Произведения Юрия Мушкетика, как отмечалось еще в предисловии к двухтомному изданию
произведений прозаика (1979 г.), «хорошо знает не только украинский читатель, они
вызывают живой интерес у всесоюзной критики. Лучшие произведения писателя
побуждают к широких творческих размышлений; критика подключает их к дискуссиям с
поводу важных назревших проблем, характерных явлений, ведущих тенденций
развития многонациональной советской литературы».
После этого издания, в который вошли романы «Белая тень», «Капля крови»,
«Жестокое милосердие» и историческая повесть «Семен Палий», увидели свет новые
романы - «Позиция», «Рубеж», «Яса», «Возвратись в дом свой» и повести «Боль»,
«Обвал», «Белый лебедь на черном берегу».
Гостроконфліктні, проблемные, полны и радостями и болью за нашу историю,
жизни, человека, аналитические относительно прошлого и прогностические тенденции
современности, эти произведения стали заметными вехами в развитии всей украинской прозы,
часть из них переведена на иностранные языки и признана зарубежными читателями.
Возрос авторитет Ю. Мушкетика и как общественного деятеля: депутат Верховной Рады,
руководитель Союза писателей Украины, он ставит жизненно важные вопросы
экологии, языка и национального самосознания и исторической памяти народа, его
суверенности и условий развития гуманизма, культуры, и это находит горячий отклик
в сердцах читателей.
Становится очевидным: Ю. Мушкетик - продолжатель великих традиций Панаса Мирного, М.
Коцюбинского, В. Стефаника, А. Головка, но в то же время - яркая
индивидуальность, имеет свою тему, свой идеал, метод и стиль. Все это берет соки
из источников исторического, социальной, духовной жизни народа и из глубин мышления
самого художника.
Первый источник формирования личности Юрия Михайловича Мушкетика - его родная
Черниговщина. Там, в с. Вертиевка Нежинского района, он родился, вырос,
окончил школу, оттуда поступил на филологический факультет Киевского
университета, и ушел в большой мир.
Эта земля богата историческими традициями. Здесь начался знаменитый поход и
созрело «Слово о полку Игореве» - один из наи-более значительных шедевров мирового
героического эпоса, здесь развивались образовательные и культурные центры, с типографий шли
по Украине книжники и разнообразные издания. Черниговщина была одним из центров
национально-освободительной борьбы и обусловленного ею государственного и культурного
возрождение украинского народа, а затем - революционного движения и партизанских
действий в годы Великой Отечественной войны. На этой земле вырос автор проекта космической
ракеты М. Кибальчич, развивались шедевры фольклора, кобзарского искусства,
живописи, музыки, творили П. Кулиш, Б. Гринченко, А. Свидницкий и Л. Глебов, М.
Коцюбинский и П. Тычина, В. Эллан-Блакитный, В. Чумак и В. Довженко. Ю.
Мушкетик очень рано проявил не только жажду знаний правды-истины, но и мужество
характера: он обращается к страницам героической борьбы за свободу Украины, и
в 1954 г. выходит его первый исторический роман «Семен Палий». Позже автор
признается: не все в произведении удовлетворяет и читателей, и, тем более, его самого.
В частности в трактовке ситуаций, конфликтов, событий и характеров исторических героев
он должен был идти за официозными канонам. Однако должен - не значит шел. Взгляд Ю.
Мушкетика останавливается на эпической фигуры героя, который привлекал и размышлением, и
рыцарским благородством. Лирично, с сыновней любовью изображены и посполитых,
и казаков; нетрадиционно - без лишнего шаржирования, упрощение, одномерной
негативной демоне-зации, а через призму реальности социальных отношений -
гетмана Мазепу. Еще в первом произведении Ю. Мушкетик обнаружил стремление к углубленному
психологизма, объективных критериев оценки людей и событий. Этот метод видения
прошлого оказывается доминирующим и в следующем произведении - повести «Гайдамаки»
(1957), а особенно в романе «Яса» (1987).
Можно сказать: это естественно, ведь промежуток времени между произведениями - в тридцать
лет. Но правда в другом. Осмысление истории не покидало Ю. Мушкетика никогда.
