Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Владимир Винниченко
НОВОСТИ НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ - ИВАН ФРАНКО О ВЛАДИМИРЕ ВИННИЧЕНКО

«И откуда ты такой взялся?» - так и хочется спросить д. Винниченко, читая его новеллы, которых в этой книге собраны семь. Среди вялой, тонко-артистической и малосилої или ординарно шаблонованої и безталанної генерации современных украинских писателей вдруг вынырнуло что-то такое очень решительно, мускулистое и полное темперамента, что-то такое, что не лезет в карман за словом, а сыпет его потоками, что не сеет сквозь сито, а валит валом, как сама жизнь, в смесь, украинское, московское, калічене и чистый, как серебро, не знает границ своей обсервации и границ своей пластической творчества, и откуда ты взялся у нас такой? - хочется по каждому рассказу спросить д. Винниченко.

Первое из помещенных здесь рассказов, что дает свой титул целой книге «Красота и Сила», это рисунок из жизни тех подонков и відпадків общества, которых душу открыл или раздул немного Максим Горький. Социальное положение тех людей наш автор рисует верно и метко, но смотрит на него его собственными глазами: они совсем не тоскуют по другим состоянием, хотя и испытывают горести своего быта. То, что из положения общества преступление, воровство, проституция, обман,- здесь не имеет никакого значения, здесь это просто «работа», ежедневное занятие, образ жизни. Как в каждом нашем специальности, так и здесь неудача в «работе» грозящая немилыми приключениями, но такие приключения, как тюрьма, драка и т. д. для них не имеют ніякісінького этического значения; сие же разумеется само собой, на это только один способ: берегись. И у автора нет ни крохи никакой сентиментальности, он не возмущается, не сердится ни на людей, ни на общественность, что их сделала такими. Это все у него совсем натуральная вещь, так как для геолога совсем натуральное том, что внизу лежит гранит, на нем меловая слой, а там дальше линка и плодородная земля. В каждом слое есть свои понятия, свои предпочтения, своя сила и своя красота. Вот на таком фоне рисует наш автор три фигуры: двух парней-воров и девушку, что, стоя между ними, играет ими обоими. Один из них, Илья, то для нее идеал красоты, а второй, Андрей, то идеал силы-воли. Сей контраст автор рисует уже ярко и на мелких, будто будничных фактах и розмо-ах показывает шатание девичьей души между теми двумя по-юсами, пока решительный конфликт, драка между соперниками, в которой один получает тяжелую рану, не решает ее выбор в пользу каторжника. Сие повествование, с которым Винниченко впервые выступил на поле украинского писательства, было и первым его триумфом; оно построено очень красиво, определяется необычной драматичности и ярким колоритом, а при том определенной, пластичной и верной характеристикой действующих лиц. Ярмарочные сцены, вместе с тем поле попису обоих героев в их «работе» переданы с юмором и свидетельствуют о том, что автор умеет хорошо обсервировать жизненные события.

Превосходно скомпонировано также второе рассказы «Помолвка», что было украшением одного из толстых литературных сборников еще во времена покойника абсолютизма. Как в предыдущим сферу воров и пригородных «жуликов», так здесь сферу университетских студентов и тех буржуазных верст, что сталкиваются со студентами, автор рисует мастерски, определенными и пластическими чертами. Студент Семенюк влюблен в барышне Гали, дочери вдовы-полковниці, с которой познакомился в ее соседа Сухобрієва, где давал частные лекции. Галя делает вид ідеалістку, читает книжки, что он дает ей, интересуется украинским вопросом и доказывает его любовь, что сегодня должно завершиться их помолвкой. И автор разводит перед нами картину общества студентов и купчиків, что сошлись на помолвку, характеризует весь тот мирок «умеренности и аккуратности», в котором с розовыми заслонками скромности, хорошего воспитания и идеализма кроются развращенные и рафинированное разврат. Семенюка гостят, упоюють в обморок, будят «на помолвку» - показывается, что его Галя заручується с мужем, которым бридилась и гордувала, а его желала звербувати себе на приятеля дома.

Больше размером и богатейший выведенным в нем типам повествования «Голь», искусная проба изображения словно в перекрою тяжелой эпохи в жизни нашего народа - перехода от спокойного земледельческого состояния к полной пролетаризации. Той переходной эпохой является служба в панськім дворе. Винниченко рисует нам с большой силой и верностью словно сердце той слои - внутренность «черной кухни» при панской экономии, словно оазис серой краски между селом с его густой недолей и жидкой поэзией и барским двором в блискучім освещении. Здесь наглядно видим, как ломаются старые моральные устои деревенской жизни, как простой деревенский ум избавляется отряды всех иллюзий и все карты жизнь ставит на одно лозунг - следи за себя самого! Со двора в злудному свете плывет только запах роскоши и циничного разврата, а сельская жизнь для некоторых уже отошло в мифологию, а некоторые, к примеру Андрей, хоть еще как бы считаются хозяйственными сыновьями, все-таки должны служить и зарабатывать в дворе и, как рыба об лед, бьются между упадком села и широким путем в полный пролетариат. С сего социалогичному точки зрения рассказ «Голодранцы» - одно из самых глубоких и лучших в Винниченко.

Что значит «ловить жизнь на горячем поступка» и в моментальных снимках показать всю его глубину и разнообразие, это лучше всего видно на чудовім очерке «У машины». Тема самая простая, которую только можно здумати: среди украинского лану в летнюю жару работает молотилка, ее обслуживает небольшой кружок сельских зарібників, над ними держит уход эконом Пуговица - вот и все. А вы гляньте, живой, пластичный рисунок сделал с сего Винниченко! Сколько драматического жизни внес в него! Какими тонкими, едва заметными чертами охарактеризовал главные действующие лица - эконом Пуговицы, бесхарактерного барского підлизня, что всей душой ненавидит крестьян, которых труд кормит его, опозиціоніста и бунтовщика Карпа, его будто суженую, что тут же при нем легкомисно отдается паничеві Ясеві для волновой утешения - и поймем ту глухую, дикую ненависть к господам, которым пылает украинское крестьянство и которую показал в недавних изгнаниях.

У Винниченко хорошая рука не только в рисовании крестьян и пролетариев, но также в представлении интеллигентных сфер. Мы видели это уже в «Обручении». Сю саму сферу городской буржуазии рисует нам очерк « Контрасты», хотя сей рисунок и не глубокий, а ограничивается на определении контраста между той назверх блестящей, веселой и падшей молодіжжю и бездомной беднотой украинских пролетариев-бурлаков. Менее интересные рассказы «Антрепреньор Гаркун-Задунайский» и «Мнімий господин». Первое из них представляет рухлядь актерской жизни в глухой украинской провинции, а второе - сценки из военной жизни, где разговорчивый фельдфебель, помешан на том, что у него в животе какая-то болезнь, всю ночь не дает спать своим підкомандним воинам, уставшим ежедневной службой.

Со всем тем мы считаем сей томик рассказов одним из лучших подарков, которыми обдарувало нас издательство «Возраст». Не заступая полностью предыдущего сборника рассказов д. Винниченко, выданного львовской издательской союзом и доступен теперь и в России, он дает несколько рассказов, которых не было там.

1907 г.

Франко Иван. Новости нашей литературы //Винниченко Владимир. Раб красоты: Рассказы, повесть, дневниковые записи.- К., 1993.- С 348-350.