Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Архип Тесленко
ИЗ КОРНЯ НАРОДНОГО

Худощавое лицо с большим лбом, что вверху немного прикрыт прядью темных волос. Широко расставленные глубокие глаза, в которых задумчивость, ум и немного сумму переплелись с открытой добротой. Пушистые усы над бритым подбородком, словно два птичьи крылья перед взмахом, спустились концами вниз. А одежда якнайскромніший - черная рубашка со стоячим воротничком, застегнутым сбоку, поверх какой-то шкарубкий пиджачок-сермяга.

Что-то аскетично-бідацьке и в то же время симпатично-искреннее и мудрое затаилось в портрете, известном нами еще с детских, ученических лет.

Архип Тесленко... Среди создателей дореволюционной украинской прозы, кажется, это была одна из самых трагических фигур. Судьба этого человека словно впитала все беды и несчастья, которые переживала талантливая творческая интеллигенция в условиях самодержавия в начале двадцатого века.

Архип Ефимович Тесленко родился 2 марта 1882 года в небольшом селе Харківцях Лохвицкого уезда на Полтавщине в многодетной бедной крестьянской семье. Отец будущего писателя, кроме хлебопашества нищего, чтобы заработать еще какую-то дополнительную копейку на содержание семьи и помочь землякам, писал крестьянам различные жалобы и «прошения», был эдаким народным адвокатом, защитником, защитником бідарів. Архипова мать ходила на поденщину. Но все же уберечь своих детей от голода и нищеты Тесленки не могли, их малыши умирали один за одним. И из десяти выжило только двое.

Поэтому страдания трудового человека в условиях социального, классового неравенства общества наблюдательный парень видел уже с самого раннего детства, и все то, понятно, формировало в определенном направлении сознание жадного до знаний подростка.

Но учиться Архип смог только с десятилетнего возраста, когда родители, собравшись со своими скромными возможностями, отдали сына в церковноприходской школе, а затем в Харьковской церковновчительської школы, после окончания которой можно было учительствовать в начальных классах.

На то время у школьника уже проснулось желание докапываться до первооснов всех жизненных явлений, искать ответы на то невситиме вопрос - почему? Почему один человек, родившись по всем законам природы, как и другие, проходит сквозь жизнь, согретая и облученная солнцем, вторая же, хоть как искренне и усердно работает, как спину гнет, а все прозябает где-то в затененном месте.. Почему кто, сколько и сил становится, обречен грудью переть плуг, потом сеять и жать, а какой-то білокостий голубокровець только и знает, что купается в роскоши, как вареник в масле... И когда придет конец такому порядку в мире?..

Те слишком взрослые рассуждения и интерес юноши, то свободомыслие все больше настораживали попа Андриевского, и он вскоре все сделал, чтобы лишить Тесленко возможности продолжать обучение.

Оказавшись вне школы, Архип батрачил, а в свободные минуты занимался самообразованием, собирался все же держать экзамен на звание народного учителя. И жизнь готовила на жизненном пути будущего писателя непреодолимые барьеры.

Тесленко устраивается писарем в волостном управлении, работает у нотариуса, в конце переквалифицируется на телеграфиста.

А тяга к творчеству все больше захватывает его, и он пишет стихи, этнографические очерки, пьесы, рассказы, в которых правдиво и честно отражает то, что видит,- социальное неравенство, эксплуатацию человека человеком, бедность и нищета одних и роскошь других.

Но в той раннем творчестве писателя еще только робко звучат мотивы борьбы с социальным злом. Лишь позже, накануне революции 1905 года в России, Архип Тесленко создает первые реалистические рассказы - «Хуторяночка», «За пашпортом», «Мать», в которых начинают проявляться те привлекательные черты прозаика, потом поставили его имя в ряд лучших художников тогдашней Украины.

Вполне понятно, что мимо молодого писателя не могла пройти первая русская революция 1905 года. Проживая в то время в родном селе Харківцях, Архип Тесленко активно включился в пропагандистскую работу, принимал участие в политических беспорядках, происходивших на Полтавщине.

После поражения революции, скрываясь от преследований царской власти на правах «безпашпортного перебежчика» в Киеве, Архипу Тесленку все же везет в газете «Общественное мнение» и журнале «Нова громада», которые редактировал Борис Гринченко, опубликовать ряд произведений острого политического направления, в частности сатирические рассказы «Радость», «Любовь к ближнему», «У схимника», «Школьник».

И все же убежать от того двуглавого орла с растопыренными когтями, стал символом-гербом царской империи, Тесленко не удалось: осенью 1906 года его арестовывают, два лета и две зимы таскают по тюрьмам и только потом тяжелым этапным путем отправляют в ссылку в Вятской губернии.

А в то время на родине писателя готовился новый политический процесс, и Тесленко снова возвращают обратно в Лубны. И хотя его признали невиновным в этом деле, однако отправили обратно на реку Каму отбывать ранее присужденное ссылки. Снова этап, издевательства конвойных, болезнь тифом, трудное выздоровление и дальнейшая путь невольника. Когда же Тесленко под стражей прибыл на место наказания, на следующий день срок ссылки кончился.

Вернулся Архип Тесленко домой уже тяжело больным. Старая мать бросается спасать его. И через год сам умирает, о чем прозаик рассказал в трогательном рассказе «Нет мамы».

Те неполные два года, что осталось ему жить (сердце Архипа Ефимовича перестало биться 28 июня 1911 года), были настоящим творческим подвигом этого исключительно талантливого человека, которая успела написать целый ряд прекрасных художественных полотен: «Страчене жизни», «Погоняй до ямы!», «Свой брат», «В тюрьме», «Что бы с меня было?» и др., в которых создал привлекательный образ сельского революционера, показал пробуждение сознания крестьян-бедняков, вызревание их протеста против социальной и национальной несправедливости.

Есть книги, которые читаются и перечитываются ради отдыха, эстетического наслаждения или любование изысканностью стиля, акварельной игрой слова.

Созданное Архипом Тесленком не принадлежит к этой категории литературы. Его повести и рассказы воспринимаются людьми чаще всего раз на весь век, так они жгут душу суровой, жесткой, ничуть не украшенной правдой жизни, такой неизгладимый след оставляют в читательском сердце, что уже не забываются никогда. Если пользоваться терминологией живописи или прикладного художественного искусства, можно было бы сказать, что картины свои щемящие Архип Тесленко выжигал огнем страдания по найміцнішому дереву рукой сильной и решительной.

Именно поэтому и рассказ о страчене жизни, и повествования о те страшные шаги смельчака до ямы, и реквіємні слова прощания с матерью - все то, прочитанное человеком еще в школьные годы, поселяется в сознании где-то рядом с совестью, совестью, и раз за разом будит в душе то невситиме вопрос - почему? - какое еще с детства волновал Тесленко, и он теперь честно и правдиво отвечал на него.

То был голос человека, в которой монархическая жестокая власть после революции 1905 года забрала, кажется, все до остатка. Но писатель и в условиях произвольного террора оставался верен идеалам революционного демократа, поднимался и дальше к высотам социально-классового мышления, сближаясь в своих устремлениях с найдалекогляднішими мыслителями эпохи.

Характер кремінно-цельный, бесстрашный борец, художник беспощадно-реалистического письма,- таким видится нам Архип Тесленко сквозь дымку десятилетий, которые отделяют нашу современность от его времени.

1982 г.

Дрофань Анатолий. Из корня народного//Рад. освіта.- 1982.- 5 марта.