Степан Васильченко не раз признавался в живлющому воздействии поэзии Шевченко на формирование его мировоззрения и творчества. Только разворачивал «Кобзаря», как всю душу пронимало слово гения, начинал читать - «хватит живая волна и понесет». Он осуждал запрет празднования 100-летия со дня рождения гениального поэта-гражданина, Шевченко импульсы ощутимы в его статьях на образовательно-педагогические темы («Народная школа и родной язык на Украине», «В современной школе»), в рассказах из жизни учителей и школьной молодежи («Записки учителя», «Над Росью», «Роман», «Волшебная мельница», «В темноте», «Цыганка»), где отстаивалось право народа на родную школу.
Освободительная борьба украинцев за собственную государственность создали возможность свободно писать о значении творчества Шевченко в подъеме национального сознания великого славянского народа. В 20-е годы Васильченко написал несколько драматических этюдов на эту тему: «Проходят дни», «Под Тарасово праздник», «Кобзарь» в крестьянской избе». В феерии-миниатюре «Проходят дни» сюжетная коллизия основывается на теме отстаивания народом во времена самодержавной произвола памяти Шевченко от кощунственных нападок московских колонизаторов. Полицаи пытаются преградить путь трудящихся к дорогой могиле в Каневе. Клятвой верности великому делу национального освобождения звучат слова Девушки, обращенные к образу поэта.
Значительным вкладом в художественную Шевченкиану есть повесть «В сорняках» - первая часть задуманного, но незавершенного произведения в пяти книгах о жизненном пути гения. Знаменитые слова Шевченко «История моей жизни является частью истории моей Родины» стали для Васильченко отправным моментом в реализации замысла. Образ Тараса - одно из высочайших достижений писателя. Жизненная достоверность, психологическая убедительность, логическая мотивированность характеризуют каждый поступок крепостного сына. Рос Тарас в беспросветной нищете и лишениях, однако уже с ранних лет в его характере проявились черты, показали природную одаренность ясночубого, любознательного малыша, впоследствии подростка.
Стремление понять смысл жизни, стремление до всего дойти самостоятельно, настойчивость в достижении цели, уязвимость к горю других, восхищение мужеством народных заместителей, тяга к прекрасному в природе, человеке, песни, живописи выделяют Тараса среди ровесников. Пение кобзаря смутил его душу. Парень увидел, как печальный речитатив народной думы о разрушении москалями Запорожской Сечи и закрепощения свободного люда на глазах менял настроение слушателей. Будто аж шапки поднимались на головах мужчин и пламенем мести загорались крепостные глаза. Хотя не все понимал с пения бандуриста, однако и сам переживал нечто волнующе-горячее. Беспокойство подростка оказывается в остром взгляде, в ночных представлениях о пожаре господских палат, наивной мести обидчикам, что ассоциативно возникали за колючими сорняками.
Васильченко показывает, что художественное дарование Тараса крепло в живлющому среде народных обрядов и обычаев, набиралось сил от волшебных песен. Талант парня шлифуется в волнах искренних, сердечных мелодий песен, в образном мире народных баллад. Хоть произведение остался незаконченным, хотя в повести речь идет только о детстве будущего поэта и борца, однако читатель верит в большое будущее крепостного сына. Такая впечатляющая перспективная сила образа, созданного писателем.
Повесть «В сорняках» стала одним из первых выдающихся достижений историко-биографической прозы, выдающимся вкладом Васильченко в национальную Шевченкиану.
ХРОПКО ПЕТР 1997 г.
|
|