"Я ставил и сейчас ставлю себе достаточно, как на писателя, выразительное задание: хочу быть летописцем украинского пространства в эпоху, которую сам вижу, слышу, переживаю", - писал талантливый украинский писатель XX вв. Улас Самчук. Лучшие его произведения, как трилогии "Волынь" и "Ост", роман "Мария", другие, потвердили, что писатель с честью выполнил поставленную задачу. Хорошо известный за рубежом и до недавнего времени почти не известен в Украине, сейчас он возвращается на родную землю как художественный летописец своего времени и народа.
Улас Алексеевич Самчук родился 20 февраля 1905 года в селе Дермань на Волыни в богатой земледельческой семье. Учился в сельской школе, затем в Кременецкой украинской гимназии, где начал писать стихи и рассказы. Живописные места его детства, Дермань, Тылявка, Кременец, остались в памяти прекрасным и благодарным воспоминанием, впоследствии перенесенным на бумагу: "Кременец был достойным местом для моего юначого вызревания, так же, как Дермань был щедрой колыбелью детских впечатлений. Эти места сильно отмеченные печатью духа древней творческой культуры и создают тот климат, в котором лучше всего может развиться беспокойный интеллект, который чего-то ищет и к чему стремится".
Юношей Улас Самбук был призван на службу в польской армии, но в 1927 году дезертировал из армии, нелегально перешел границу и поселился в Германии, где начал обучение в Бреславскому университете. И его манила к себе Прага, где на то время был самый главный украинский культурный центр в эмиграции - здесь собрались писатели, историки, деятели бывшей УНР. Поэтому закономерно, что молодой писатель (а печататься он начал - это в Польше в 1925 году в варшавском журнале "Духовная беседа") переезжает в Чехо-Словакии в Прагу, где в 1929 - 1931 гг. продолжает образование в Украинском свободном университете. Впоследствии в книге воспоминаний и впечатлений "На белом коне" он так напишет о том значении, которое имело это город для его жизни и становления как художника: «В жизни каждого писателя есть время и место, что творят ось его бытия. В моей жизни таким местом была Прага и время, в ней прожит. Здесь я созрел как писатель, здесь появились основные мои» писания, здесь формировались мои иллюзии, мои фата-морганы, мои противоречия. Здесь познал определенный круг людей моего языка, с которыми суждено делить судьбу и скорби моей жизни". Друзья и собратья его - это и лирическое О. Олесь, И О. Ольжич «с каменной романтикой в археологии и стихах, и тихой поэзией в революции и политике", "кающийся мятежник" С. Черкасенко и "безудержная" О. Телига, и много других, "что встретились на полпути, всегда случайно и всегда неожиданно, очень разные по сдачами, очень недопасовані и всегда противоречивые.
С 1929 г. В. Самчук постоянно сотрудничает с "Литературно-научным вестником", со временем - с "Колоколом" (выходили во Львове), а также с "Самостоятельным мнением" (Черновцы), "Строительством нации" (Берлин) и другими изданиями. Впоследствии писатель издает сборник "Найденный рай" (1936), обозначенную духовной связью с покинутой Родиной и ностальгией по ней.
В 1932-1937 гг. появилась в свет трилогия В. Самчука "Волынь", которая принесла ему заслуженное признание. На время выхода в свет первого тома этой книги автору было всего 27 лет. Не многим художникам казалось в юности написать такое большое эпическое полотно из жизни народа и подняться на крюке высоту мастерства и философского осмысления описанных событий.
Уже само название произведения указывает на то, что рассказывается в нем о родной писателю край. Волынь в предреволюционное время, в революцию и гражданскую войну предстает перед нами со страниц произведения. Художественно осмысленная история рода Довбенків дает широкое представление о бытии украинского крестьянства этого времени. Главный герой произведения Володька Довбенко - крестьянский парень, который вышел из глубин народа и сознание которого формируется в новых исторических условиях. Такие, как Володька, как его отец Матвей, мать, братья, способные, по мнению автора, не только выжить, но и своим трудом создать почву для расцвета государства. К этому выводу автор приходит, объективно изображая события, происходящие вокруг хутора Довбенків и непосредственно на хуторе, этой маленькой "модели" всего крестьянского вселенной. Глубокой лиричностью, любовью к родной земле, к трудолюбивых, честных тружеников согреты страницы трилогии. "Волынь" - это своеобразный эпический гимн земле и человеку, который на ней работает.
Круг идей и тем, поднятых в трилогии, В. Самчук разрабатывает и в романах "Кулак" (1932) и "Мария" (1933). Показательно, что они написаны в то время, когда создавалась и "Волынь", и являются как бы производными от нее. "Кулак" - произведение о трагической судьбе украинского крестьянства и страстное слово в его защиту (это дало основание догматичній критике на Украине называть автора "кулацким писателем").
"Мария" - художественное жизнеописание простой сельской женщины-труженицы от рождения до смерти, история и семьи в сложное, переломное время войн, революции и послереволюционного бытия.
