Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

НИКОЛАЙ ВИНГРАНОВСКИЙ
Лирический герой сборника Николая Винграновского "Эту женщину я люблю..."

Николай Винграновский - первый среди равных " в плеяде шестидесятников. Творчество его - многогранная и многоаспектная. В своей работе мы исследовали черты модерніського стиля поэта, философские мотивы его лирики, а также интимные и пейзажно-настроению поэзии художника. “Космизм”, черты мифологизма, философские мотивы явственно проступают уже в первом сборнике поэта “Атомные прелюды”. Автор поднимает многие проблемы, которые волнуют и заставляют задуматься: война и мир, а в более широком аспекте - жизнь и смерть, писатель затрагивает также вопросы истоков всего сущего, в частности утечек и первоисточников нашего народа, его верований. Лирический герой сборника Николая Винграновского
“Эту женщину я люблю...”

Николай Винграновский - первый среди равных " в плеяде шестидесятников. Творчество его - многогранная и многоаспектная. В своей работе мы исследовали черты модерніського стиля поэта, философские мотивы его лирики, а также интимные и пейзажно-настроению поэзии художника. “Космизм”, черты мифологизма, философские мотивы явственно проступают уже в первом сборнике поэта “Атомные прелюды”. Автор поднимает многие проблемы, которые волнуют и заставляют задуматься: война и мир, а в более широком аспекте - жизнь и смерть, писатель затрагивает также вопросы истоков всего сущего, в частности утечек и первоисточников нашего народа, его верований.
Человек в н. винграновского - отправная точка в цепи размышлений, что приводит к конечному пункту - существование жизни вообще. И одновременно человек - это также определенный мир со своим космосом души: “Демон”, “Прелюдия Земли”, “Тринадцатый прелюдия”, “Проклятый прелюдия”, “Прадед”, “Тост”, “Без названия”.
Экзистенциальные настроения с размышлениями над происхождением человека, всего сущего являются здесь основными.
Дальнейшие сборники н. винграновского отличаются от “Атомных прелюдів”. Здесь уже не наблюдаем той глобальной “космичности”. Более зрелое творчество художника направлена на раскрытие внутреннего мира человека. Поэт уделяет больше внимания земному, хотя и здесь человек осмысливается с позиций бытия-небытия: “Баба Марта”, “Ни женщины, ни дома того нет”, “Грустные без отца двое детишек этих”, “Оксана”, “Мария”, “Утки летят! Марієчко, - утки...”, “Она была задумчивая как сад”, “Гайявата”, “Еще молодесенька. На цыпочках не ходили”. Здесь нет такого ярко выраженного глобализма, но поэт ставит вопрос человека как личности с внутренним миром, переживаниями, интересами и настроениями, что само по себе представляет экзистенцию бытия человека в этом мире. Здесь больше говорится о космос человеческой души. В этом плане ранние и более поздние сборники н. винграновского можно сравнить с философией кордоцентризма Григория Сковороды, что рассматривал мир в трех аспектах: макромир (Вселенная, окружающая среда), микромир (человек и его пребывания в этой среде) и третий мир - Книга (как истина, как свет и правда, что несет добро в эти два мира).
Поэтика философской лирики, с которой мы можем провести пара-
лель в міфологізм произведений н. винграновского, имеет свои характерные черты. Наблюдаем у поэта такие ключевые образы, как образ сада (“Сада”, “Она была задумчивая как сад”, “Утренний сонет”, “За гай ступил солнце и ушло”, “Кінотриптих”). Хоть этот образ и используется другими писателями, и в н. винграновского он приобретает своего, своеобразного окраса.
Образ Днепра тоже занимает важное место во многих стихах поэта (“Слышишь Днепр мой”, “Скажи мне, Днепр”, “Ночь Ивана Богуна”) и на-
бывает собственных признаков. Именно в стихах, где функционирует образ Днепра, ба-
чимо и вопросительные конструкции.
Одним из основных ключевых образов в сборнике “Атомные прелюды” является образ Земли - колыбели всего человечества.
Міфологізм - характерный признак таких стихов, как “Скифская колыбельная”, “Дымоход”, “Прадед”, “В холодной балке ночь відьмача”, “В лесу темно, в лесу ночь”, “Индустриальный сонет”, “На міднім небе вечер почернел”, “Императрица Варвара”, “Георгин” и др. Поэт неразрывно связан с родной землей, поэтому и не удивительно, что древние верования находят отражение в произведениях художника. Это наша история и то, что было до нее.
Среди рис модерніського стиля наблюдаем и такие, как кадро-
весть стихов, новообразования, верлібризація.
