Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ПАВЕЛ ТЫЧИНА
ЯБЛУНЕВОЦВІТНИЙ ГЕНИЙ УКРАИНЫ

Не смотри так приветливо,

Яблуневоцвітно.

Не знаю почему, но еще с детских лет в этих строках было для меня что-то завораживающее, действием своей действительно похоже на волшебство. Поэтичность украинского языка, ее музыка и красота, мне кажется, были восстановлены здесь идеально.

Не милуй меня шелково.

Ясно-соколово...

Нет, это же волшебство!

Искать новых, еще не выявленных возможностей украинского слова, искать и находить их после Его шедевров, когда, казалось, было достигнуто уже всех поэтических вершин,- для этого должен появиться особый художник, поэт уникальных способностей. И разве не таким пришел в наше писательство Павел Тычина, чьими устами в новейшей поэзии, может, самое чувствительное рассказал себя этот полон величия и драматизма XX век?

С именем Тычины связаны в нашей литературе эпохальные открытия, он принес нам образность нового времени, поэтику, способную воспроизвести музыку космических оркестров, нежнейшую красоту человеческого чувства и грозовое, крайне наэлектризованную атмосферу созидания нового мира. Тычина для нас - певец гуманизма, певец высокого и человечного «чувство семьи единой».

Не перестают удивлять свойства его слова. В нем, будто впервые мовленому, возникают ранее не известные ритмы и видения, которые могут восприниматься как первопочатки бытия, как образ вечного движения.

Прокинувсь я - и я уже Ты:

Над мной, подо мной

Горят миры, бегут миры

Музыкальной рекой.

Жажда постижения мира и человека - не это ли составляет душу поэзии? И не этим ли объясняется такой длительный интерес автора «Солнечных кларнетов» до своего духовного предтечи, к тому странствующего украинского Сократа, имя которому - Григорий Сковорода?

Каждая поэтическая индивидуальность поэтому и индивидуальность, в чем она проявит себя самое примечательное.

Тычина - это музыка и краски, это чистота души. Так по крайней мере должен был бы воспринимать его творчество каждый, кому она открывается впервые.

Ясноглазая поэта муза с детской мудростью стремится заглянуть в глубины и праглибини сущему, все вокруг ее искренне удивляет, ведь столько жизни таит в себе значительных вещей, загадочных, ведь, если внимательнее вгледітись, вслушаться, то вообще в жизни ничего нет несущественного... «Вы знаете, как липа шелестит?» А это, оказывается, чудо, это редкость, это то, что благодаря поэту может стать для вас открытием!

«Голубизна мою душу обвіяла, душа моя солнца на мечтала, душа причастилась кротості трав...» Каким надо было обладать чутьем, эстетическим, психологическим, чтобы родное слово, едва тронутое, вдруг засияло такой красотой свежести и новизны!

Язык народа была для Тычины силой неисчерпаемо творческой. С чувствительностью дирижера улавливал он ее живые тона и мощное многоголосие, из разнообразных ее звучаний поэт добывал слаженность симфоний.

Вряд ли кому другому было под силу то, что брала на себя хрупкая муза украинского Орфея. Поэт, что словами лепестковой нежности воспевал тончайшие движения человеческой души, ее стремление к идеалу, очарованность красотой жизни, Тычина, однако, никогда не был поэтом интимных затишків, он не рисовал нам идиллий, его поэзия, виповнюючись революционной страстью, не избегала самых драматических конфликтов эпохи. Слово Тычины то с болью, то с проклятием или восторгом воспроизводило грозные диссонансы жизни, и даже тогда, когда другие «бежали в пещеры, озера, леса», его муза, пусть даже израненная, кровью облитая, мужественно и открыто выходила навстречу ураганам времени, навстречу сильным бурям и борінням эпохи:

Кто имеет право заставит человека?

Кто может ночь обратить в день?

И кто такой мудрый, чтобы сразу нас всех

Повесил за правду, единственный наш грех?

(«Курите универсалы»)

Известно, как охотно и напряженно поэт экспериментировал, пусть не все его новаторские усилия увенчивались успехом, но ведь ясно, что именно на этом пути - пути постоянных поисков, смелых випробів - могла наша поэзия надеяться на настоящие открытия.

Дух невтоленності, это он был движущей силой всех поэтических новаций Павла Тычины. Нося в себе сплошной беспокойство, поэт постоянно стремился художественных обновлений, он не мыслил себя иначе, как в роли первопроходца, в роли мастера, чьи усилия направлены на то, чтобы расширить свои поэтические плацдармы, извлечь из родного языка новое художественное качество. И читатель чувствует, как музе Тычины раз прагнеться спозирнути в неизведанное, в заобрійне, где, может, ей откроются новые поэтические миры. Свидетельством этих безнастанних експериментов художника есть большинство его книг, и в частности эта его посмертная величественная симфония «Сковорода», произведение, к которому еще не раз будет обращаться мнение исследователей.

