Статья
ПАВЕЛ ТЫЧИНА
ФЕНОМЕН СУТОК (ВОСХОЖДЕНИЕ НА ГОЛГОФУ СЛАВЫ)
Как бы там не было, Тычина - такая же жертва сталинизации общества, как Косынка, Кулиш, Волновой, Скрипник, Зеров или Курбас. С одной разницей: их физическая смерть не означает смерти духовной. Тычина, физически жив, умер духовно, но был приневолений к существованию, как духовный мертвец, существования по ту сторону самого себя. Тычина подвергся растлевающе, нанеся этим такой вред своему таланту, которой ему не могло нанести ни одна в мире сила. Начиналась полоса дальнейшей деградации поэта, причем деградировал покойный поэт так же гениально, как когда-то писал стихи. Судьба Тычины поистине трагическая.
В истории мировой литературы, пожалуй, не найдется другого такого примера, когда бы поэт отдал половину своей жизни высокой поэзии, а половину - беспощадной борьбе со своим гениальным дарованием.
Феномен Тычины - феномен эпохи. Его судьба будет свидетельствовать о наше время не менее страшные рассказы историков: поэт жил во время, что заправил гения на роль шута. И поэт согласился на эту роль.
В условиях наступления сталинизма на всем фронте поэт спрятался от мира, от народа в резиновой тюрьмы официальной славы, заплатив за нее живой смертью. Он обрезал всякие живые контакты, заменив их вполне официальной информацией. В этих условиях поэт мог только умирать, а не расти. Свежего воздуха к нему поступало все меньше и меньше, пока поэт в Тычине не удавился от недостатка кислорода.
Поэт умер, но Шест остался жить и был должен, уже как чиновник, выполнять поэтические функции. Свет ему уже был ясен и неинтересен. Но и этим искусственным миром надо было восхищаться, пусть и через силу. Талант стал для него злейшего врага, с которым надо было постоянно бороться, чтобы не согрішити.
В страшную эпоху сталинских репрессий одних писателей расстреляли, других - сослали в концлагеря, третьих розтлили. Шест репрессировали признанием. П о-кара славой - одно из самых новых и эффективных форм борьбы с искусством.
Кто же ты, Тичино?
Без сомнения, гениальный поэт. И - гениальный шут. Живее ед живых и мертвіший мертвых.
Его трагедия отразила трагедию его родного народа. И уже поэтому он является частицей истории своего народа (« ибо то, что всем народом пережито,- оно святое, его ты уважай»).
Поэт имел право писать:
Не могу про калину я петь,
когда еще в мире - столько черноты,
когда поэтов чугунные решетки
фашистские отправляют палачи.
Потому что не в себе я, а все - на людях,
потому что все мое - вблизи или издали.
Поэтому - земля кипит, как сердце в груди,
и сердце стонет, как вся земля.
Двадцатый век заправило от художника такого характера, который способен выдерживать и понадлюдськи перегрузки. Тычина такого характера не имел. Он был слишком нежный для этого, может, самого старшего возраста. И поэтому умер живьем, где-то за десятью замками своей скрытой надежды, надеясь, что его живая смерть когда-то обернется на живое бессмертие.
Физическая смерть пришла к нему позже. Его не стало 16 сентября 1967 года. С тех пор с поэта спал обязанность - прятаться от жизни. Уверен, что перед смертью он почувствовал, чем была для него чуть ли не сорокалетняя роль. Видно, поэт был близок к пониманию как режиссуры, так и сценария, как и своей роли в этой трагикомической спектакле.
В 1965 году он записывает:
На то я лирик, чтобы запитувать,
не только холодно отозваться,
не только лозунги почитувать,
а - удивляться,
удивляться!
И Бог его знает, о чем думал поэт, когда того же года записал:
Радости и черный день -
все я с вами разделю.
Любите вы Украину -
я еще больше ее люблю.
Судьба Тычины обвиняет и предостерегает.
1971 г.
Стус Василий. Феномен суток (Восхождение на Голгофу славы).- К., 1993.- С 83, 91-92.
|
|