Интимная и пейзажно-настроенческая лирика представлена стихотворениями “Вас так никто не любит , я один”, “Ты здесь! Ты здесь! Любимая, - ты как мир”, “Не починайся...”, “За летом лето, лето лето лове”, “Элегия”, “Вечернее”, “Пойдемте в сад. Я покажу вам сад” и заставляет обратить на себя внимание. В ее строках - все душевные переживания, движения и движения человеческой души.
Мы проследили становление лирического героя сборника Николая Винграновского “Эту женщину я люблю...” . Перед нами предстает большой лирник, чрезвычайный оптимист , человек, способный на жертвы ради любимой женщины, мастер слова - вот далеко не полный перечень качеств, что воплощает в себе герой стихотворений данного сборника.
Наука этих стихов - это, можно сказать, вызов бурному потоку соціалізовано-политизированной и, к сожалению, в основном серой “актуальной” лирики, который сегодня оказался на гребне. А , возможно, это просто естественное и мудрое стремление художника в жестоком водовороте различных изломов переоценки ценностей говорить с читателем прежде всего о тайном и неизбежно, о том, что в конце концов держит на этой святой и грешной земли.
Возможно, искушенный читатель разочаруется, ибо стихов, написанных сравнительно недавно, очень мало. А другие произведения хоть и любимые но и читаные-перечитанные не раз.
Интересно, что автор остался верен себе: никакой хронологической последовательности. Сегодня Николай Винграновский придерживается точки зрения, что для читателя не так важно, когда, в каком возрасте поэт написал свое произведение, для него суттева художественная стоимость. По этому поводу метко выразился Александр Климчук: “Раннюю поэзию обычно поселяют в “прихожей” избранное, в октаве неотразимой хронологии и логики: что возьмешь с молодого-зеленого? Винграновский выбирает стихи по принципу их суголосся, єдинокровності, художественной полноценности, год рождения стиха для него - паспорт, а не индульгенция на откуп творческих грехов. ”1
Такой смысл, глубинная внутренняя гармония может и должна об єднувати твоори.От и имеем на месте “программного” произведения - грустно-ироничное и сокровенно-лирическое : “сеньйорита акация, добрый вечер. Я забыл, что забыл о вас...” , а завершает томик печальная и страстная “Последняя исповедь Северина Наливайка”-едва ли не единственный в книге откровенно-политический и гострозлободенний стихотворение, написанное двадцать пять лет назад.
Поэт осмысливает любовь в трех основных измерениях. В сугубо личностном (любовь как глубинная, неразгаданная тайна сердца) , общественном (любовь к родной земле, к Украине, к народу и просто-к человеку, близкой и далекой, знакомой и незнакомой ) и, наконец, в глобальных, космических масштабах как один из законов Вселенной , основа вожделенной гармонии, источник единства всех творческих, життеспраглих сил.
“В поэзии Николая Винграновского - удивительная плотность кадров грациозная плавность переходов от одного плана к другому, непринужденность, с которой сочетаются вещи, казалось бы, несочетаемые. А еще - ощущение какой-то абсолютной свободы, незаданості, непредсказуемости при четкой внутренней организации, а в некоторых произведениях - даже спланованості лирики”,- так отзывается в журнале “Днепр” Светлана Антонишин о сборнике Николая Винграновского “Эту женщину я люблю ”.1
Лирика Николая Винграновского ничего никому не нав обязывает. Она действительно свободна. Каждый благодаря многоплановости, поистине какой-то незглибимості образов может открыть в ней что-то свое, неповторимое.
И лишь одно остается бесспорным: органическая, практически нигде не декларируемая, однако глубинная и верная слитность Винграновского-художника с миром. Бурлящей, запроблемованим, а все же прекрасным. И если и прорывается в лирике крик израненной жгучими болями настоящего души, то не для того, чтобы заставить нас снова и снова вздрогнуть.
О чем бы ни писал Николай Винграновский , он пишет не из гнева тем более не из ненависти, а из любові.І даже самые острые ркчі согреты каким-то непотьмареним внутренним миром,трогательной человечностью и добротой.
В сборнике нашла место поэзия,которую не называют ни сексуальной, ни эротической,но в которой присутствуют поэтически одухотворенные эти человеческие почуття.Саме одухотворенность и делает земные чувства поэтическими ,небесными,как в стихотворении н. винграновского:
Когда моя рука то тихая то лукавая,
В лучах сна коснется губ твоих
И поплывет по шее и вскоре
Зплеча на грудь и с груди до ног...

