Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

СТЕПАН ВАСИЛЬЧЕНКО
УЧИТЕЛЬ ИЗ ИЧНИ

В когорте мастеров украинской классической новеллистики Степан Васильченко занимает видное место. Его творчество вот уже много лет пользуется неизменной любовью. Для людей моего поколения с детства знакомо имя этого писателя. Рассказ «Мужицкая арихметика», «Талант», «Цыганка», «Осенний эскиз» встречались нам еще в школьных хрестоматиях, читанках. Отдельные места из его произведений учительница читала наизусть в классе, и в ее устах слово писателя приобретало особой сердечности, захватывая своей какой-то действительно волшебной силой. Широко известная пьеса из народной жизни «На первые шишки», эта вещь так и яскрить юмором, согретая мягким лиризмом, благодаря чему долгое время входила в репертуар школьных и сельских драмгуртків. А повесть «В сорняках» о детстве Тараса, бесспорно, принадлежит к лучшим произведениям нашей художественной Шевченкианы.

Слово Степана Васильченко не устарело, и это свидетельствует о многом. Чем же привлекает нас творчество этого писателя? Благодаря чему и в настоящее время оно сохраняет свою первоначальную свежесть, живет и естественно входит в наше сознание, обогащая душу высоким и прекрасным наравне с лучшими произведениями русской и украинской классики?

Думаю, что проза Степана Васильченко находит путь к сердцам читателей прежде всего потому, что она правдивая и поэтичная, согретая чувством уважения к человеческой личности, пусть даже это будет всего-навсего бездомный мальчишка прижился в тюрьме, «пацанок» из одноименной новеллы или герой нескольких рассказов неудачник-учитель - затравленная, забитая существо, что отразила в себе всю бесправность дореволюционной школы на Украине. Талант мужества и талант сострадания, без которых не бывает настоящего писателя, в высшей степени был присущ этому человеку, проявляясь и в творчестве, и в жизненных поступках.

Отдав много лет учителюванню, Васильченко охотнее всего писал о школе и для школы. Но хоть говорится о писателя-педагога, его произведениям совершенно чужие нравоучения, поучительный тон - перед нами настоящий художник, который вполне доверяет убедительной силе образа. Знаток народной души, Васильченко открывает в ней все новые качества, восхищается трудолюбием, высокой нравственной силой, яркой талантливостью своего народа, которая с особой красотой проявляется в детях - смышленых, веселых, озорных героях писателя.

Поэзия рассказов Степана Васильченко - в их человечности. Сжаты, эмоционально наполнены, они отличаются теплотой, душевной интонацией, тонким психологизмом, внутренней деликатностью и совісністю - словом, теми качествами, которые так трогают нас, скажем, в художественной прозе Антона Павловича Чехова.

Мастерство Степана Васильченко не нуждалась внешних эффектов. Он был чувствителен и к музыке слова, постоянно совершенствовал свой литературный стиль, обогащая его народной образностью и песенной ритмикой, и все же главной его заботой оставалось стремление к предельной жизненной правды.

Сквозь все испытания судьбы писатель проносит веру в лучшее будущее. Сюжеты его рассказов могут быть трагические, печальные картины, но и тогда души героев несут в себе свет надежды, будто ложится на них отблеск утренней зари.

Поэзия отрочества, чистота детской души, ее светлые мечты, фантазии, страсти, что только зарождаются,- это, пожалуй, самые любимые мотивы творчества Степана Васильченко. До него мало кому из наших прозаиков везло так проникновенно заглянуть в мир детской психологии, с такой чуткостью, деликатностью, нежностью прикоснуться к самого заветного в ней, иногда с грустью, а иногда с мудрой улыбкой, с мягким юмором передать радости и печали юной души, бурные страсти маленького человека, в капризах, проказах и шалостях которой выражается глубоко пережитая ответ на обиды и огорчения.

Герои Степана Васильченко бывают несчастливы, однако по и и не ущербные и лучшим из них знакома красота мужества дружбы, товарищества, они способны защитить слабейшего, не унизить свое достоинство - это люди здоровой народной морали.

Профессиональный педагог, патриот и гуманист, Степан Васильченко может быть олицетворением того, что мы вкладываем в понятие народный учитель. Неугасающий интерес современных читателей, особенно учителей, школьников, молодежи, к его произведений объясняется, вероятно, тем, что в лице этого писателя соединились проникновенный лирик, остроумный художник и опытный педагог-воспитатель, способный ненавязчиво, с неизменной доброжелательностью и тактичностью сказать юному читателю нужно правильное слово в начале его жизненного пути. Благородство, интеллигентность, преданность обязательные - все было в Васильченко, все это он, человек передовых демократических убеждений, что самоотверженно трудилась во имя духовного развития своего народа, пронес сквозь годы и десятилетия. И еще было в нем какое-то по-юношески обостренное чувство прекрасного и тот врожденный оптимизм, жизнерадостность прочной народной натуры, которые предоставляли светлого, утвердительного характера даже тем его произведениям, в которых отразились мрачные картины прошлого.

1979 г.

Гончар Олесь. Писательские раздумья.- К., 1980.- С 81-83.