в 1906 году поэт виладив свою первую сборку, которую выпустил в Петербурге, учитывая более легкую цензуру, в январе 1907 p., под заголовком, взятым из одного из своих стихотворений: «С печалью радость обнялась». Почти не дебютировав своими ранними произведениями, он и до этой сборки не допустил ничего из своих первых и недозрелых проб. Сам приближаясь уже до третьего десятка лет, поэт сразу дал себя познать гражданству в полной красе и дозрілости своего таланта, без оскомины каких-нибудь кислых и Горьких литературных упражнений. Только четыре стихотворения 1903 г. находим в его первой книге: действительно еще только «приличні», но без познак выдающегося таланта. И уже поэзии следующего года, в числе более двадцати включены в сеи книги, дали несколько прекрасных образцы ее чистой лирики. Произведения 1905 и 1906 годов принесли их еще больше. На полную сотню стихов первого сборника было очень мало неудачливый, зато несколько таких, которые сразу стали украшением украинского слова, были изучены наизусть, положении на ноты, стали любимыми высказываниями настроений, надежд, сожалений и молитв. Поэт пришел в удобное время со своей первой книгой как представитель молодого поколения, пережив вместе со своей общиной си памятные годы, когда впервые после долгих, бесконечных веках захитались стены каторжной «тюрьме народов», долетели покрики воли через его зарешеченные окна и поехали знамена восставшего народа. Его «Печаль и радость» была овеяна симы первыми повівами разбуженного жизни, и с единодушным ентузіязмом принято ее общественностю - а больше всего сею же молодежью, от которой по длинной, скучной перерыве зароїлось снова в украинской хате.
С молодецким ентузіязмом возвращаясь к своему слову, к своей, до сих пор не признанной національности, ся молодежь с особым утешением приветствовала поэта, который давал выражение ее настроениям, бросал между ней слова, которых она ждала от своего писательства. Десять лет позже вспоминая выход своей первой книги, поэт метко охарактеризовал ее влияние:
И меня любила девушка-школьница,
И жила я в сердце юноши...
И плыла я свободно, как на небе облачко,
Тихая и неунывающая, нежная и легкая.
Украина получила поэта-лирика, которого выглядела со времен Шевченко. Кое-что в поэзии Олеся продолжало Щеголева, несколько Самойленко - его близких земляков. Но то, что принесла уже первая книга Олеся, было, без сомнения, больше, сильнійше, суцільнійше и лучше соответствовало новым настроениям возрождения. Он действительно стал поэтом его и того нового молодого поколения, которое с ним вступало в жизнь - с теми бодрыми, полными надежд настроениями, которые звучали в поэзии Олеся. Но заодно он приносил несколько и такое, что становилось вечным и бессмертным национальным достоянием на все времена.
Олесь прожил свои детские и юношеские годы на грани старой Гетманщины и Слобожанщины, на верхней Суле, недалеко м. Билополя, в тогдашним Лебединськім уезде Харьковщины. Его дед по матери арендовал большой помещичье имение в селе Верхосулі, на северным края украинской степи, и здесь прожил свои молодые лета Олесь. В хорошей посвящении матери своей второй книги он назвал себя воспитанником степи и действительно им был. Детства «сделавшись родным братом ветра, пространства и трав», «он бросал скучную работу и в зеленый степь убегал» - пропадал в нем целые дни на своем коньке, впопыхах гоняясь по степным ветром - сам прозиваний ветром в семье си вечные бегства. На лоне сего зеленого степи познал он невичерпану красоту природы Украины и под наплывом ее вражінь стал ее поэтом на всю жизнь: «Не вынес счастье-муки, и зазвенели в сердце звуки, и розітнувсь мой первой пение».
Сия поэзия степи обвила своей красотой его первые книги, а свой найповнійший нашла выражение в его поэме «Ежегодно», начатой еще в 1904 г., но докінченій только шесть лет пізнійше - настоящий, неубиваемой прелести нашего писательства. Любовь ветра к весне, воспетая в ней в очень красивой и оригинальной, полностью модернизированной форме, была выражением юношеских настроений поэта, взлелеянный восточно-украинской природой и наполненных нежными бликами ее кроткой красоты.
В семь, собственно, молодой поэт подходил к своего старшего земляка, которого я выше упомянул - Якова Щеголева, что, хоть с меньшими поэтическими средствами, тоже умел отдать кое-что из степного роздола Восточной Украины, его красоты и поэзии, и до второго, к сожалению, сломанного судьбой поэта украинской степи - Ивана Манжуры.
Но почуттє красоты в Олеся далеко тоньше и богаче мотивами и відчуваннями. Сердечные настроения, с которыми сплетаются и переливаются впечатления природы, неизмеримо ніжнійші и ріжнороднійші. Форма, в которой вылиты си лирические настроения, значительно артистичнійша, тоньше и музикальнійша.
После бесподобно-красивых, но только сиюминутных настроений, навеянных природой у Шевченко, по нескольких роскошных, но тоже только жидких образах природы у Кулиша («Голубое небо, как дуговидное море...») - впервые в Олеся природа Восточной Украины получила своего влюбленного певца, которого ей не хватало.