Когда твоя рука сладкая, будто слава,
Червонооким пальчиком майне
В мемонній тишине и когда меня
И темную глубину повергнет темная слада-

В белой ладьи тогда мы плывем
По водам любовных ласк между берегами ночи:
И голоса в гнездах ластівочі
Стихают тихо... Золотой руль

Заснулої облачка свыше полем,
И спит рука в руке, и на щеке
Капля счастья, произнесенная болью,
До утра светится...1
Как передано высшее мгновение взаемного самораскрытие в любви, счастье взаемопізнання доверия и полного слияния душой и телом двух влюбленных!
Это мгновение счастливого покоя: “лучи сна”- солнцем озарен сон, “тишина лимонная”, “голоса в гнездах ластівочі стихают тихо”- которая здесь уместна тавтология, передает тишину! Засыпает облачко свыше полем со своим золотым рулем и, наконец, спит рука в руке. Каждое движение в этом счастливом покое полон плавности: его” рука, то тихая то лукавая”, плывет по шее любимого невабом, ее рука “сладкая, будто слава”. Что может быть выше желаннее для поэта, чем слава-любовь человеческая, признание?! Вот с чем сравнивается рука любимого, вот какой уровень одухотворения: “В белой ладьи мы пливем по водам любовных ласк между берегами ночи...”
“Контрасты передают полноту жизни: лодка названа торжественно-старинно лодією, поскольку речь идет о вечном чувстве , эта ладья белая, значит, чистая,хоть и плывет “по водам любовных ласк между берегами ночи.”Здесь ночь и “темная глубина”,в которую повергает ”темная слада”, создают атмосферу интимной таинственности”.1
Контрастность света и темноты завершается слияние в одном чувстве - счастье до слез.
Весь таинственный мир глубокой интимности, сотканный из золотой игры света и “темной слади” , завершается образами рассвета и утра - переходом с ночи любовных ласк в день, в будни жизни.
“Лирический герой Николая Винграновского, проникаясь проблемами общественного порядка, чаще всего сознательно рационализирует свое мышление, часто прибегает к декларациям, хотя на самом деле он большой лирик и умеет жить по несколько причудливыми законами своей души”2,-говорит один из исследователей творчества поэта Тарас Салыга.
Принципы морали ,этики лирического героя Николая Винграновского в общем не оставались вне поля зрения критики . Это герой последовательно демонстрирует лучшие качества своих современников, а порой набирается жизненного опыта,в чем-то эволюционирует, но остается человеком изящных
вкусов, щедрой воображения и острого взгляда на мир. Если он в осмыслении увиденного становится философом, то в душе у него продолжают бушевать эмоции, праздник сказки, чудеса веры , как у ребенка непосредственности.
Открывается сборник стихотворением “Синьйорито акаціє, добрый вечер...” Лирический герой ведет разговор с акацией,когда “осень сошла по плечи” ,- он уже не юноша, а опытный человек, который много чего видел в жизни. Новаторство стиля Николая Винграновского-чрезвычайно тема разговора. Оно никогда не было самым лишь противопоставлением поэзии предшественников и современников поэта, не было простым соревнованием в слове. Потребность художественной целесообразности, совершенства всегда вытекала в поэта по проблеме истинного общения с реальной действительностью, со своеобразного чаросвіту любви к жизни, к людям, понимания своего творческого обязанности связи.
Лирический герой спрашивает:
Сеньйорито , колючее счастье,
Что оно за такое-любовь?1
Прошел он немало жизненных дорог, “відходились все мосты”, отведенные судьбой, и вот однажды вечером встречает знакомую акацию, которая напомнила лирическому герою давно притупленное чувство. Возбужденное настроение героя, смущение и волнение поэт передает с помощью обращений: “сеньйорита акация”, “пожаро моя”, “колючее счастье”; баимо, что лирический герой уважительно обращается к акации на “вы” . Определенную целесообразность имеют эмоционально-наполнены предложения, которые передают состояние души лирического героя:
Когда - здравствуйте, добрый вечер...
Вы с какой дороги, пожаро моя?..
Сеньйорито , огонь на плечи-
Осень,вы и осенний я...

Тема разговора присутствует и в других стихах. Так, лирический герой разговаривает со своей возлюбленной, которая якобы пришла к нему в гости . На самом же деле этот монолог очень напоминает исповедь в форме письма. Красота души лирического героя раскрывается в его трогательном любовном образованные:
Говорю же , говорю же в звітреному сне
И зиме , осени, лете , весне:
Весной, летом, осенью, зимой
Две песни белых рук твоих со мной.
Ты-утро мое, ты-юг мой и вечер.
Ты - ночь моя...1
Однако лирический герой не хочет вспоминать лицо своей любви, потому что “ее лицо - то лицо мучения”.
Главная и доминантный признак лирики Николая Винграновского-оптимистичность и эмоциональность мировоззрения лирического героя.Його переживания всегда напряженные и драматические,всегда охвачены тревогой за судьбу любимого человека:
Я соскучился по тебе, где небо молодое,
Два наших имени разлука вполювала,
И за руки их , разведенных, ведет,
Так вовек бы их не разлучала.