Не все в его творчестве равноценно, с расстояния времени сейчас это видно каждому. Новаторство Павла Тычины наиболее плодотворно оказывалось там, где оно естественно вырастало из народной поэзии, из народнопісенної стихии, где его питала вся богатейшая художественная творчество украинского народа. На почве национальной поэтики как раз и формируются великие художники. Могучий дух исканий объединяет Шест с такими поэтами, как Элюар, Лорка, Незван, Хикмет, со всеми теми, кем гордится мировая поэзия нынешнего века. Автору книг «Плуг», «Ветер с Украины», как немногим, удалось в своем творчестве соединить лучшие достижения современной мировой поэзии с украинской национальной традицией, и именно в органичности этого художественного синтеза должны усматривать суть новаторства нашего славного поэта. Менялись ритмы суток, испытывала соответствии с этим изменений и поэзия Павла Тычины. Неизменной оставалась только безграничная любовь поэта к своему народу, гуманистическая сила и страсть его духовных устремлений. Появились вещи, которые поражали вместимостью своих художественных обобщений: такие произведения, как «Чувство единой семьи», «Похороны друга», как полон несокрушимой веры в народ стихотворение «Я утверждаюсь», становились общественными событиями, знамением времени. Виповідаючи глубинные чувства, поэт выстрадал свое право сказать за всех, сказать от имени целого народа:

Какая беда меня, чума косила! -

а сила снова расцвела.

Павел Григорьевич как человек был словно продолжением своей поэзии. Одаренный исключительным артистизмом, певец той яблуневоцвітності, которая, переходя из поколения в поколение, и сейчас способна волновать подрастающую молодежь, очищать и насыщать каждого, чья душа восприимчива к прекрасному.

Есть в активе Павла Григорьевича произведение особый, произведение, рядом с Шевченковским Журналом и дневниками Александра Довженко принадлежит в нашей литературе до самых выдающихся явлений этого жанра; имею в виду дневниковые записи поэта о его путешествии с капеллой Стеценко по Украине. Только что закончилась гражданская война, еще родная земля лежит в руинах, еще Украина истощена тифом, голодом, стероризована бандами, но по расчищенным путям, навстречу словно самым світанкам жизни отправляются молодые найспівучіші голоса народа, отправляются из златоверхого Киева, и среди них поэт, что способен в вдохновенном слове играть, как оживает, набирает силу душа народная, как силу руины и жестокости побеждает сила красоты, непобедимый гений человечности и добра.

Торжествует песня! Над нищетой, над блокадами, над яростью старого потребительского мира победно встает ее небесная, солнечная мощь...

Видится мне даже фильм об удивительном путешествии, когда трудовой люд, затаив дыхание, слушал капеллу на станциях, в селах и городах, слушал под открытым небом, и даже где-то стрельба в лесах не могла распугать, разогнать людей, которым открывалась самая большая красота Украины - ее песенная душа.

Кто-то назвал Шест последним поэтом Расстрелянного Возрождения, поэтом, расстрелянным пусть не физически, но морально. Трудно с этим не согласиться. В моем восприятии автор «Солнечных кларнетов» - фигура глубоко трагическая. От общения с ним осталось впечатление, что этот человек постоянно носит в себе некий неисчезающая боль, мысли, что вечно тревожат.

Однажды после какого-то заседания Павел Григорьевич приглашает меня прокатиться на склоны Днепра. Остановились где-то возле Аскольдовой могилы, вышли из машины. Вечерело. Тихо было, безлюдно. Все небо в облаках. Павел Григорьевич, как всегда внутренне напряжен, по-птичьему осторожный, к чему-то прислушивается.

Вдруг говорит:

- Слышите? Звонят...

Я взглянул вверх, в сторону Лавры - может, оттуда? Однако ничего не слышно.

- Та же звонят,- повторяет он. - Где-то там...

Взгляд его направлен на Аскольдову.

Было это еще задолго до того, как люди моего поколения узнали о бое с войсками Муравьева под Крутами и погибших в том бою киевских студентов были позже похоронены именно на Аскольдовой могиле и что прославление их молодой Тычина написал волнующие строки:

На Аскольдовой могиле

Украинский цвет! -

По кровавой по дороге

Нам идти в мир.

То, может, колокола с тех трагических лет сквозят поэту и теперь, эхом боли в ответ в его чулому сердце?

Этот поэтический реквием его после 1918 года никогда больше не печатался. Вульгарно-социологическая критика эпохи тоталитаризма сделала все, чтобы обеднить творчество Тычины, чтобы его замолчать или исказить его шедевры, окарикатурено выставляя в школе, перед школьные наивные глаза какие-то и вправду неудачные строки поэта. Видимо, никому в украинской поэзии фальсификаторы не нанесли большего вреда, как автору «Солнечных кларнетов», изымая, бесстыдно окрадаючи богатство его ранних бессмертных стихов, где увековечены золотой гомон освободительной борьбы украинского народа.

Сегодня, к счастью, поэт возвращается к читателям невредимым, незнівеченим, возвращается к нам тот, кому доступно было познать божественную красоту гармоничности мира, ощутить весь трагизм эпохи, столкновение сил светлых, творческих и черных, разрушительных в их вечном борении.

Молодой я, молодой.

Полный силы и смелости!..

Таким вечномолодым, непорочно-чистым возвращается до новых поколений наш самый чувствительный поэт, солнечный, яблуневоцвітний гений Украины.

1981 - 1991 pp.

Гончар Олесь. Чем живем: На путях украинского возрождения. - К., 1992.- С 143-147.