Более того, чтобы полнее и глубже осмыслить историю Украины, писатель
обращается к анализам истории древних Греции и Рима. Предметом его
повседневных студий становятся философия, религия, этика и культура, при том как на
уровне семьи и государства, бытие отдельных людей, так и целых социальных слоев. Как
следствие появляются философско-аналитические, глубоко полемические произведения «Смерть
Сократа» (1971), «Суд над Сенекой» (1978), назначение которых заключалось в
параллельном освещении опыта своего и других народов. Опыта и положительного
(гражданская мужество Сократа, что предпочитает принять смерть, но не изменить своим
идеалам и друзьям, своей педагогике), и горького, болезненного (Сенеки), в частности в
сфере человеческой совести, достоинства, чести. Цель писателя - пробуждение и
возвышение индивидуального, классового, национального самосознания, духовности
современников, поэтому он и изображает «суд над Сенекой» студентов второй половины XX
века, через призму которого возникает настоящая сущность не только «подсудимого», а и
их самих. Позже Ю. Мушкетик напишет повесть «Белый лебедь на черном берегу»
(1989), в которой предстают Рим и наше Отечество, судьба гонимого режимом Октавиана
Овидия и уничтоженного сталинским террором Поэта.
Писатель еще десять лет назад завершает свой лучший исторический роман «Мяса»,
который, однако, находит путь к читателю лишь в годы перестройки.
Действительно: панорамный произведение, в котором предстают Украина, Крым, Турция в течение
десятилетий, имеет несколько сюжетных линий, связанных с судьбами патриота Сыворотки и
его сына, турецкого пленника Лавре-на, гетманов Дорошенко и Самойловича,
предательского существования беспринципного Марка,- но и на этот раз в центре
изображение - жизнь кошевого Запорожской Сечи Сирко. Это и показ жизни народа в
трагический период истории после смерти Богдана Хмельницкого, когда беззащитный
край осадили и внешние враги (в лице ратоборців Крыму и лицемерных владык
Турции, жестоких, кровавых колонизаторов шляхетской Польши и коварных,
корыстных московских царедворцев) и свои, внутренние, те, что обрекали свой
народ на бессилие и муки или классово-гнобительською, или угодівською или
предательской политикой.
Снова привлекают внимание черты творческого метода романиста: события
общенационального значения постоянно прослеживаются Ю. Муш-кетиком за
помощью всестороннего анализа и беспощадного самоанализа, мук совести, порой -
настоящего самоистязания героя. Не всегда выводы и оценки Сера совпадают с
определенными историей. Романист и не стремится идеализировать общем мужественного,
честного и дальновидного не только полководца, но и политического деятеля, каким был
Сирко. Его цель - через правду о Сера дойти до истины об исторической судьбе
нации. Поэтому романист дает широкий - и в плане интимных, семейных отношений Сера,
драмы его семьи, и в плане военно-политической деятельности героя - одного из
настоящих вождей - жизнеописание центрального персонажа. Но всегда и за каждым
описанием мы видим интересы общества: то в войне с татарами и шляхтой, то
в сложных взаимоотношениях с гетманами. В произведении «Позиция» его герой Федор
Грек в момент тревожных раздумий делает вывод: «Вероятно, человеку иногда все-таки
нужно обдумать себя и свою жизнь», иначе не изменится к лучшему ни она, ни
ее мир.
О Сера Ю. Мушкетик также пишет, заботясь о современность и будущее. Не
случайно вершиной духовной жизни и этого персонажа становится эпизод, когда он
думает: бытие надо видеть во всем его богатстве, разнообразии,
противоречиях, недопустимы равно-мерность и прямолинейность. Вот и он, Сирко,
«был молодой и дикий, как степной ветер. И ничего ему не было нужно, только
степь и конь, и звезды над головой. Лишь после смерти сыновей понял, что человек -
то не только степь, конь и звезды. Человек - она тогда, когда думает о других людях,
когда молится за других и когда ей болят их раны». Через размышления о человеке,
о своих соратников, Сирко поднялся до понимания обязанностей перед женой,
сыновьями, родной землей, боевым обществом, а тем самым поднялся до величия и
бессмертие. Такими оказались настоящие народные натуры Сыворотка и Лаврин, что
стали символами человеческого величия, вечности. А гетманов Дорошенко, Самойлович не
спасли ни богатство, ни хитрость, ни военная смекалка и власть: их
имена навсегда связаны с символами двоедушию, слабосилості, бездуховности,
а то и предательства. Итак,- смерти еще при жизни.
Социальная справедливость, национальная свобода, гуманизм и высокая духовность
личности - вот идеалы Ю. Мушкетика. Он останавливает наш взгляд на событиях и
фигурах драматических, а то и трагических. К тому же не только из древнейшей истории.