Люблю тебя . Боюсь тебя. Смотрю
Высоким серебряным взглядом на тебя .
С огня и вод , от неба и до неба
Твоім ім ям на тебя я молюсь...

“Николай Винграновский любит декоративную многократність и поэтическую “кабалистику ”чисел. Не обходит случаю ошеломить доверчивого читателя неожиданно точной и незбитою цифрой своих душевных аффектов и соответствующих им об явлений природы”1 ,-справедливо замечает в своей статье Иван Дзюба.
Фольклорная числовая символика весьма суттева для Винграновского . Чаще всего она развивается у него в линиях параллелизма. Лирический герой чаще всего любит такие числа: 3, 13, 40, 300, которые генетически связаны с народным характером мышления . Нетрудно заметить, что числовая атрибутика принимает самое непосредственное и самое активное участие в создании сюжета произведения и органично взаимодействует с образами, хоть и тоже фольклорного характера, но другого смыслового плана:
Тринадцать роз под окном цвело.
Тринадцать руж - четырнадцатая белая.
Тринадцать дум тревожило лоб,
Тринадцать дум - четырнадцатая збігла.2
Строки сборника «Эту женщину я люблю» полны всех цветов и оттенков. Поэт прибегает к цвета не только как обозначение определенного свойства предмета. Он обращается к нему с другой целью, стремясь нарисовать “красками ” сложные переливы чувств своего лирического героя .
Николай Винграновский прекрасно живописует словом. Его строки полны всех цветов и оттенков. Вот ,например:
В горчичным свете дней осенних ,
На лето старше , ты идешь.
И течет твой взгляд темно-синий,
Как ветер в тени небес.3
__________________________
1 Дзюба И. Поэзия Николая Винграновского // Освободительный путь . - 1969 . - март . - Лондон с. 360
2 Вінграновський М. Эту женщину я люблю... : Лирика. - К.: Днепр, 1990.-с.16
3 там же с. 19
Поэт не просто прибегает к колористики как определений предмета. Он обращается к ней с целью большей. Его охватывает стихия гаммой цветов-сопоставлениями и противопоставлениями - излить душу, высказаться, акварельно, в полной пластике, зафиксировать природу, выразив между строками и свое лирическое отношение к ней:
Невинным желтоватым гроздью
Она еще шла желтовато , без вины,
И синие слезы бились красно,
Как о камни спелые кавуни.1
Критик Анатолий Макаров в статье “благословенная светотень “ высказал и такую мысль: “Читатель , который не только увлекается лирикой,но и посещает художественные выставки, наверное , заметил, как в течение 70-х годов менялся общий колористический характер живописи, как декоративная яркость пригасала медленно, контрастная напряжение отступала перед сближенными сочетаниями цветов, как верх брали тихие и спокойные настроения в разнообразных жанрах , начиная, конечно, с пейзажной”.2
Цвет нужен Николаю Вінграновському не только в рисовании пейзажу.Кольором поэт фіксуєпротилежність чувств,настроения,эмоций. К.олір у него - это вечная борьба противоположностей,это контрастирования вещей, на столкновении которых образуется некое новое качество, что так много значит для идеи стихотворения. Несколько лет назад упоминавшийся критик Анатоліц Макаров напечатал очень интересную разведку о колористический генезис в поэзии Дмитрия Павлычко . Взгляд критика на материал поезіїї именно под таким углом зрения дал ему возможность прочесть в стихах Дмитрия Павлычко том, что не каждый до того умел, скажем, большую гамму эмоциональных оттенков белого цвета , проследить при этом природу эстетических чувств, в симфонии красок почувствовать симфонию идейных смыслов. Для подобных наблюдений, как видим, поэзия Николая Винграновского тоже дает благодарный материал. В его кольористичній палитре с соединяются свои мотивы и настроения. В зависимости от состояния, поэт будет идти к соответствующей гармонии цветных красок,по которой и будет гармония мысли,идеи.
В синем море я высеял сны,
В синем море на синем глеї
Я высеял сны с твоей весны,
В синем море с весны с твоєї.1
«Чаще всего поэт прибегает к синего, белого, красного и черного цвета. При воспроизведении печальных настроений, элегических, поэт обращается к тонов и полутонов этих цветов, к сонцетіней. Колориститика - это какая-то случайная тенденция в поэзии только Николая Винграновского. Вспомним, хотя бы, каким щедрым барвоцвітом выигрывает поэзия Василия Симоненко, Ивана Драча» 2
Стихи Николая Винграновского , особенно в сопоставлении со стихами поэтов ,что примерно входили в литературу в сутки (Василий симоненко,Лина Костенко,Иван Драч, Борис Олийнык, Виталий Коротич), имеют вполне вирозкову палитру. Поэту всегда хватает таких тонов и полутонов художественного слова, которые никогда не приводят его к стандарту.Він верит в чудо, а потому чудо становится хлебом насущим его поэзии.
Лирический герой «выбирает» цвет в зависимости от времени года: если это осень , то дни имеют «горчичное свет», если конец лета ,то:
Что-то бело ткали паучки
На желтом паепері ,
И синее лето на крючки
Все зачиняло двери...
Чрезвычайно интересным является стихотворение, в котором лирический герой приглашает нас:
Пойдемте в сад. Я покажу вам сад,
Где на коленях яблони спит ветер.
А сгорбленный млечный неболюд
Освещает пахучие глаза цветов.