В поэзии сердца, что неразлучно спливається с поэзией природы и занимает такое большое место в первых сборниках и я, он является мастером полутонов. Сердечные прочувствованы пня лежат в одной плоскости с відчуваннями природы. В них очень мало эротизма, очень редко выступает пожадливе почуттє, совсем чужое удовлетворено раюваннє. «Печаль и радость», навеянные ими, одинаково ясные и блаженны. Найчастійше поэт и здесь любуется в красоте, а собственно, в своих відчуваннях ее, в тонких вибрациях симпатии и ее эстетического наслаждения в своей душе, совершенно аналогичных а впечатлениями доохрестної природы. Он не анализирует конечно своего чувства, не ищет даже ярких и сильных выражений для него, довольствуясь легкими намеками и очертаниями. «Высказанная мысль есть ложь» - этот афоризм одного из великих лириков чувствуется в душевной лирике Олеся. Он не сверяет свое чутье слову до конца, не полагаясь на его тона - даже под собственной рукой.
В дальнейших годах (1911 -1913) он постарался углубить мотивы и настроения, которые его занимали, в ряде коротких драматических поэм - «Над Днепром», «Трагедия сердца», «Тихого вечера», «Осень», «При свете костра». Характеристическое и здесь тесное об'єднаннє поэзии природы с поэзией сердца. Оно выступает особенно ярко в прекрасным лирическом либретто «Над Днепром», написанім для несбывшейся оперы, и в хорошем настройовім образку «Осень». Оба якнайтіснійше вяжутся с поэмой витра в «Ежегодно», только чуть передвигая поэтический нерв от образов природы к настроениям сердца.
«Над Днепром» превосходно сплетает розбудженнє старой любви под весенним дыханием весны с розбудженнєм старого Днепра и его волн и превращает образ природы в символику народнего освобождения.
В другом образе трагический осенний финал летней любови еле зазначуеться на фоне осеннего заката.
Прекрасные настроению места приходят также в иньших образках с едва зарисованою трагедией любви, ее роздвоєннєм, розщепленнєм вечно голодного чувство, органически неспособного быть успокоенным и уравновешенным - осужденного на вечное шуканнє и тоску по красоте.
Тонкие, неуловимые настолько, что их в основном нельзя вырвать из цілости, даже чтобы процитировать, си слегка указанные настройові образки устраняются и рассеиваются от прикосновения анализа, как те нежные цветы, что не сносят ничего плотного и облетают даже под любящей рукой.
Так и это может быть характеристичной чертой поэзии такого чувства, что она не собирается в кристаллизируются программные афоризмы, а разливается едва сходной аналізови субстанцией в творчества поэта.
* * *
Но поэт не захотел ограничиться сферой субъективных поэтических настроений. Не то было время - и не из тех был поэт.
Выступая в предреволюционной атмосфере в рядах молодежи и вместе с ней ощущая всем своим естеством приливы и отливы революционной энергии, поэт сознательно хотел отдать свое слово в службу революционному возрождению своего народа. «О слово! Будь моим мечом!»,- пишет он в одной поэзии 1907 г.- года памятного погрома конституционных надежд гражданства, после позорного взлом царским режимом всех данных им предначертаний. Си слова «Будь моим мечом» Олесь хотел поставить и заголовком своей второй книги, которая содержала поэзии 1907 и 1908 г., в которых особенно сильно отражались си общественные настроения. Но в тогдашних цензурных условиях такой заголовок был невозможен.
Да и в тесных цензурных тисках поэт умел найти необыкновенно глубокий и искренний выражение и революционном ентузіязмови, и палящем гнівови на предателей, и докорови инертной и равнодушной массе. Его «Три менты» прозвучали как боевой розказ среди напряженной тишины. Бесподобный стих - «Какая красота: возрождение страны!» - проспіваний был с поэтом всем гражданством, как песня поб. Но частійш, чем си радостные песни, выливались у него грустные сожаления и упреки в адрес и неформального окружения, и того народа, что в подавляющем большинстве только «стоял и безмолствував» - недостижимый поетовим призванию. Во второй половине уже цитированной поэзии по случаю десятилетия первого сборника читаем печальные наблюдения о ее вторую - гражданскую, революционную песню:
Крика ран смертельных не услышат уши
Свободных в собственном рабстве и позоре рабов,
Глаза их не вглядять крыльев святого духа,
Что над ними веял и рыдал без слов.
Трагедии революционного предводителя и массы-толпы с ее инерцией и вульгарным скептицизмом или так называемым • здравым умом», глубоко почувствовав ее в тогдашних отношениях, поэт превосходно умел играть в своей драматической поэме «По дороге в сказку», самым крупным и, пожалуй, чуть ли не лучшим своим произведении, написанім г. 1912.
В символічнім образе поиски тропы в глухім лесу он умел прозрачно и сильно представить тяжкий путь пророческого духа. Недостаток понимания для его идеального порыва в ограниченной, подавленной горем толпы; ее переходы к вере и обожания вождя под его самопевним зову; короткий революционный патос и внезапный упадок при первых проявлениях слабости и колебания в «учителя» - преданные необыкновенно резко и отчетливо в трех актах-ситуациях этой поэмы-феерии. Оригинальная форма - почти везде в массовых сценах, очень красиво приладжена к ее задач. К сожалению, до сих пор она не діждалась соответствующего выдворении на сцене.
Несколько лет пізнійше, в первых днях великой революции поэт еще раз вернулся к этой теме, что, видимо, глубоко его занимала,- в хорошей поэзии «Лебедь»:
На болоте спала стая лебединая.
Вечная ночь чернела, и стоял туман..
. Спало все вокруг, только белый лебедь
Тихо-тихо сходил кровью своих ран...
1923 г.
Грушевский Михаил. Поэзия Олеся // Украинское слово: Крестом, укр. литературы и лит. критики / Сост. Василий Яременко, Евгений Федоренко.-К., 1994.-Т. 1.--С, 259-293.
|
|