Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

МАКСИМ РЫЛЬСКИЙ
«ГАРМОНИЯ, ПО МЫСЛИ ВИРОСТА»

Вступительное слово на вечере по случаю 90-летия со дня рождения Максима Рыльского 19 марта 1985 года

В лице Максима Тадеевича Рыльского, чье 90-лет-я сегодня ко, в его богатейшей творческой индивидуальности достаточно гармонично соединились выдающийся поэт, ученый и общественный деятель.

Конечно, прежде всего поэт. Муза поэзии среди всех других к нему всегда была ближайшая. На путь поэтического творчества будущий автор «Слова о родной матери» и «Роз и винограда» стал, как известно, еще в дореволюционные времена, но уже и тогда его юная книжечка «На белых островах» привлекла внимание своей чистотой и музыкальностью.

Потом будут годы и годы творческого развития, постоянного самосовершенствования, пока перед читателем предстанет зрелый поэт, опытный мастер, чья жизнелюбивая лирика - когда журлыва, а еще чаще улыбающаяся - раз в раз достигнет классических образцов.

Максим Рыльский уважал классические формы, по-своему обновлял их, виделись ему в этих, проверенных поколениями поэтов, формах художественная целесообразность, упорядоченность, а часто и художественное совершенство, эта «стройная гармония, по мысли вироста».

Как творчество настоящего поэта, лирика Рыльского имеет свой характерный тембр, мы сразу узнаем ее по неповторимой интонации, естественность тона и еще по той теплой иронии или самоиронии, что предоставляют такой доверчивой человечности лучшим произведениям поэта, которые ныне стали хрестоматийными.

Максим Тадеевич справедливо считается признанным мастером пейзажной и интимной лирики, хотя эти поэтические струи в его творчестве неоднократно соединяются нераздельно, ведь через тонко відчуту природу, через ее настроения в художника слова всегда произносит человеческая душа. Следует заметить, что Рыльский, будучи истинным певцом природы, изображал живой окружающий мир не примерно, не поверхностно, а с высокой достоверностью и, так сказать, благоговением и влюбленностью, и это в те годы, когда порой становилось лозунгом дня бороться с природой, когда даже и детям прищеплювалось, что их обязанностью будет подчинять, укрощать природу, хотя сейчас всем ясно, что надо было учить человека прежде всего дружить с природой, искать с ней более умных взаимоотношений и заботливой согласия и, может, как раз на этом пути открывать для себя саму суть жизни.

С этой точки зрения лирика Максима Рыльского была творчеством человека действительно проникновенной, которая, доверяясь здоровому своей интуиции, умела заглядывать вперед, умела смотреть на природу не только утилитарно. Разве и сегодня не стало для нас самым актуальным достигать взаимопонимания с окружающей средой, стремиться каждым нервом ощутить, что природа, которая тебя окружает,- это не мачеха, а это же твоя мать, поэтому не истощать, не грабить имеешь ее, а беречь, как свое самое дорогое, как свою колыбель, и дом, и свое будущее.

Пути становления молодой украинской литературы в первые пожовтневі годы были, как известно, обозначены сложностями, и наряду с рождением таких шедевров, как «Плуг» Павла Тычины, «Красная зима» Владимира Сосюры, «17-й патруль» Николая Бажана, произведений, ставших этапными для всей нашей поэзии, в те же годы зчинялося и немало «шума из ничего», на передний план нередко выступало крикливое псевдоноваторство, крайне необходимым считалось атаковать классику, сбрасывать Пушкина с корабля современности, модным было отдаваться деструктивным увлечением, а тот, кто и далее держался сонетов и октав, мог попасть в число отсталых, достать репутацию воспевателя эпох давно отшумевших. Поэтому надо отдать должное Рыльскому, который и при тех обстоятельствах - вместе с Николаем Зеровым, Павлом Филиповичем, Михаилом Драй-Хмарой и другими неоклассиками - хранил верность культурному наследию, лучшим традициям отечественного и мирового искусства, на протяжении лет свою творческую энергию отдавал, в частности, благородном переводческой работы, в которой всегда живет дух братства, гуманности, интернационализма.

Годы Великой Отечественной для Максима Рыльского, как и для всех писателей страны, были годами усиленной патриотической деятельности. Голос поэта приобретает новой энергии, страсти и гражданского звучания. Рядом с могучим «Я утверждаюсь» Павла Тычины, «Клятвой» Николая Бажана, «Фронт» Александра Корнейчука, рядом с пламенной публицистикой Александра Довженко и Ярослава Галана и страстной лирикой Андрея Малышко, Владимира Сосюры, Леонида Первомайского появилось «Слово о родной матери» Максима Рыльского, произведение огромной эмоциональной силы, полон поистине сыновней любви к родной земле, на то время розтерзаної врагом, но не скореної.

Горько вспоминать, какой несправедливой, просто-таки бессмысленной критике подвергся поэт в первые послевоенные годы. Однако духом он и тогда не пал. Значительными становятся его достижения в жанре поэмы. Как ученый-академик, Рыльский исследует украинский фольклор, пишет глубокие мыслями статьи о Гоголя, Герцена, Чехова, Блока, Словацкого, серию статей о Шевченко, Франко, Котляревского, Лесю Украинку, Владимира Самойленко, Бориса Гринченко.

А потом мы были свидетелями феноменального явления - имею в виду золотую творческую осень Максима Рыльского, когда из-под его пера появились увенчанные Ленинской премией «Розы и виноград», «Далекие небосхили», а вскоре и сборника «Голосеевская осень», «В тени жаворонка» и другие лирические шедевры, что, дыша самой жизнью, обращались к нам всем своим мудрым человеческим опытом, словно завещая новым поколением что-то безмерно важное:

У счастья человеческого два равных крыла: Розы и виноград, красивое и полезное.

Рыльский уславлював человека творческую, активную, человека широких духовных запросов, которая стремится культуры настоящей, не показной, и с этой точки зрения его поэзия тоже многое может сказать современникам, в частности нашей молодежи. Ведь исследователями замечено, что в нашу технизированную эпоху временем и в сферу художественную начинает врываться потребительство, примитив, то есть когда в книгах, в театре или на экране некоторые ищут только развлечений и развлечений, жизнь по-міщанськи упрощенного, которое не требовало бы усилий мысли и серьезного сопереживание, хотя для человека мыслящего литература и искусство всегда были и будут источником духовности, миром значительных идей, сильных страстей, где происходит активный поиск глубинных истин бытия, путей формирования будущей, более совершенной, действительно гармоничной личности.

Максим Рыльский прожил большую жизнь. Он слышал живой голос Николая Лысенко, Леси Украинки, душой впитывал художественную культуру Ивана Франко, Марии Заньковецкой, «художника из художников» Николая Садовского, Панаса Саксаганского; видел Украину в загравищах гражданской войны, творческим зрением постепенно постигал, как открывались перед республикой новые горизонты, вместе со своим народом пережил торжество великой исторической справедливости, когда наступил день Воссоединения украинских земель, день, о котором мечталось веками. Достойным гражданином на посту духовному был Рыльский в годы Великой Отечественной. Его работа в Уфе была исключительно результативной.

На склоне своих лет поэт, словно второй раз розквітнувши, явил нам новый творческий взлет, явил народу прощальный вспышка души - души, которая в слове мудром и прекрасном открывала подлинные глубины жизни, его философские гуманистические ценности.

Таких масштабов это человек.

Слава ему и его большой творческой работы!

1985 г.

Гончар Олесь. Чем живем. -К., 1992.-С 178-182.