Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ВАСИЛИЙ СТЕФАНИК
«И ВСЕ, ЧТО Я ПИСАЛ, МЕНЯ БОЛЕЛО»

Василий Стефаник написал лишь 70 новелл и очерков, но стал одним из лучших, самых оригинальных украинских новелістів.

До первого сборника его новелл «Синяя книжечка» (1899) вошло 15 произведений, среди них замечательные образцы жанра - «Катюша», «Новость», «Выводили из села». Уже тогда составитель сборника известный литературовед Степан Смаль-Стоцкий в предисловии к ней назвал новеллы прикарпатского прозаика жемчужинами.

Художественная манера письма Василия Стефаника отмечается углубленным психологизмом, лаконичностью фразы и бережливостью слова, повышенным вниманием к красок и деталей, колоритным народным языком, в частности покутським диалектом. Если к этому добавить тонкий лиризм и умение правдиво изобразить действительность, становится заметным сочетание писателем черт импрессионизма, довольно распространенного в литературе конца XIX - начала XX вв., с реализмом, за что Иван Франко назвал Стефаника «реалистичным импрессионистом».

Яркий представитель психологической новеллы, Василий Стефаник мог на нескольких страницах показать потрясаючу картину человеческой нужды (отец собственной рукой топит меньшую дочь, чтобы не страдала от голода) и одновременно с непревзойденной художественной силой передать и душевные муки Грица Летучего, когда тот колеблется, или сохранить жизнь старшему ребенку, и его отцовскую любовь к дочери, которую, в конце отпускает, давая дорогу палку: «потому как те пес встретит, да и растерзает, а с бучко имей безопаснее» («Новость»).

Чтобы воссоздать широкую гамму мужицкого жизни и его бідарством и нищетой, писатель выбирает самый драматичный момент из биографии героя. Так, ошеломляют читателя картины прощания Ивана Дидуха с односельчанами в новелле «Каменный крест», в которой показано болезненные процессы эмиграции западноукраинского крестьянства за океан. Весомую смысловую функцию в произведении выполняют образы-символы креста и «наивысшего и щонайгіршого над все сельское поле» песчаного холма, который остался в наследство наймитові. Именно на горб, в который напрасно вложены все силы и где возраст свой сбыл, приходит переселенец Иван Дидух, который через лишения и безземелья вынужден покинуть дедовские места и искать лучшей судьбы в Канаде. Здесь он ставит каменный крест, который напоминал бы односельчанам, как он терзался и нуждував.

Заметное место в творчестве покутского писателя принадлежит стрелецкой тематике, показательные рост национального самосознания галичан во время освободительных соревнований 1918-1920 годов, в частности борьбе сечевых стрельцов против московской и польськошляхетської оккупации. Склонность к трагическому, повышенное внимание к эмалировка внутреннего мира персонажей дают возможность писателю передать глубокие душевные боли и переживания отца («Сыновья») и матери («Мария»), чьи дети не вернулись с поля боя, защищая свободу Украины. Во время чтения новеллы «Мария», написанной после пятнадцатилетней творческой перерыва, возникает идейно-эстетическая параллель с произведениями Павла Тычины «Скорбная мать» и Николая Хвылевого «Я (Романтика)»: и там, и здесь зримо встает трагический образ матери-Украины.

Всем героям Стефаникових новелл суждено тащить свой нищий жребий. Они скитаються в нужде и горе, становятся свидетелями многих событий, не раз испытываются бедой и трудностями, но счастья так и не испытывают. Так, идет к криминалу за совершенное преступление - детоубийство - Гриша Летучий («Новость»); покидает родину и едет искать счастья-судьбы в далекой стороне «переломлен» тяжким трудом Иван Дидух («Каменный крест»); одиноко доживают век мать Мария («Мария») и старый отец Максим («Сыновья»); детьми-сиротами остаются возле убитой матери маленький Вася и его сестричка («Діточа приключение»). Надо было безгранично любить людей, чтобы написать такие полны сочувствия и глубокого трагизма впечатляющие драмы мужицкой скорби. Будущий тесть писателя Кирилл Гаморак, прочитав новеллу «Каменный крест», сказал: «Стефаник, так не пишите, ибо умрете». Украинский фольклорист и литературовед Владимир Гнатюк также отмечал, как новеллист, «сочиняя, раздирает-кривавить свое сердце», которые непомерные душевные испытания и творческие муки переживал автор, ибо все, что Стефаник описывал, ему болело.


ГРИГОРИЙ СЕМЕНЮК
1997 г.