинской элегии “Песня о мире” О.Падальського, в которой остро звучит проблема несправедливости существующего мира, покинутости человека Богом. Образ сердца, усиленный образом слез, определяет экзистенциальный состояние героя: Кровавые слезы с глаз моих текут, Хоть бы на одно время, то не перестанут. Плачут мои глаза, сердцем своим тоскую, Же я ни от кого радости не вижу. Как же мне не тужить? [7,65]
Важным фактором формирования чувственного мира елегійної поэзии появляется образ сердца в такой ее разновидности, как любовная элегия. Показательным в этом аспекте является анонимная поэзия “Чего же мое сердечко тяженько вздихає”.
В давньоукраїнській элегии трактовка образа сердца имеет фольклорный характер и символизирует проявление чувств, эмоциональное состояние героя, может быть інтимізованим обращением, олицетворять любимого человека, например, “Грустная на сердцу волна наступаєт” [7, 91], “Ты у меня, сердце мое, // Паче всех ізбранна” [7, 93], “...любил сердечное” [7, 94], “Увы сердцу моему” [7, 98], “Ах, как сердцу не нудеть”, “Сердце во мне умліваєт”, “Великая сердцу тоска” [7, 100], “И тяжелого сердца вздихання”, “Я тебе верное сердцем способствовала”, “Розвесели сердце мое разговорами” [7, 102], “Почему тоскуешь, сердейко” [7, 112], “Разве ты, милая, сердца не имеешь?”, “Потому что я виноват, что я сердце имею?”, “Ой, Боже, мой Боже, взгляни на мое сердце” [7, 122].
Перемещение эпицентра деятельности с “жизнь разума” на “жизнь сердца”, что проявилось уже в поэзии Г. Сковороды, стало определяющим принципом романтизма. “Романтики, - пишет Т.Бовсунівська, - исповедуя сковородинский взгляд на сердце, на основе философского и эстетического осмысления его, построили художественный принцип народности. В нем слились две могучие стихии: народнопоетична и философия сердца. Народный дух в теории украинских романтиков всегда источником своим имеет сердце” [1, 80].
Новая концепция человека и мира, их новых взаимоотношений и связей способствовала появлению в литературе сентиментализма и романтизма как новых форм художественного познания, так и углублению лирического субъекта в свое “я”, прежде всего в собственное сердце”. Это расширяло представление о внутреннем мире человека, утверждала ее способность к глубоких интимных чувств. На первое место выдвигаются душевная эмоция, чувство и сердце. Как справедливо отмечает Т. Бовсунівська, “романтики, исповедуя сковородинский взгляд на сердце, на основе философского и эстетического осмысления его, построили художественный принцип народности. В нем слились две могучие стихии: народнопоетична и философия сердца. Народный дух в теории украинских романтиков всегда источником своим имеет сердце” [1, 80].
Это положение попробуем проиллюстрировать елегійними произведениями Л.Боровиковського, Шашкевича, А.Метлинського, М.Петренка, В.Забіли и Т.шевченко.
В елегійній поэзии Л. Боровиковского [9] образ сердца - распространенное средство художественного воспроизведения душевного волнения лирического субъекта, которое возникает в результате воздействия как внутренних, так и внешних факторов: “Легла печаль на сердце”, “Никто в горе сирітоньки // К сердцу не прижимает”, “Снялся и полетел бы я, // Куда рвется мое сердечко!” (“Грусть”), “Ой кряче ворон, негодоньку слышит: // что-То казаку сердечко предвещает”, “Сердце-молодой человек, как рано трогаешься”, “тоску сердца в степи рассыпать?”, “Серденьку скушно”, “сердце не знает”, (“Разлука”). Образ сердца подчеркивает психологическую углубленность, что является одним из отличительных признаков элегии с присущей ей субъективной эмоциональной модальностью.
