[...] В Галичине, которая только частично заселена украинцами, национальное сознание розбудилася позже, в 30-х годах XIX столетия, и слабее, чем на российской Украине. Первым сделал этот почин Маркиян Шашкевич, бедный сельский священник (умер в 1843 г.). Аж в 60-х годах появился здесь настоящий поэт, Осип Федькович, насквозь оригинальный и сильный талант, но без основательного образования. Только под влиянием Драгоманова появляется в Галичине ряд молодых писателей, которые становятся ближе к достижениям российской Украины, а при этом уверенно и сознательно стоят на почве европейских прогрессивных идей и своим литературным трудом прокладывают им путь. Борис Гринченко, поэтессы Елена Пчилка и Леся Украинка на российской Украине, автор этих строк, Михаил Павлик, Василий Щурат, Осип Маковей, Наталья Кобринская и другие в Галичине, принадлежат к этой группе. На почве, что его подготовили эти писатели, теперь выросла новая генерация, которая стремится вполне модерновым европейским способом изобразить своеобразие жизни украинского народа. Как виднейших представителей этой генерации следует здесь назвать Ольгу Кобылянскую, Василия Стефаника, Леся Мартовича, Антона Крушельницкого, Михаила Яцкова и Марка Черемшину. О Стефаника и Мартовича, что с их творчеством читатели этого журнала вот смогут познакомиться, позволю себе отдельно сказать несколько слов.
Стефаник и Мартович, оба крестьянские сыновья из Покутья, были школьными товарищами и уже тогда принимали участие в работе над распространением народного образования, которая заключалась в организации читален, народных собраний и т.п. Мартович, теперь адвокатский практикант в Городке возле Львова, дебютировал на литературном поле в 1890 г, сатирической рассказом «Нечитальник», но жвавішу литературную деятельность развил аж с 1898 г., когда в львовском «Литературно-научном вестнике» опубликовал свое до сих пор лучшее повествование «Мужицкая смерть». Первый том его рассказов вышел в 1900 p., второй сейчас находится в печати. Мартович чрезвычайно пристальный наблюдатель жизни галицкого народа, причем он одарен незаурядным юмористическим талантом. Как никто другой, он умеет подметить в жизни нашего народа ту иронию фактов, которая заставляет человека целую свое поведение обнаруживать в совсем ином свете, чем она есть на самом деле. К тому же его стиль насквозь оригинальный, легкий и далекий от любого шаблона.
Василий Стефаник, врач по специальности, дебютировал аж в 1898 г. в черновицкой газете «Труд» несколькими короткими новеллами, в которых он проявил себя уже зрелым, вполне оригинальным талантом. 1899 г. вышла в Черновцах его первый сборник рассказов, открывалась новеллой «Синяя книжечка», и в этом же году в «Литературно-научном вестнике» - его лучшее повествование «Каменный крест». В 1900 г. вышли две последующие сборники: «Каменный крест» с восемью меньшими новеллами и «Дорога» с тринадцатью меньшими и большими новеллами. Стефаник - это художник Божьей милостью. Он доконало обладает формой и имеет поразительный вкус в подборе своих творческих средств. Он умеет простейшими средствами произвести побольше впечатления. Он не имеет юмористической жилки, как Мартович, зато все его произведения насыщены глубоким, трогательным лиризмом, который затрагивает самые глубокие струны человеческого сердца и первыми же предложениями сразу переносит читателя в своеобразный нежный настроение. При этом в Стефаника нет ни следа изысканной витиеватостей, фальшивой сентиментальности или риторической искусственности; его произведения производят впечатление народных песен, в которых тоже нет никакой риторики, сентиментальности, только неокрашенное, голое, наивно изображена жизнь,- действительность, часто грустная, но проникнута золотом найправдивішої поэзии.
1901 г.
Франко Иван. Собр. произведений: В 50 т.- Т. 33.-К., 1982.- С. 142-143.
|
|