Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Владимир Винниченко
МАЛАЯ ПРОЗА В. ВИННИЧЕНКО

В малой прозе Винниченко отразились импрессионистские веяния того времени; его по праву можно считать предтечей украинского импрессионизма. Винниченко интересует незримый процесс духовного становления личности, осознание ею социальных связей в обществе, пробуждение в людях гражданского чувства ответственности за все, что происходит.

Винниченко вновь и вновь возвращается к человеку, углубляется в ее дух и чувства, чтобы выяснить, какова она, эта человек? Каков ее нравственный потенциал? Какие представления имеет о себе и других, о прошлом и настоящем - об истории? Задумывается ли она о будущем, чувствует ответственность перед ним, перед детьми и внуками?

С исключительной сосредоточенностью и последовательностью Винниченко от рассказа к рассказу анализирует все новые и новые аспекты проблемы человеческого бытия. В одних рассказах в центре его размышлений - мироощущение человека «нормально» равнодушного, душа которой наглухо закрыта, как и для нее закрыты соответственно все впечатления жизни («Секретность»). Во вторых - он размышляет о вечной иллюзию «всезнайства», с которой живет и умирает человек, не догадываясь о своей никчемности («Момент»). В третьих - исследует обычное психологическое состояние человека, лишенного единого и так необходимого ей собеседника, которому могла бы и захотела рассказать о самом главном в своей жизни («Мелочь»).

Почти каждый из винниченківських героев ищет свою формулу счастья и полноты життєвідчуттів; чем масштабнее писательская мысль, тем больший человеческий материал охватывает она, тем больше связей и отношений вбирает в себя. Достойный продолжатель психологической интеллектуальной прозы второй половины XIX века, Винниченко одновременно был новатором, который гениально предвидел немало из путей развития мировой литературы. Обращение к творчеству Винниченко обнаруживают корни таких литературных явлений, как экзистенциализм (Камю), интеллектуальный театр, «философский реализм»; поиски Винниченко в отрасли «неореализма» и «универсального психологизма» находятся в русле разнообразных веяний в украинском и мировом театре и кино.

Не прерывая связи с традициями, Винниченко внес много нового в интерпретацию темы села: «...в Винниченкових произведениях не видишь совсем того любимого украинского села, которое по трафарету можно было описывать в двух вариациях: либо Шевченково радостное, восторженное и идеализированное «село и сердце одпочине...», или грінченківське тоскливое и горькое:

Убогії нивы, убогії села,

Убогий обшарпанный люд...»

Во всех рассказах, начиная с первого, можем отметить лаконичность в воспроизведении предыстории персонажей, отсутствие развернутых детализированных объективно-нейтральных преобразования социальной действительности. В начале произведения писатель, как правило, знакомит читателя с историей чувства, настроениями своего героя, а также с тем, как относятся к нему окружающие, и только потом сообщает внешние приметы и отдельные штрихи его биографии. Так происходит наше знакомство с Ильком Чубатим, Андреем Голубом и Матреной Чумарченко («Красота и сила»), Ганенко и Семенюком («Помолвка»), Гликерією («Контрасты»), антрепренером Гаркуном-Задунайским из одноименного рассказа, с героями рассказа «Голь»; Пуговицей («Возле машины»), Сидором Ивановичем («Мнімий господин») и др.

В отличие от прозаиков 70-90-х годов XIX века Винниченко показал, что психика человека - суммарная, что человеческие порывы состоят из большого количества малых величин, разнообразных и мелких составляющих мотивов. То, что мы грубо называем «волнение», «раскаяние», «страх», «ненависть», «любовь», «сострадание», «тоска» и т. д., есть только приблизительное выражение сложного процесса, только равнодействующую богатство сил.

Отбросив народническую этнографически-крестьянскую манеру письма, Винниченко смело внедрял новые художественные средства, дал социально-разнообразный типаж со своим взглядом на него и трактовкой сельского темы, в частности процесса пролетаризации деревни.

В рассказах «У машины», «Голота», «На пристани», «Кто враг?», «Раб красоты» и др. отражены не только бедное крестьянство и сельский пролетариат, кулачество и помещики, но и (впервые в украинской литературе) революционная интеллигенция, ведет пропагандистскую работу среди бедноты и ремесленников.

Если в произведениях предшественников отображались отдельные моменты обеднение села, экономическое разорение целого класса, новые условия зависимости и эксплуатации, то в интерпретации Винниченко данный процесс выступает как колоссальная общая система социально-экономической эволюции.

1996 г.

Гнидан Елена, Демьяновская Людмила. Владимир Винниченко: Жизнь. Деятельность. Творчество.- К., 1996.- С. 93-95.