27 января 1891 года в с Песках на Черниговщине родился Павло Тычина,- гениальный украинский писатель, лирика которого вошла в золотую сокровищницу мировой поэзии. Его произведения дважды выдвигали на соискание Нобелевской премии, к тому же не советские, а зарубежные ценители поэзии: ассоциация английских учителей и Гарвардский университет (США).
Тычина начал печатать свои стихи и рассказы еще с 1910 года в журналах «Родной край», «Украинская хата», «Рада», «Основа». Вершинними в его творческой биографии стали сборника «Солнечные кларнеты» (1918), «Вместо сонетов и октав» и «Плуг» (1920), «В космическом оркестре» (1921), «Золотой гомон» (1922), «Ветер с Украины» (1924).
Самобытность таланта писателя заключалась в полной гармоничности внешней формы и внутреннего содержания стихов, обозначенных оригинальными музыкальными ритмами, свежестью и богатством образности, философской глубиной мыслей, колоритностью языка.
Поэт мирового масштаба, Шест не причислял себя ни к какой школе, хоть подчеркивал наличие в своем творчестве и символизма и импрессионизма, и даже футуризма и имажизма (вспомним его остро-субъективное мироощущение в «Енгармонійному», «Пастелях» и др.).
Ранний Тычина поражает тонким пониманием мира природы и различных оттенков человеческих чувств: горя, печали, боли, тоски, радости, любви, разочарования, безнадежности, счастье, восторг, удивление...
По любви я плакал, рыдал.
(Над бором облака стеной!)
Тот плач между ней, мной стал -
(Мраморной стеной...)
Художник активно входит в литературу в период украинской национальной революции. Именно тогда появляются произведения, в которых искренне и восторженно автор приветствует пробуждение и возрождение нации и которые вызвали у читателя чувство борца: «Открывайте двери, невеста идет», «Золотой гомон», «Ой что в Софийском заиграли колокола...», «Эй, ударьте в струны, кобзари» и др.
Основополагающими для творчества раннего Тычины были идеи христианской морали, глубокой человечности. Поэт-эстет и гуманист, крайне встревоженный за будущее своей нации, предчувствует трагические для родного народа дни, кровавый путь его в будущем: «по кровавой по дороге нам идти в мир» («Памяти тридцати»), «не быть никогда рая в этом кривавім края» («Скорбящая мать») и др. Идя по Евангелию, художник считал, что наибольшее зло лежит в самой природе человеческой:
Только и есть у нас враг -
Наше сердце.
Благословите, мама, искать зелье.
Искать зелье на человеческое безумие.
(«Война»)
«Князь украинской поэзии», как называли Павла Тычину поэты-современники, был всесторонне одаренным человеком. Он прекрасно играл на многих музыкальных инструментах, работал в театре Николая Садовского и «Молодом театре» Леся Курбаса, вместе с Григорием Верьовкою в начале 20-х годов основал капеллу им. Николая Леонтовича, превратив ее в хор-студию, где преподавал всемирную историю музыки, был Министром образования Украины и т.д. Музыкальная одаренность Тычины не могла не сказаться на удивительной мелодичности его творчества. Отдельные стихи положены на музыку, стали художественными шедеврами («Рощи шумят», «Вы знаете, как липа шелестит...», «Где-то на дне моего сердца» и др.).
Выдающийся украинский художник Василий Касьян говорил, что в поэзии Павла Тычины органично влилось три компоненты: слово, музыка и цвет. Для примера обратимся к поэме «Похороны друга». Начинается произведение изображением зимнего вечера в мрачных, угрожающих тонах, настраивающих читателя на соответствующий лад:
Уже грустно вечер свой цвет менял
с багрового на сизо-фиолетовый.
Я синий снег от дома отвергал
и остановился... Синий, оркестровый
донесся плач до меня...
Начиная с 30-х годов, Тычина идет на сотрудничество с властью, становится официальным поэтом коммунистической системы, «певцом партии и вождя всех народов», «чувство семьи единой». Потерю творческого «я» Тычины резко осудил Евгений Маланюк, метко заметив, что от кларнета художника «просто покрашена дудка осталась».
Лишь во время Великой Отечественной войны и в последние годы жизни снова зазвучал голос бывшего поэта-кларнетиста. Появляются такие поэтические шедевры, как «Похороны друга», «Я утверждаюсь», «Иней», «Горобинцю золотой ».
Когда Павел Тычина написал: «Поэт при ночнике пишет, а сам прожектором освещает века». Оправдались пророческие слова художника: его лучшие произведения, наполнены высокими идеалами Человечности, Добра и Гуманизма, продолжают волновать новые поколения читателей.
ГРИГОРИЙ СЕМЕНЮК 1997 г.
|
|