Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы


Произведения Юрия Мушкетика, как отмечалось еще в предисловии к двухтомному изданию произведений прозаика (1979 г.), «хорошо знает не только украинский читатель, они вызывают живой интерес у всесоюзной критики. Лучшие произведения писателя побуждают к широких творческих размышлений; критика подключает их к дискуссиям с поводу важных назревших проблем, характерных явлений, ведущих тенденций развития многонациональной советской литературы».

После этого издания, в который вошли романы «Белая тень», «Капля крови», «Жестокое милосердие» и историческая повесть «Семен Палий», увидели свет новые романы - «Позиция», «Рубеж», «Яса», «Возвратись в дом свой» и повести «Боль», «Обвал», «Белый лебедь на черном берегу».

Гостроконфліктні, проблемные, полны и радостями и болью за нашу историю, жизни, человека, аналитические относительно прошлого и прогностические тенденции современности, эти произведения стали заметными вехами в развитии всей украинской прозы, часть из них переведена на иностранные языки и признана зарубежными читателями.

Возрос авторитет Ю. Мушкетика и как общественного деятеля: депутат Верховной Рады, руководитель Союза писателей Украины, он ставит жизненно важные вопросы экологии, языка и национального самосознания и исторической памяти народа, его суверенности и условий развития гуманизма, культуры, и это находит горячий отклик в сердцах читателей.

Становится очевидным: Ю. Мушкетик - продолжатель великих традиций Панаса Мирного, М. Коцюбинского, В. Стефаника, А. Головка, но в то же время - яркая индивидуальность, имеет свою тему, свой идеал, метод и стиль. Все это берет соки из источников исторического, социальной, духовной жизни народа и из глубин мышления самого художника.

Первый источник формирования личности Юрия Михайловича Мушкетика - его родная Черниговщина. Там, в с. Вертиевка Нежинского района, он родился, вырос, окончил школу, оттуда поступил на филологический факультет Киевского университета, и ушел в большой мир.

Эта земля богата историческими традициями. Здесь начался знаменитый поход и созрело «Слово о полку Игореве» - один из наи-более значительных шедевров мирового героического эпоса, здесь развивались образовательные и культурные центры, с типографий шли по Украине книжники и разнообразные издания. Черниговщина была одним из центров национально-освободительной борьбы и обусловленного ею государственного и культурного возрождение украинского народа, а затем - революционного движения и партизанских действий в годы Великой Отечественной войны. На этой земле вырос автор проекта космической ракеты М. Кибальчич, развивались шедевры фольклора, кобзарского искусства, живописи, музыки, творили П. Кулиш, Б. Гринченко, А. Свидницкий и Л. Глебов, М. Коцюбинский и П. Тычина, В. Эллан-Блакитный, В. Чумак и В. Довженко. Ю. Мушкетик очень рано проявил не только жажду знаний правды-истины, но и мужество характера: он обращается к страницам героической борьбы за свободу Украины, и в 1954 г. выходит его первый исторический роман «Семен Палий». Позже автор признается: не все в произведении удовлетворяет и читателей, и, тем более, его самого. В частности в трактовке ситуаций, конфликтов, событий и характеров исторических героев он должен был идти за официозными канонам. Однако должен - не значит шел. Взгляд Ю. Мушкетика останавливается на эпической фигуры героя, который привлекал и размышлением, и рыцарским благородством. Лирично, с сыновней любовью изображены и посполитых, и казаков; нетрадиционно - без лишнего шаржирования, упрощение, одномерной негативной демоне-зации, а через призму реальности социальных отношений - гетмана Мазепу. Еще в первом произведении Ю. Мушкетик обнаружил стремление к углубленному психологизма, объективных критериев оценки людей и событий. Этот метод видения прошлого оказывается доминирующим и в следующем произведении - повести «Гайдамаки» (1957), а особенно в романе «Яса» (1987).

