Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Архип Тесленко
СВОЕОБРАЗИЕ СТИЛЯ АРХИПА ТЕСЛЕНКО

Сергей Ефремов считал, что Архип Тесленко является лучшим типом «литературного самородка» в украинском писательстве. Таких одаренных от природы людей наш народ выдвигал немало, свидетельством чему должны быть неизвестные авторы фольклорных шедевров, легендарная Маруся Чурай, создатель знаменитой песни «ехал казак за Дунай» Семен Климовский и другие. Правда, нужно признать, что в последние века, когда собственно литературное творчество стала определять лицо искусства слова, людям, которые не имели основательного образования, трудно было, за отдельными исключениями, дойти до уровня высокого совершенства. В этой связи Ефремов вспоминал Зинько Сиваша с «крестьянской» дилогии Бориса Гринченко. Действительно, что-то объединяет автора «Казненного жизни» с литературным героем. Это что-то оказывалось в «Тесленковому искании чистого, хорошего, идейного жизни среди бешеной действительности», которая грубо ломала талант человека из народа.

Жизненная судьба Тесленко предопределила характер его прозы - искренней, эмоционально взволнованной, задушевной, простой, как сама правда, истинной, как неокрашенное жизни украинского крестьянства в начале нашего века, как саможертовні соревнования народных интеллигентов в поисках справедливости.

Одной из существенных особенностей прозы Тесленко есть внятное определение авторской позиции в художественном моделировании общественных настроений, в проявлении симпатий и антипатий в оценках сложной, противоречивой действительности начала века. Писателя и его рассказчика в произведениях Тесленко трудно различить; здесь молодой, демократически настроенный крестьянин, который своей жизненной судьбой близок к самому автору, не просто воспринимает исповеди героев, но и активно вмешивается в разговор, проявляет свою заинтересованность в изображаемому.

Тесленко органично перенес вещание полтавского крестьянина в свое творчество, и этим он очень близок к Василия Стефаника, который щедро черпал из покутского диалекта. Бросаются в глаза локальный характер художественной лексики, своеобразная метафоричность, основанная на особенностях крестьянского мышления. Неповторимым является и поэтический синтаксис языка писателя: прерывистое, взволнованное речи персонажей, как и аналогично выписана повествование, которое ведется от первого лица, придают стилю произведений чрезвычайной экспрессивности.

Тесленко принадлежит к писателям, которые показали художественное обновление украинской литературы, суголосне тенденциям развития всего европейского искусства слова в новейшие времена.

ХРОПКО ПЕТР
1997 г.