Вот мы видим, как Мария появляется на свет, как слышит небо и землю, пьет материнское молоко, познает солнечный свет. В шесть лет остается сиротой, в девять - идет в наймы. Вырастает красивой, трудолюбивой девушкой. Влюбляется в Корнея, но его забирают на службу флота. От него нет никаких вестей, и Мария выходит замуж за тихого работящего парня Игната. После возвращения Корнея она оставляет мужа и связывает свою судьбу с любимым. Постепенно жизнь налаживается, входит в привычное крестьянское русло. Не обходит стороной семью и горе: в пасхальную ночь кто-то поджигает усадьбу (только в конце книги станет понятно читателю, что это был Игнат). Но добрая, открытая к людям Мария вместе с Корнеем преодолевают и эту беду. Растут сыновья. По-разному складываются их судьбы. Старший, Демко, не вернулся из немецкого плена, куда попал во время войны. Средний, Максим, прошел фронты, надел кожанку, повесил маузера, расстреливал контрреволюцию". Наименьший, Лаврентий, добрый, был репрессирован как враг народа. (Вспомним, подобные ситуации противостояния кровных родственников описаны были в романах Ю. Яновского "Всадники" и "Мать" А. Головка).
Заканчивается произведение жуткой картиной голода, сценой убийства Корнеем своего сына Максима, который пирует, когда умирает от голода его мать, и, наконец, смертью самой Марии. Глибокотрагедійно звучит концовка произведения, с которой образ Марии с каждым авторским строкой становится все объемнее, художественно воплощая самую голодную, розтерзану Украину.
Композиционно роман состоит из трех частей: "Книга о рождении Марии", "Книга дней Марии" и "Книга о хлебе". В последней речь идет о голодоморе в Украине, поэтому и посвящение ко всему роману: "Матерям, которые погибли голодной смертью на Украине в 1932-1933 годах". Написана того же страшного для всего украинского народа в 1933 году, она стала первым словом правды в украинской литературе о то трагическое время. И хотя автор не был непосредственным свидетелем голодомора, но смог создать глибокоправдивий произведение, по-философски осмыслив в нем причины трагедии, поднеся образ Марии до уровня символа Украины.
О родную землю, на этот раз о Закарпатскую Украину, роман В. Самчука "Горы говорят" - художественный рассказ о борьбе гуцулов за свое социальное и национальное освобождение против иностранных поработителей. Кстати, в 1938-1939 гг. писатель принимал участие в освободительных соревнованиях на Закарпатье.
1939 года В. Самчук вернулся в Прагу, а в следующем - уехал в Краков, где была украинская интеллигенция. После оккупации немцами Львова он вместе с Еленой Телигой отправляется на Восточную Украину, окрыленный мыслями и мечтами о возрождении государственности. С сентября 1941 года становится редактором официальной газеты "Волынь" (выходила в Ровно), используя ее для национально-просветительской работы. Писатель много путешествовал по Украине, побывал в родных местах, посетил Киев, Полтаву. Знакомство с жизнью на Восточной Украине очень помогло впоследствии, когда работал над второй книгой
трилогии "Ост" - "Темнота". Весной 1942 года за одну из своих статей в "Волыни" под названием "Так было - так будет". Самчук был арестован оккупационными властями, но вскоре выпущен. После этого работал в немецком прессовом агентстве, летом 1943-го уехал во Львов, а оттуда - в Германию. Находился в лагерях для перемещенных лиц, где начал работу по сплочению писательских сил в эмиграции. Он был инициатором создания и председателем правления новой литературной организации "Художественного Украинского Движения" (сокращенно МУР), основной задачей которой было создание настоящей литературы. К Стене входили такие известные писатели, как И. Багряный, В. Петров (Домонтович), В. Барка, Д. Гуменная и много других.
Работу в МУРЕ В. Самчук сочетает и с чисто писательской: в 1946 - 1947 гг. вышел в свет многие из многом автобиографический роман "Юность Василия Шеремета", который поведал о формирование нового поколения украинской интеллигенции в 20-е годы. Параллельно шла работа над первой книгой трилогии "Ост" - "Морозов хутор" (1948), в которой автор вновь возвращается к событиям революции и гражданской войны на Украине. Следующая книга трилогии - "Темнота" (1957) - о трагедии Украины и украинцев в 30-е годы. Продолжение ее - "Бегство от себя" (1982) - о судьбе миллионов эмигрантов, разбросанных войной по всем мирам. Около сорока лет работал писатель над "Остом", воспроизводя в образах сутки, "которую сам видел, слышал, пережил".
Национально-освободительной борьбе украинской повстанческой армии на Волыни посвятил свой роман «Чего не лечит огонь» (1959). Судьба украинских переселенцев в Канаде освещается писателем в романе "На твердой земле" (1967). Эти произведения, как и две последние книги трилогии "Ост", художник писал, уже переселившись в 1948 году в Канаду. Там работал он и над книгами воспоминаний и впечатлений «На белом копий (1955), "На коне вороном" (1975), "Планета Ди-Пи" (1979) и др.
В. Самчук был и одним из основателей объединения украинских писателей в эмиграции "Слово" и членом редакционной коллегии сборника под этим названием.
Умер 9 июля 1987 года. Похоронен в Торонто. Рекомендуемая литература
Шевчук В. Самчук и его волынская сага // Укр. язык и лит. в школе. -
1992. - № 11-12. - С. 30-33. Пинчук С. Улас Самчук и его роман о голодоморе 33-го // Самчук У.
Мария. - К., 1991. - С. 171-188.
|
|