Я покажу вам сливы на сучьях,
Что настромились падая молча,
Зажала груша в желтых кулачках
Вкусного солнца ласковые жовточки.Настрій лирического героя эмоционально-приподнятое и в то же время успокаивающе-элегический. Он проникается той большой любовью к природе,которой переполнена его душа. Разве можно без волнения читать такие строки:
В поле спит заря под колоском
И слуха думу колоскову,
И сонная тишина сонным языком
Шепчет сада седую колискову.3
“Николай Винграновский постоянно апеллирует к природе . Природа у него-это вечная материя, ее движение, оновленисть, а, может, и зміннність человека; это интуиция ее контекстов с навколішньою действительностью, потребность общения с миром; это утвердженність самого себя. За красоту, за гармонию”4, - уверяет снова нас Тарас Салыга.
Природа всегда совершенная, а человек-ее вінець.і вот, изучая и анализируя книгу природы, лирический герой Николая Винграновского
увлекается ее волшебством, красотой, ее таинственностью, он весь в настроении созерцания:
На крыльях журавлей весна уже сушит весла,
Заговорили о жизни деды,
И тропинок пахучие свясла
Из снопов тополей течет зеленый дым.
И падает в ставки ногами п деревянное небо,
Где гуси белые спят чутким сном.
Уснах своих,видимо,сами от себя
Девушки пролетают над селом.1
Любовная лирика - это романтический взгляд на мир, благородство души, искренность признаний, культура выражения. Женщина, невеста, возлюбленная, мать - образы, в которых воплощаются самые светлые поэту чувства, его размышления о родной земле, источники духовности.
Интимная лирика Николая Винграновского возвеличивает, возвышает человека, а не только фиксирует ее настроения. Интимные струны поднимают с глубины человеческой души самые светлые, самые чистые порывы. Все стихи сборника”Эту женщину я люблю”так или иначе выходят за рамки личного світу.Душевна драма чувств лирического героя не отвлеченная от реалий действительности, от времени. Она протекает сквозь время и происходит в нашем времени. И поэтому молодые страсти души лирического героя в поэзии Николая Винграновского имеют особый драматический смысл, свою философию:
Уже сказано”нет”в одлетілому лете,
Хоть вчера - вечером было еще “так”,
Красно и бело в желтом ржи
Зацвел и опався нервный мак.

Идешь или стоишь,но слово за слово,
Идешь или стоишь - по летам лета
Не успел оглянуться, как слово солено
На сон твой , на шаг, на лету обліта.1
Поэт стремится показать мир интимных страстей лирического героя в реальных, а не надуманных зв связям с жизнью, согласно высоконравственных принципов. Именно поэтому “его лирика не имеет ничего общего ни с надоедливым морализаторством, ни с натренированным дидактизмом”. Едва ли не в каждом стихотворении сборника чувствуется полное одиночество лирического героя:
Не тронь меня. Я сам скучаю
Себе в руки сам дивлюся2
Или:
Я той слезе сказал: не уходи.
Я той слезе сказал : сиди.

