Вороной знал европейскую литературу. Знакомство с иностранными литературой тех времен среди украинских писателей было такой же редкостью, как и знания иностранных языков (конечно, мы не говорим здесь о писателях зарубежной Украины); но и те, кто был вооружен этим, не всегда отваживались откровенно признать несомненный факт рождения городского интеллигентного читателя и просто к этому читателя обращаться. Приглашая молодых писателей принять участие в альманахові, что он задумал, «который бы содержанием и видом хотя бы отчасти мог приблизиться к новійших течений и направлений в современных литературах европейских», высказывал пожелание получить произведения «хоть с маленькой ціхою оригинальности, с независимой свободной идеей, с современным содержанием... где бы было хоть немножко философии, где бы хоть клочок сиял того далекого голубого неба, от веков манит нас своей недосягаемой красотой, своей незглибною таинством».
При этом здесь же подчеркивалось, что «эстетический сторону произведений должно быть обращено наибольшее внимание». Кроме этой печатной воззвания, тогда же он разослал письма многих выдающихся представителей украинской литературы старшего поколения, где мысли, которые выражались в печатном письме, приобретают уточнения. Провозглашается лозунг чистого искусства («свободная и чистая штука, настоящая душистая поэзия»), без тенденции и морали, искусства, что идет путем, который проложили крупнейшие художники Европы (называются имена Метерлинка, Гауптмана, Ибсена, Тетмаера, а также Эдгара По, Бодлера, Верлена и Малларме - последних трех с оговоркой). Объявляется война народническом шаблона, поэзии-катеринке, что «перепевает старые взбитые пение...» Слово-образа в творчестве Вороного принадлежит второстепенная роль. Первостепенную занимает «музыка». Относительно того, как протекает у поэта его творческий процесс, то мы имеем признание его самого. «Я начал писать,- говорит он,- из такого же побуждения, с которого люди начинают петь. Вот чувствую себе какой-то мечтательный настрой и какую-то ритмичную розгойданість, причем отчетливо чувствую, что все что-то звенит. Что напишу, не знаю, ибо в голове проносятся какие-то обрывки образов и мелькают, объединяясь в выражения, отдельные слова - в основном это одно или два-три слова, но старейшины, милые, что кажутся очень хорошими (красивыми). Это начало, основа, к которой начнут цепляться другие слова, и т. д. Самое важное, чтобы во все зазвенело - тогда, хочется составлять и идет легко. Получается, что я начинал не так от образа, как от звука. И, действительно, мелос, сначала примитивный, далее технически все более затруднен, был источником моей песни-стихотворения».
Забота о музыкальность не ограничивается в него одной метрической стороной. Хронологию его отдельных стихотворных пьес мы не всегда знаем; как видно, он не сразу стал обращать внимание на «звукопис», но среди его стихов мы могли бы отыскать немало образцов точного употребления аллитераций, подібнозвуччя гласных, внутренних рифм и др. Здесь, не позволяя себе специфических фокусов, вроде тех, к которым обращался Бальмонт, поэту везет давать то, чего, конечно, он не может дать лишь словами,- живописность, почти конкретность слухового впечатления.
Разнообразие звучания достигается в Вороного, между прочим, и большой заботой о разнообразии строфічної строения. В этой области, отчасти с помощью иноязычных образцов (российских, а также и Верлена), он особенно изобретателен. Для него не характерна страсть к одному любому метра; он любит разнообразные строфы. Рядом с чотиривіршовими мы найдем строфы из двух, шести и восьми стихов и т. д.- вообще с системой рифмовки, к нему не употребляемой в украинской поэзии.
1929 г.
Белецкий Александр. Собр. трудов: В 5 т.- К., 1965.- Т. 2.- С 603-620.
|
|