|
Слышу их, все те нити, которые рвутся между их сердцем и селом, и мне рвутся, слышу их боль и муку... Стефаник
Цепляйся за кручу, как терн колючий,
цепляйся за небо, как яблони цвет.
Потому что уже одолонився беспредел чужинний.
Потому что уже чужак кий ощирився край.
Пращай, украина, моя Украина,
Чужая Украина, навеки прощай. Стус
Цель занятия: ознакомление студентов с миром боли и любви в новелле "Каменный крест"; формировать внутреннее убеждение в том, что человек бывает по-настоящему счастлива только на родной земле;
способствовать становлению нравственных принципов, обогащать их ментальный опыт.
Методы и приемы: художественное чтение; мини-диспут, самостоятельная работа, исследование текста, коллоквиум.
Эпиграф: Твой перелог - вся земля,
Когда родился и Иваном,
Тех бед и бедствий ковтним в стократ,
А станешь, вечным, незыблемым,
Потому что ты Иван, ибо ты народ.. И.драч Ход занятия І.Актуалізація изученного
- Сколько новелл написал Стефаник? (72)
- Какие из них вы прочитали? Которую считаете самой сильной?
- Ваше впечатление от прочитанного, общая оценка творчества писателя.
- Что вам лично дал Стефаник для понимания жизни как таковой?
- Момент, который больше всего поразило в новелле "Новость"
Студенты определяют тему новеллы каждый по-своему:
- Ответственность человека за свою жизнь, за настоящее и будущее своих детей;
- Родная земля и ее значение в жизни человека.
- Стефаник сам определил тему творчества: "Надо любить всех людей, тихонько прячут свой более в зеленый май"
Известно, что Стефаникові герои никогда не оставляли его в покое.
"Нелегко это - цедить человеческую боль сквозь сердце. Но как же иначе? Кто чувствует боль ближнего и услышит его? Кто обнимет и обогреет их охололі сердца, наболевшие ежедневным скитаниям. О, слышите! Они опять стучатся к растворенного настежь сердце, они все заходят к нему и составляют свои боли, как надежного хранения.
"Стратився"
Блискотять реки по всей нашей земле и громом падают в море, а народ срывается на ноги. Напереди ее сыновья, и она с ним идет в ту Украину, потому что она и Украина плачет и причитает за своими детьми: хочет чтоб они были все вместе.
"Мария" II. Изучение нового материала
На основе новеллы "Каменный крест" поразмышляем над такими философскими вопросами "каждый способен вынести свой крест, еще при жизни не легши в гроб?".
Самостоятельная работа: студенты находят в тексте образы-символы и раскрывают их.
МИНИ-ДИСПУТ (ВОПРОСЫ).
Верит ли Иван, что на чужбине он найдет счастье? А вы как думаете?
Чем для него разлука с отеческой землей? А для вас родной уголок?
Или ответственный Иван Дидух за будущее в целом и своих детей, в частности?
Как вы относитесь к современной эмиграции украинцев за границу.
Подарит чужбина Ивану счастья?
Коллоквиум.
"Таков был Иван, странный с натурой и с работой"
Каким же был главный персонаж новеллы?
Какие художественные детали свидетельствуют о том, что работал он невероятно трудно?
Что вы знаете о предыдущей жизни Ивана?
Почему не бросал того "тяжелого" холма, который забрал все его силы?
Какой вам видится удача Дідуга, его черты Характера?
"... уже время уходить в пути..."
Легче стало Ивану после прощания и гулянки с односельчанами?
Какими художественными деталями передано боль и тоску крестьянина?
Какое впечатление производит танец Ивана Дідуга на односельчан? А на вас?
"Спросив Иван целое село"
Зачем все село?
Какие чувства переполняют мнению крестьянина?
Какие символические образы имеют место в этом разделе?
"Это земля не годна сколько народа здержіти и кильки беде вітримати"
Что стало причиной эмиграции Ивана Дидуха?
Какие слова передают трагизм, душевное смятение эмигранта?
"...чтобы-сте мне моего креста никогда не проходили"
С какой просьбой обращается Иван Дидух к односельчанам?
Почему песчаный холм является для него таким дорогим?
За что люди уважают Ивана Дидуха?
"Всякой беседы было много"
Как автор создает эффект многоголосия в Ивановой хате? III. Закрепление изученного материала
"Видиш, стара, наш крестик?"
Раскройте символ каменного креста в качестве названия произведения.
Трагедия, произошедшая века назад в доме героя новеллы В.Стефаника Ивана Дідуга, в его зболеній душе, душах сотен тысяч галичан. Побуждает нас задуматься над смыслом жизни, судьбой Украины и собственной.
Поэтому если учитель на решающий шаг, делайте его хорошо, ибо только в родном крае даже дым сладкий и любимый. И нет на свете другой Украины, нет второго Днепра, а родная земля и в горсти мила. И каждая травинка свой корень имеет.
АФОРИЗМЫ
- Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя.
- Без любого из нас Родина может обойтись, но кто из нас без Родины - ничто.
- Разнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость - радость потребления.
- Настоящая любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.
- Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
- Человек рождается на свет не для того. чтобы исчезнуть безвестной пилиною. Человек рождается, чтобы оставить по себе след вечный.
- Любо в - это прежде всего ответственность, а потом уже наслаждение, радость.
- Совесть - это эмоциональный страж убеждений.
- Годы детства - это прежде всего воспитание сердца.
- Там, где есть строгость и требовательность женщины, девушки, юноша становится настоящим мужчиной.
- Человек такой. Каково его представление о счастье.
- Там, где у женщин не развито чувство чести и достоинства, процветает нравственное невежество мужчин.
- Много бед имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями.
- Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь.
- Прежде чем полюбить в девушке женщину, полбы в ни человека.
- Человек поднялась над миром всего живого прежде всего потому. Что горе других стало его личным горем.
Василий Сухомлинский.
|
|
|