А ты заплакала и ушла,
И черным цветом подошла .3
Это одиночество просачивается в ткань стиха; часто в тексте нет непосредственного указания на такое состояние героя, но читатель почувствует его, проймется ним ,потому что каждый стих насыщен таким грустью, что невольно начинаешь сочувствовать герою.
Из многих стихов можно судить о том, что лирическому герою очень трудно одинокому; ему не хватает человека, с которым бы он мог разделить свое большое и светлое чувство . Он хочет одного:


... любить до тех пор,
Пока не погаснут сердца первые шаги
И первые боли пережитых ран.1
Лирический герой стремится умереть с именем любимого на устах,
пытается объяснить ей о том что:
Любить Вас - любить знадність,
Любить Вас - любит Вас,
Любить Вас - любить радость
В июньско-сентябрьского время. 2
Поэзия “Смеяться Вам, молчать Вами ” - это исповедь лирического героя любимой незнакомке. Этот стих очень напоминает любовное послание или письмо.
... Вот лирический герой сидит где-то за столиком в своем кабинете, за чашкой кофе и представляет себе “сладкую, юную тень” любимой, которая “падает на письмо, на снег, на квит, на тени, в шелест и нешелестінь”. Это самая прекрасная из всех теней, потому что красивой является женщина лирического героя. Он мысленно фантазирует, придумывает, мыслями он касается и интимной:
И в світанковім сумювинні
Прощально ласкает шею, нос.
И в подсолнухи синие
В солонім солнце сонных кіс.3
Своеобразным продолжением этого стиха является следующий-“Вас так никто не любит”. Лирический герой пытается убедить любимую, что они уже составляют единое целое:
Смотрите, смотрите: мой то голос ваш...
Это чувство , вернее, ощущение, лирический герой пронес через всю свою жизнь.и оно не измельчали,нет, а, наоборот, - стало высоким и благородным И теперь,когда “годы и год водой стерты” лирический герой говорит о своей любви так искренне, откровенно и непосредственно, а вместе с тем и так возвышенно - торжественно, что нельзя не верить:
Я вас люблю, как соль свою Сиваш,
Как лес в декабре свой последний листок...1
В своей возлюбленной лирический герой любит две поры: первая - то юность,когда
...и сама не знаешь,
Чего ты ждешь, чего желаешь-
Внимания ,ревности, жалю.2
Это время, когда в девушке просыпается желание любить и быть любимой, когда она молодая ікрасива, а время не властно над ней:
И время твой берег еще не моет,
И твои губы еще уста...
Дорога древняя молодеет,
Где бы твой веселый шаг не стал.
Ты вся - из счастья! С тобой
Еще не приветствуется печаль
И боль с разлукой немой ,
И нелюбви черная даль.3
Но не менее любит лирический герой ту пору, когда вюнці вырисовывается женщина, когда она находит свою судьбу и посвящает свою жизнь мужу, детям:
...Люблю ту пору благовісну,
Когда к ней, как к песне,


Свою я голову клоню...
Как у костра в потемках,
Где слово пахнет, как ребенок,
Где уже не скажешь “да” или “нет”...
Перечитав внимательно все стихи сборника, мы можем нарисовать для себя портрет той милой незнакомки, которую так любит лирический герой. У нее-голос” промозглый и тремкий”, “и края губ опущены в печали” ,”сонные косы”, о глаза читаем, что они “сегодняшние предвечерние”(очевидно, цвета
к вечеру я).
А что мы знаем об лирического героя. У него-“высокий серебряный взгляд”,”вчерашние глаза”, “белый дух” от которого стынет мля”, сам он признается: “ мой день рождения-это ты”, его рука - “ то тихая, то лукавая”. Удачно дополняют портретную характеристику лирического героя строки:
Все осталось как было:
Порепане мое чело,
То затвердевший боль в глазах,
Тот огонь, что не дочах. 2
Лирический герой “утешать ... не ладен”, ибо душа его ”холодная и немая“, но одновременно он сгорает от любви.
Когда бы захотелось вдруг взять акварели и нарисовать на бумаге эти два портрета, то художник удивленно развел бы руками: нарисовать ничего не получится! И не надо разочаровываться, потому что сам лирический герой поэзии откровенно признается:
Чем ты смущена?.. Вот я здесь живу,
Тут я выдумал себя и тебя для тебя...
Тут я сердце вынянчил для неба,
Не зная, что солнцем назову3
_______________________________________
1 Вінграновський М. Эту женщину я люблю... : Лирика. - К.: Днепр, 1990.-с.26
2 там же с 96
3 там же с 13