Значительной активизацией образ сердца характеризуется в жанровой структуре елегійної поэзии Шашкевича [9]: “...сердцем тошнит”(“Тоска”); ”...сердцем затосковала” (“Верная”); “...тяжело моему сердцу”, “Тяжелую тоску из сердечка // при милой разбито!“, “Учинила-сь мому сердцу // С гараздом разлуку”, “сердце есть”, “мы сердце Бьет тяжелым крылом” (“Лихая судьба”); “Пусть знает ей сердечко” (“К милой”), “В сердце тоску рониш?”, “Моему сердцу най радости” (“Мысль”); “...играло сердце мое”, “К сердцу-сь пришлась” (“Підлисє”); “Мое сердце розпукаєсь, // От печали ся крае” (“Над Бугом”); “Что давит сердце, как ведьма костлявого”, “...из сердца сплакати”, “...тяжелую скалу над сердцем ся сбили”, “Мы веселые, и сердечко играет”, “Кому Бог в грудь дал сердце мягкое”, “Тоска до сердца, как гадь, ся вселила” (“[Безродный]”), где фольклорные принципы раскрытия образа соединились с собственно литературными отечественными и европейскими.
Национальное своеобразие жанра, обусловленная кордоцентричним мировоззрением, оказывается и в поэтической организации элегий А.Метлинського [9], в частности доминировании образов психологической семантики - сердца и слез, например: “слезы польются, сердечко ноет”(“Бандура”), “Кто тебя, семья, родной презирает, // Пусть тот на чужбине сердца”(“Предатель”), “Сердце ноет, заниває
// Языков на сердце сырой туман тяжело-тяжело налагає!” (“Рюмка”), “И в чужбине сердце мне ноет”(“В'язонько”), “Дойдет до сердца, сердце зажигает // Может, и бандуру еще кто учует, // И сердце заноет и затоскує”(“Смерть бандуриста”), “А сердечко к матушке так и приходится” (“Разговор с усопшими”). Как видим, душевные переживания элегического героя вызванные внешним воздействием, прежде всего связанным с национальными проблемами.
Образ сердца, который характеризует эмоциональную сферу жизни души личности и предстает символом человечности, духовности особую роль играет в элегиях М. Петренко и В. Забилы [9]. Например, у Петренко читаем: “Ой горько для сердца так в горе тонуть”, “заживо сердце вирвать”(“По небу блакитнім глазами блуждаю”), “Которую несу на сердце муку”(“Тебя не станет в сих местах”), “Лютое горе, словно тая гадюка, возле сердца вьется”(“Туда мои глаза, туда моя мысль”); в Забилы: “сердцу мойму как хотелось // Так не удалось: // Схаменулось, стрепенулось, кровью запеклося”(“Тоска сердца”), “Вот как горе досаждає, // Как сердце крушиться”(“Разлука”), “Пусть сердце в неверной // На куски ірветься”(“Филин”), “Тяжко сердцу, как здумаєш // Когда это возвратилось, // Что сердцу говорило!”(“К неверной”), “С радости сердце в груди // Больше не забьется”(“Осенний ветер”), “Сердце не привяжешь”(“Сорока”), “Сердце скуки не видело // С горем не стрічалось”, “Уже сердцу радость”(“лошадь”), “Сердце в груди задрижало”, “Сердце бьется, замирает”(“Любовь”), “Сердце с сердцем зчепилося // Трудно разорвать”(“Ой, если бы кто знал, как тяжело...”). Следует отметить, что в Забилы образ сердца есть почти в каждой элегии. К тому же этот образ является не только символом эмоционального состояния жизни души, но и олицетворением любимого, інтимізованим обращением как в элегии “Ой, если бы кто знал, как тяжело...”:
Пока сердце бьется в груди,
Пока жив я буду,
Не покину тебя, сердце,
Девчоночка милая... [9, с. 263]. История сердца, душевных чувств, глубоких внутренних переживаний в основе многих украинских романтических элегий. Едва ли не самым ярким ее примером является элегия “Чего мне тяжело, мне скучно” Т.шевченко, лирический герой которой чувствует свое полное отчуждение от людей:
Чего мне тяжело, мне скучно,
Чего сердце плачет, рыдает, кричит,
Как дитя голодное? Сердце мое трудное,
Чего ты хочешь, что у тебя болит?
Или пить, или есть, или баиньки хочешь?
Усни, мое сердце, навеки усни,
Невкрите, разбитое - а народ навесной
Пусть бесится... Закрой, сердце, глаза [12,194].

