Одна из строф стихотворения «Палимпсест» Николая Вороного не только расшифровывает его название, а есть и метафорическим ключом для понимания жизни и творчества талантливого поэта:
Когда в монастырях был папируса брак.
Монахи из рукописи старое письмо смывали,
Чтобы написать вновь тропарь или кондак 1,
И палимпсестом то рукопись называли.
И чудо! Время шло - и из произведений Иоанна
Определенно выступал вновь произведение Аристофана.
1Тропар, кондак - жанры христианских песнопений и стихов.
Большевистская тоталитарная система насильственно прервала жизнь Николая Вороного, так же убила его сына Марка, также поэта, пытаясь под корень вырубить давний украинский род, уничтожить цвет нашей нации. И отец, и сын, и другие жертвы сталинского геноцида хорошо понимали, что имперские колонизаторы из звериной планомерностью уничтожают национально сознательную интеллигенцию, чтобы поставить Украину на колени.
На протяжении нескольких десятилетий оббріхувалася творчество поэта. Замалчивалось его слово, все делалось, чтобы «заменить» его произведениями графоманов, и правду никто и никогда не может уничтожить. К нам вернулся поэт-патриот, для которого обездоленный Украина всегда была, по словам Спиридона Черкасенко, заветным садом, где «расцветали самые лучшие цветы родной красоты». Собственно, сама Украина воспринималась Николаем Вороным как «наивысшая красота, самая дорогая, самая священная».
Недаром Вороного называют певцом красоты. Красота была и источником его творчества, и главным образом. Поэт видел всюду: в чарах природы родного края, в высоком земном предназначении человека, в его благородных чувствах. «Высоких дум святые скрижали, все наши радости и горести, все те боления, и надежды, и завораживающие красивые мечты» - эти мотивы определяют суть, смысл лирики и лиро-enocy Вороного, девизом которого всегда было «идти по возрасту и быть целым человеком».
Цельность жизни поэта обусловила и цельность его поэзии.
|
|