Годы войны с фашизмом и послевоенные - предмет размышлений художника в романах, повестях
«Огни среди ночи» (1959), «Черный хлеб» (I960), «Последний остров» (1969),
«Жестокое милосердие» (1973). Характерны даже заголовки: «Жестокое милосердие» -
о преданную веру в любовь и дружбу, романтику юношеской верности и
вознаграждение за страдания; «Последний остров» - о попытке отсидеться,
переждать, выплыть на поверхность тех, кто нес в себе антидуховність сталинизма,
жестокость власти апостолов.
Глубокие размышления о сущности и назначения, возможности человека определяют и
содержание и форму произведений «Белая тень» (1977), «Боль» (1978), «Старик в задумчивости»
(1978), «Позиция» (1979), «Вернись в дом свой» (1981), «Рубеж» (1984), «Обвал»
(1985), «Желтый цвет одуванчика» (1987),«Суд» (1989).
Примечательно, что персонажи этих произведений - и исторические фигуры (как Гоголь, Кукольник в
повести «Желтый цвет одуванчика»), и типизированные образы людей села («Позиция»,
«Рубеж») и города («Вернись в дом свой», «Белая тень»); представители как трудовых
профессий (мать в повести «Боль»), так и науки, творческой интеллигенции («Старик в
задумчивости»). Так же разнообразна и палитра жанров Ю. Мушкетика: имеем исторические,
социально-психологические романы («Гайдамаки», «Капля крови»), повести-притчи
(«Старик в задумчивости», «Боль»), философско-психологические драмы («Смерть
Сократа»).
Но есть то общее, что определяет целостность лиро-эпоса Ю. Мушкетика - поиск
сущности человека, границ его возможностей, причин смерти и бессмертия, добра и зла. Это
также стремление исследовать человека, чтобы видеть ее изнутри, а тем самым
побудить читателя пройти пути от анализа к самоанализу, от объективной оценки
реальности к выработке субъективного отношения, собственных оценок и личной
позиции, выбора в самых главных вопросах бытия.
Именно стремление помочь человеку найти путь к истине, а тем подняться к
гуманистического нравственного и эстетического идеала, побуждает Ю. Мушкетика изображать
Гоголя в трагические, а Кукольника в комические (с точки зрения истории) моменты жизни.
Так же во имя познания причин величия или ничтожности человека писатель в
повести «Боль» изображает участника войны Ивана через призму болезненных размышлений
матери (она не знает, что сын пошел на попятную во время беды от товарищей, однако
чувствует его драму: неполноценности существования живого, когда собратья по его
вине - мертвые). Только глубины самоанализа чувств, действий, размышлений, тайных
замеров помогают и герою «Позиции» Греку Отстаивать добро от посягательств
сельских и районных чиновников, а герою «Рубежа» Оресту восстать против власти
Пароконя, что выступал как благодетель народа, а на самом деле был гениальным
воплощением лицемерия и фальши, демагогии сталинско-брежневского шталту.
Как правило, герои Ю. Мушкетика - максималисты в отношении к себе, а потому и
до других людей. Через это их жизнь честное, красивое, но судьба нередко трагическая.
Такая она у архитектора Тищенко (героя романа и пьесы «Вернись в дом свой»),
такая у героини рассказа «Суд» - талантливой труженицы, некогда прославленной за
благородный труд, а ныне подсудимой Анны.
Опять присущий методу Ю. Мушкетика принцип: в центре изображения -
кульминационная событие (совесть села предстает как его позор), за которой - история
жизнь Анны, а одновременно - история не только села, но и всего крестьянства, государства, в
которой сталинизм афишировал себя как воплощение народолюбства, а был примером
жесточайшего антигуманизма.
И на этот раз отдельный факт приобретает значение символа, «обыденная» событие -
метафоричности и притчевості. Драма Анны жестокая, ибо судят его те, кто вчера
хвалил, следовательно - лицемерные и фальшивые друзья. А произведение, лаконичный по объему,
строго-реалистичный по стилю, приобретает значительной обобщающей силы, ибо картина
суд над доверчивой женщиной - то суд над всем тем, что обусловило кризис социальных,
национальных, духовных отношений общества и само должно было стать подсудимым.
Правда жизни - во имя торжества истины, справедливости, духовной чести,
свободы - такая гражданская и художественная цель произведений Ю. Мушкетика. Это и определяет
высокую общественную значимость творчества художника, его новаторскую сущность,
перспективу творческого развития.
Список литературы
Дубина Н.И. Украинская ліература.-К :Образование,1997.-360с.
Непустой А.С. Украинская литература.-К :Освіта,1995.-623с.
Петренко А.О.Юрій Мушкетик.-К.: Образование, 1978.-280с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://www.referaty.com.ua/