Можно сказать: это естественно, ведь промежуток времени между произведениями - в тридцать лет. Но правда в другом. Осмысление истории не покидало Ю. Мушкетика никогда. Более того, чтобы полнее и глубже осмыслить историю Украины, писатель обращается к анализам истории древних Греции и Рима. Предметом его повседневных студий становятся философия, религия, этика и культура, при том как на уровне семьи и государства, бытие отдельных людей, так и целых социальных слоев. Как следствие появляются философско-аналитические, глубоко полемические произведения «Смерть Сократа» (1971), «Суд над Сенекой» (1978), назначение которых заключалось в параллельном освещении опыта своего и других народов. Опыта и положительного (гражданская мужество Сократа, что предпочитает принять смерть, но не изменить своим идеалам и друзьям, своей педагогике), и горького, болезненного (Сенеки), в частности в сфере человеческой совести, достоинства, чести. Цель писателя - пробуждение и возвышение индивидуального, классового, национального самосознания, духовности современников, поэтому он и изображает «суд над Сенекой» студентов второй половины XX века, через призму которого возникает настоящая сущность не только «подсудимого», а и их самих. Позже Ю. Мушкетик напишет повесть «Белый лебедь на черном берегу» (1989), в которой предстают Рим и наше Отечество, судьба гонимого режимом Октавиана Овидия и уничтоженного сталинским террором Поэта.

Писатель еще десять лет назад завершает свой лучший исторический роман «Мяса», который, однако, находит путь к читателю лишь в годы перестройки.

Действительно: панорамный произведение, в котором предстают Украина, Крым, Турция в течение десятилетий, имеет несколько сюжетных линий, связанных с судьбами патриота Сыворотки и его сына, турецкого пленника Лавре-на, гетманов Дорошенко и Самойловича, предательского существования беспринципного Марка,- но и на этот раз в центре изображение - жизнь кошевого Запорожской Сечи Сирко. Это и показ жизни народа в трагический период истории после смерти Богдана Хмельницкого, когда беззащитный край осадили и внешние враги (в лице ратоборців Крыму и лицемерных владык Турции, жестоких, кровавых колонизаторов шляхетской Польши и коварных, корыстных московских царедворцев) и свои, внутренние, те, что обрекали свой народ на бессилие и муки или классово-гнобительською, или угодівською или предательской политикой.

Снова привлекают внимание черты творческого метода романиста: события общенационального значения постоянно прослеживаются Ю. Муш-кетиком за помощью всестороннего анализа и беспощадного самоанализа, мук совести, порой - настоящего самоистязания героя. Не всегда выводы и оценки Сера совпадают с определенными историей. Романист и не стремится идеализировать общем мужественного, честного и дальновидного не только полководца, но и политического деятеля, каким был Сирко. Его цель - через правду о Сера дойти до истины об исторической судьбе нации. Поэтому романист дает широкий - и в плане интимных, семейных отношений Сера, драмы его семьи, и в плане военно-политической деятельности героя - одного из настоящих вождей - жизнеописание центрального персонажа. Но всегда и за каждым описанием мы видим интересы общества: то в войне с татарами и шляхтой, то в сложных взаимоотношениях с гетманами. В произведении «Позиция» его герой Федор Грек в момент тревожных раздумий делает вывод: «Вероятно, человеку иногда все-таки нужно обдумать себя и свою жизнь», иначе не изменится к лучшему ни она, ни ее мир.

О Сера Ю. Мушкетик также пишет, заботясь о современность и будущее. Не случайно вершиной духовной жизни и этого персонажа становится эпизод, когда он думает: бытие надо видеть во всем его богатстве, разнообразии, противоречиях, недопустимы равно-мерность и прямолинейность. Вот и он, Сирко, «был молодой и дикий, как степной ветер. И ничего ему не было нужно, только степь и конь, и звезды над головой. Лишь после смерти сыновей понял, что человек - то не только степь, конь и звезды. Человек - она тогда, когда думает о других людях, когда молится за других и когда ей болят их раны». Через размышления о человеке, о своих соратников, Сирко поднялся до понимания обязанностей перед женой, сыновьями, родной землей, боевым обществом, а тем самым поднялся до величия и бессмертие. Такими оказались настоящие народные натуры Сыворотка и Лаврин, что стали символами человеческого величия, вечности. А гетманов Дорошенко, Самойлович не спасли ни богатство, ни хитрость, ни военная смекалка и власть: их имена навсегда связаны с символами двоедушию, слабосилості, бездуховности, а то и предательства. Итак,- смерти еще при жизни.

Социальная справедливость, национальная свобода, гуманизм и высокая духовность личности - вот идеалы Ю. Мушкетика. Он останавливает наш взгляд на событиях и фигурах драматических, а то и трагических. К тому же не только из древнейшей истории. Годы войны с фашизмом и послевоенные - предмет размышлений художника в романах, повестях «Огни среди ночи» (1959), «Черный хлеб» (I960), «Последний остров» (1969), «Жестокое милосердие» (1973). Характерны даже заголовки: «Жестокое милосердие» - о преданную веру в любовь и дружбу, романтику юношеской верности и вознаграждение за страдания; «Последний остров» - о попытке отсидеться, переждать, выплыть на поверхность тех, кто нес в себе антидуховність сталинизма, жестокость власти апостолов.