То есть, еще раз подчеркивает, что все эти события, герои, действующие лица - нереальные; это все - абстракция.
И чтобы понять ее, надо сердцем прикоснуться к этим стихам, надо понимать неземные образы.
В лирическом герою поражает то, что любя эту женщину, он одновременно как бы и “проклинает” ее:
Одно я хочу: старой быстрее,
Зівялась глазами и лицом,
Пусть одиночество тебя допишет
Невыносимо серым карандашом.
Погасни. Змеркни. Зрабся. Збийся.
Збалакайся. Заметушись.
Офіціантським жестом умойся,
Но - слезой не молись.1
Как видим, в душе лирического героя проходит борьба, душа розполовинена: одна часть безумно любит, а другая - как будто хочет освободиться от этой любви, сбросить его со своих плеч:
Не починайся. Ни из глаз,
Ни с губ мне не починайся.
В Холодной Балке сон течет -
Не снись. Не звись. Не називайся.2
Лирический герой будто обвиняет возлюбленную, что в ожидании прошли его лучшие дни:
Драгоценные дни я у тебя уничтожил.
За сожженные годы ничего не просил я.
Вокруг тебя в их пепелище
Растет покорность и растет бессилия.
В сборнике “Эту женщину я люблю...” читатель улавливает между строками и зримый образ Времени. Поэт постоянно словно подчеркивает, что все быстротечно, но любовь вечная. В нескольких стихотворениях речь идет о быстротечности времени, смену картин жизни:
Прилетели кони - ударили в виски.
Прилетели в августе - ударили в сердце.
Ударили судьбу, захмелели из боли,
Вот такие-то лошади - слезы на долоні.2
Образ лошадей символический. Это словно лета лирического героя, что бегут и не возвращают, а воспоминаниями ударяют то “...в виски”, оставляя на них седую изморозь, то “в сердце”, принося новые боли и тревоги, то “в судьбу”, искажая, уродуя ее ... В поэзии “Элегия” лирический герой стремится убедить любимую, что еще есть время любить и быть любимым. Но она почему-то спешит, выглядит “другое... лета”, хотя он “этого еще не досказал” лирический герой уверяет:
Еще смех наш промозглый слезы не соленые,
Годы еще нас в спину не гонят,
но и обидно добавляет:
Нам еще не слыхать зимних наших колоколов,
Хотя и весенних колоколов уже нечуть...
Этот печальный настроение лирического героя автор удачно подчеркивает описанием одцвитання липы:
Відпахла липа, белым цветом слита,
И прокатилась гроза вплоть до плача...


Одцвітає и опадает цвет липы - проходят годы лирического героя. Но он - большой оптимист. И “у неба греется заря” - теплится надежда на дне души пылко влюбленного лирического героя.
В лирике Николая Винграновского мы не найдем фразы для фразы. Его поэтическая фраза - это зафиксированный и перелит в слово состояние человеческой души. Эта поэзия не перегружена ни ретроспективными ассоциациями, ни ассоциациями какими-то модерновыми. Если все это на страницах поэтических книг его и присутствует, то присутствует в желаемых пропорциях. Вот почему поэт такой естественный, такой свой.
Итак, творческое наследие Николая Винграновского богатая, интересная, разнообразна и занимает должное место среди творчества поэтов украинского литературного процесса.
