Как видим, романтический мотив смерти, предстает условием освобождения от страданий, реализуется с помощью образа сердца. “Шестая строка “Усни, мое сердце, навеки усни” - логическое перевоплощения мотива невыносимого страдания в мотив смерти - смысловая и интонационная кульминация произведения” [11, 43]. Следовательно, Шевченко элегия является ярким образцом найвиразнішого воплощение образа сердца в жанре элегии, что подтверждается последними словами поэзии: “Закрой, сердце, глаза”.
Таким образом, можно утверждать, что в своих эстетических исканиях отечественные художники опирались на кордоцентричное мировосприятие украинцев, а элегическая поэзия, которая “наиболее соответствовала особенностям национального менталитета народа, его социальным и эстетическим потребностям” [6,244], в свою очередь, способствовала утверждению философии сердца. Лирический герой элегии, созданный на основе кордоцентрического мировосприятия, поэтому отдает свое сердце и одновременно тому же имеет в своем сердце, кого любит. Все, что приходит ему на ум или память, - идет от сердца. Когда же сердце его “каменеет”, он теряет способность любить, понимать, и даже желание жить.
Следовательно, образ сердца, что предстает символом эмоциональной сферы душевной жизни человека, не только воспроизводит эмоциональное состояние элегического героя, приобретает глубокого обобщения, становится синонимом человечности, нравственной чистоты, духовного богатства человека, его души в мир гармонии и красоты, но и углубляет психологическую сферу элегического жанра, способствуя его эволюции.
SUMMARY
From the article “Russian romantic elegy and cordocentrism: some aspects of inter-action” by Elena Tkachenko and Olga Lakhtar on the basis of the old Russian poetry and elegies of L. Borovykovskiy, M. Shashkevych, A. Metlynskiy, M. Petrenko, V. Zabila and T. Shevchenko one can observe the influence of the philosophy of heart upon the development of Ukrainian elegy as the feature of national origin of the genre.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бовсунівська Татьяна. История украинской эстетики первой половины XIX века. - К.: Издательский дом Дмитрия Бурого, 2001. - 344 с.
2. Бовсунівська Т. Философия сердца Г. Сковороды и украинская ментальность // Сковорода Григорий: образ мыслителя: Сборник научных трудов. - Киев, 1997. - С. 84-94.
3. Закидальський Т. Понятие сердца в украинской философской мысли // Философская и социологическая мысль. - 1991. - № 8. - С. 127-138.
4. Калюжный А.Е. Философия сердца Григория Сковороды. Философ без определенной системы / Пер. с фр. Л.Р. Мелішкевич // Сковорода Григорий: Исследования, материалы: Сборник научных трудов / Сост. В.М. Ничик, Я.М. Стратий. - Киев: Наукова думка, 1992. - С.288-312.
5. Ткаченко О.Г. Теоретические основы жанрового определения элегии //Вестник Сумского государственного университета. Серия Филологические науки. - 2006. - № 3(87). - С.68 - 74.
6. Ткаченко О.Г. Украинская классическая элегия: Монография. - Сумы: Изд-во Сумгу, 2004. - 256 с.
7. Украинская литература XVIII в. Поэтические произведения. Драматические произведения. В прозе / Вступ. ст., сост. и прим. А.В. Мишанича. - К.: Наукова думка, 1983. - 694 с.
8. Украинская поэзия. Середина XVII ст. / Сост. В.И. Крекотень, М.М. Сулима. - К.: Наукова думка, 1992. - 680 с.
9. Украинские поэты-романтики 20-40-х годов XIX века. / Сост., підготов. текстов и прим. Б.А. Деркача, С.А. Крыжановского. - К.: Днепр, 1968. - 636 с.
10. Чижевский Д. Философия Г.с.сковороды / Подготовка текста, языковая редакция и вступ. ст. Л. Ушкалова. - Харьков: Акта, 2003. - 432 с.
11. Смелянская В., Чамата Н. Структура и смысл: попытка научной интерпретации поэтических текстов Тараса Шевченко. - К.: Высшая школа, 2000. - 207 с.
12. Шевченко Тарас. Полное собрание сочинений: В 12 т. - К.: Наукова думка, 1990. - Т. 1. - 528 с.
13. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия // П.Д. Юркевич. Философские произведения. - М.: Правда, 1990. - С. 69-103.