Глубокие размышления о сущности и назначения, возможности человека определяют и содержание и форму произведений «Белая тень» (1977), «Боль» (1978), «Старик в задумчивости» (1978), «Позиция» (1979), «Вернись в дом свой» (1981), «Рубеж» (1984), «Обвал» (1985), «Желтый цвет одуванчика» (1987),«Суд» (1989).

Примечательно, что персонажи этих произведений - и исторические фигуры (как Гоголь, Кукольник в повести «Желтый цвет одуванчика»), и типизированные образы людей села («Позиция», «Рубеж») и города («Вернись в дом свой», «Белая тень»); представители как трудовых профессий (мать в повести «Боль»), так и науки, творческой интеллигенции («Старик в задумчивости»). Так же разнообразна и палитра жанров Ю. Мушкетика: имеем исторические, социально-психологические романы («Гайдамаки», «Капля крови»), повести-притчи («Старик в задумчивости», «Боль»), философско-психологические драмы («Смерть Сократа»).

Но есть то общее, что определяет целостность лиро-эпоса Ю. Мушкетика - поиск сущности человека, границ его возможностей, причин смерти и бессмертия, добра и зла. Это также стремление исследовать человека, чтобы видеть ее изнутри, а тем самым побудить читателя пройти пути от анализа к самоанализу, от объективной оценки реальности к выработке субъективного отношения, собственных оценок и личной позиции, выбора в самых главных вопросах бытия.

Именно стремление помочь человеку найти путь к истине, а тем подняться к гуманистического нравственного и эстетического идеала, побуждает Ю. Мушкетика изображать Гоголя в трагические, а Кукольника в комические (с точки зрения истории) моменты жизни. Так же во имя познания причин величия или ничтожности человека писатель в повести «Боль» изображает участника войны Ивана через призму болезненных размышлений матери (она не знает, что сын пошел на попятную во время беды от товарищей, однако чувствует его драму: неполноценности существования живого, когда собратья по его вине - мертвые). Только глубины самоанализа чувств, действий, размышлений, тайных замеров помогают и герою «Позиции» Греку Отстаивать добро от посягательств сельских и районных чиновников, а герою «Рубежа» Оресту восстать против власти Пароконя, что выступал как благодетель народа, а на самом деле был гениальным воплощением лицемерия и фальши, демагогии сталинско-брежневского шталту.

Как правило, герои Ю. Мушкетика - максималисты в отношении к себе, а потому и до других людей. Через это их жизнь честное, красивое, но судьба нередко трагическая. Такая она у архитектора Тищенко (героя романа и пьесы «Вернись в дом свой»), такая у героини рассказа «Суд» - талантливой труженицы, некогда прославленной за благородный труд, а ныне подсудимой Анны.

Опять присущий методу Ю. Мушкетика принцип: в центре изображения - кульминационная событие (совесть села предстает как его позор), за которой - история жизнь Анны, а одновременно - история не только села, но и всего крестьянства, государства, в которой сталинизм афишировал себя как воплощение народолюбства, а был примером жесточайшего антигуманизма.

И на этот раз отдельный факт приобретает значение символа, «обыденная» событие - метафоричности и притчевості. Драма Анны жестокая, ибо судят его те, кто вчера хвалил, следовательно - лицемерные и фальшивые друзья. А произведение, лаконичный по объему, строго-реалистичный по стилю, приобретает значительной обобщающей силы, ибо картина суд над доверчивой женщиной - то суд над всем тем, что обусловило кризис социальных, национальных, духовных отношений общества и само должно было стать подсудимым.

Правда жизни - во имя торжества истины, справедливости, духовной чести, свободы - такая гражданская и художественная цель произведений Ю. Мушкетика. Это и определяет высокую общественную значимость творчества художника, его новаторскую сущность, перспективу творческого развития.

Список литературы

Дубина Н.И. Украинская ліература.-К :Образование,1997.-360с.

Непустой А.С. Украинская литература.-К :Освіта,1995.-623с.

Петренко А.О.Юрій Мушкетик.-К.: Образование, 1978.-280с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.referaty.com.ua/