Хрестоматийная «Чайка» Степана Васильченко, читанная еще в детстве. Читанная, конечно, не одними только глазами, но и сознанием, потому что в сознании многих и обращена - своим содержанием, образами, пластической силой стилистических средств, неповторимой тональностью. Именно тональностью, потому что в этом произведении она, не теряя авторской самобытности, в то же время имеет другие корни, углубленное в народную психику, эмоциональный строй. И, естественно, эта тональность максимально близка к той атмосферы, которая характерна для народнопісенної творчества, старинных дум, притч, причитаний,- то есть к формам художественного творчества, где спонтанная крестьянская сознание выразилось с непревзойденным природным артистизмом.
«По садам ветры носятся, а над садами сияет небо осеннее. Маленькую хату оступили кругом высокие ясени. С ясеней приходит сухой лист на трухлую солому, падает на землю на увядшие петушки, серьгами цепляется в сорняках. Сквозь сорняки мигает низенькое окошко, голубизной рисованное, в окошко кусок белой стены видно в доме...»
Тогда, в тот тяжелый послевоенный период, непостижимая магия этих поэтических строк помогала постичь не только красоту классической украинской литературы, но и способствовала постижению и познанию окружающего мира. Эта магия также формировала сознание, завораживала ее - такая, кажется, простая, доступная и понятная. Так много времени прошло, так много прекрасных книг было прочитано, что, вероятно, под их горой неизбежно должны были бы исчезнуть, бесследно пропасть эти васильченківські строки из «Чайки»,- но почему-то не исчезли, не пропали, волшебной мелодией звучали постоянно в сознании.
Звучали даже тогда, когда задумывался над творчеством других писателей, когда хлопотал совсем не литературными заботами. И теперь, размышляя над этим нехитрым феноменом, дошукуючись причины, прихожу к выводу, что эти строки из «Чайки», как и другие рассказы писателя, имели влияние не только на мое сознание, но и на дальнейшее творчество. Теперь, с определенного отрезка жизненной дистанции, чувствуя на себе это влияние, думаю: хорошо это или плохо? Ведь мы попадаем под влияние, так сказать, не по своей доброй воле, подвергаемся воздействию больше подсознательно. И не выбираем того, кто бы на нас влиял...
Какой многострадальный образ матери Чайчихи создано в этом рассказе! Это образ народа, который так много испытал эксплуатации в дореволюционную эпоху порабощения и рабства, но горячо осознает необходимость классовых и социальных изменений, во имя которых способен на самые большие жертвы. И не только осознает, но и активно, мужественно выступает за такие изменения. Чайчиха - из крестьянской гущи, с ее недовольного бедняцкого водоворота, она - живое воплощение изначального материнского боли, но одновременно - она и выражения ясной веры в общественную гармонию будущего.
Манера повествования - словно дыхание думы или сказки:
«Было у матери их, сыновей, трое. Максим - старший, Петр - средний, третий - тот Андрюша бесталанный. Четвертая дочь - Маруся».
Лапидарен, экспрессивный стиль, который нигде не сбивается на литературную зумисність или нарочитости. Свободное, как поток человеческой жизни, монтажа эпизодов, которые в своей совокупности создают не так мозаичную, как масштабную картину в бурную эпоху классового расслоения, социальных сдвигов и революционных бурь. Сюжет рассказа - то жизнь матери в тесной совокупности с ее семейными радостями и горюваннями, и оно, жизнь Чайчихи, является красноречивой деталью из океана жизни народного. Каким талантом надо было обладать, чтобы на незначительной площади короткого произведения суметь нарисовать эпоху так весьма разнообразно и выпукло, так убедительно и художественно достоверно,- и сложная эпоха отзывается сейчас к нам гулом революционного потрясения, что нарастает и нарастает, ища справедливого социального выхода, продиктованного неумолимой логикой истории.
Три сына в Чайчихи, и судьба у них - общая. Ибо, ступив на путь революционной борьбы, будучи мужественными и не предавая своих идеалов на этом пути, все они должны пройти сквозь пытки и издевательства царских прихвостней, все они своей горячей кровью (собственно, материнской кровью) должны заплатить за эту свою верность, чистоту и незрадливість.
Сыновья матери Чайчихи были предтечей нового дня.
Впечатляют заключительные эпизоды рассказа. Мать, которая ездила по разным городам из тюрьмы в тюрьму, чтобы навестить своих сыновей, добирается, наконец, до Максима - старшего. С камеры из-за решетки заключенные видят женщину, которая «и вчера целый день сидела, и сегодня сидит» напротив тюрьмы. Максим, который лежал на нарах, которому снилась «хата под ясенями», услышал разговор товарищей о ту загадочную женщину, протолкался к решетке.
Вот так и состоялась их драматическая встреча.
«Крикнул на всю грудь:
- Мама!..
Все бросились ед.
- Мама Ковалихо!
Женщина на пути здригнула, приподняла голову, повела глазами по окнам. Увидела, вскочила, бежит к стене. Путается с торбами, руки вверх поднимает, как крылья, словно к решетке летите срывается. Что-то говорит - не слышно...
...Упала лицом на путь, аж рубашка блеснула. Полились мешка посыпалось из саков: хлебец, полотняная рубашка, несколько груш...»
Заключительный аккорд повествования - мажорный. Произведение по праву венчают шевченковские строки:
И будет правда на земле..
Должна быть, потому что солнце станет
И оскверненну землю сожжет.
Несхитна вера Чайчихи и ее сыновей в солнечную неизбежность этой правды - праздники.
«Чайка» Степана Васильченко всегда вызывала мысли, будила эмоции. Не зоставляє это произведение равнодушным наши сердца и сейчас, не оставит и завтра.
1983 г.
Гуцало Евгений. Иметь Чайчиха и ее дети//Мастер поэтической прозы Степан Васильченко. - К., 1983.- С 130-133.
|
|