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонишин С. Я вас люблю. Размышления над поэзией н. винграновского // Киев. - 1992. - №7.
Белоцерковец Н. На серебряном берегу (М.Вінграновському - 60) // Украинская культура. - 1996. - №11.
3. Буряк А. Міфологізм художественного мышления Б.-І.Антонича и І.Калинця. - Кировоград, 2001.
4. Винграновский М. Атомные прелюды. Поэзии. - К.: Советский писатель, 1962.
5. Винграновский М. "За меня отвечает моя творчество" // Тарнашинська Л. Закон пирамиды: Диалоги о литературе и социокультурный климат вокруг нее. - К.: Пульсары, 2001.
6. Винграновский М. Киев. - К.: Днепр, 1982.
7.Вінграновський М. Любовь, нет! не прощай! - К.: Украинский писатель, 1996.
8. Винграновский М. Сто стихов. - К.: Молодежь, 1967.
9. Винграновский М. Эту женщину я люблю. - К.: Днепр, 1990.
10. Винграновский М. // Украинская литература ХХ века .-К.,1993. 11.Вінграновський М. Я повел свое слово просто. // Днепр. - 1986. - № 11.
12. Винграновский М. Как я написал “Гайявату” // Поэзия: Вип.І. - К., 1985.
13. Данилюк Н. Я отозвался сердцем в мире:(Народнопісенне слово в поэзии Николая Винграновского.)// Культура слова.-Выпуск 33.-1987.
14.Дзюба И. Поэзия Николая Винграновского // Освободительный путь.-1967.-март-Лондон.-375с.
15. Дзюба И. Волшебник слова // русское слово: Хрестома-
тия украинской литературы и литературной критики xx вв.: В 4 кн. - К.3. - К.: Рось, 1995.
16. Дзюба И., Гуцало Е., Салыга Т. Творить мир для согласия и любви ( Штрихи к портрету н. винграновского) // Русский язык и литература в школе. - 1986. - № 11.
17. Дончик В. Остановленные мгновения: Статьи, воспоминания, полемики. - К.: Советский писатель, 1989.
18. Єрмолаєнко С., Данилюк Н. Душа моя в цветении (народно-песенное слово в поэзии н. винграновского) // Русский язык и литература в школе. - 1986. - № 12.
19. Зборовская Н. Волшебство поэзии (Рецензия) // Слово и время. - 1991. - №11.
20. Ильницкий М. Многогранность единства: Проблемно-стилевые тенденции современной украинской советской поэзии. - К.: Днепр, 1984.
21. Ильницкий М. Непрерывность движения: Литературно-критические статьи. - К.: Советский писатель, 1983.
22.Ільницький М. На острие сердца и пера (О наследстве художественных идей и новаторство в современной украинской советской поэзии). - К.: Днепр, 1980.
23. Ильницкий М. Мировоззрение и талант: (Творчество Николая Винграновского).-Укр. Язык и литература в школе.-1990.-№3.
24.Ільницький М. Тайны музы (О поэзии). - К.: Молодежь, 1971.
25.Ільницький М. В измерениях времени: Литературно-критические статьи. - К.: Советский писатель, 1988.
26.Історія украинской литературы ХХ века: В 2-х кн. Кн.2. / За ред. В.Г.Дончика. - К.: Лыбидь, 1998.
27. Кот Д. Многогранный талант (эскиз к портрету Николая Винграновского) //Дивослово.-2002.-№9.
28.Кисельов С. Сказать правду народу: О М. Винграновского.//Букв. Украина.
29.Климчук О.Між белыми облаками, над золотой землню.-Украина.-1989.-№44.
30. Кошелівець И. Современная литература в УССР. 1998, число 16 (80).
31. Лєрмонтов Ю. Избранные произведения. - К.: Днипро, 1984.
32. Литературоведческий словарь-справочник / Р.Гром'як, Ю.Ковалів и др. - К.: Вид.”Академия", 1997.
33.Макаров А. Благословенная светотень.-Литературная Укркїна.-1999.-15червня.
34.Михайловська Н. Трагические оптимисты. Экзистенциальное философствование в украинской литературе ХІХ - первой половины ХХ ст. - Львов: Мир, 1998.
35.Моренець В. Воссоздать целостность мира: (О поэзии н. винграновского) // Отчизна. - 1981. - №5.
36.Моренець В. На расстоянии сердца: Литературно-критические статьи, очерки, эссе. - К.: Советский писатель, 1986.
37.Моренець В. Свобода поэзии и поэзия свободы (К 60-летию н. винграновского) // Дивослово. - 1996. - №11.
38. Нечуй-Левицкий И. Мировоззрение украинского народа. Эс-
коз украинской мифологии. - К.: Акционерное общество “Обе-реги”, 1992.
39.Осадчий В.”В зелени под сердцем шелохнулась весна...” Поэзия м. Винграновского// Дивослово.-2002.-№9.
40.Романенко В. Искусство видеть мир.-К.,1987.
41.Салига Т. Николай Винграновский: Литературно-критический очерк. - К., 1989.
42.Салига Т. В глубинах гармонии: Литературно-критические статьи. - К.: Советский писатель, 1986.
43.Сергієнко Г. И твои божественные стихи... // Родина. - 1996. - №11-12.
44.Сизоненко О. Степной наш Гайявата (о творчестве М. Винграновского)//Отчизна .-2001.-№1-2.
45.Слоньовська О. Конспекты уроков по украинской литературе для 11-х классов. - К.: Родная речь, 2001.
46.Соловей Е. Украинская философская лирика. - К.: Юниверс, 1999.
47. Спивак Р. А.Блок. Философская лирика 1910-х годов: Учебное пособие по спецкурсу. - Пермь: ПГЦ, 1987.
48.Спивак Г. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров. - Красноярск: Изд. Красноярского у-та, 1985.
49.Талалай Л. Талант искренности // Дивослово. - 1998. - №10.
50.Талалай Л. Предчувствие любви и добра // Современность. - 1996. - №11.
51.Талалай Л. Его стихи легко набирают высоту // Литературная Украина. - 1996. - 6 ноября.
52. Франко И. Красота и секреты творчества. - К.: Искусство, 1980.
53. Фролова К. Развитие образного сознания в украинской советской лирике. - Днепропетровск, 1970.
54.Фролова К. рудимент или источник энергии? // Интересное литературоведение.-К.,1991.
55. Ципко А. Мировоззренческий симбиоз в псохології мировых образов в украинской мифологии: Автореферат кандидатской диссертации. - К., 1997.