Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ВЛАДИМИР САМОЙЛЕНКО
ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ

в 1902 году появилась большая повесть из крестьянской жизни - «Земля», посвященная отцу писательницы Юлиану Кобылянскому. Сама писательница рассказывает о замысле повести, который возник в то время, когда она жила в Дымке:

«Факты, побудившие меня написать «Землю», правдивы. Лица почти все к другу также из жизни взяты. Я просто физически терпела под з'явиськом тех фактов, и когда писала - ох, как волнами рыдала! Именно в то время лежал мой отец тяжело болен, и я сама не чувствовала себя лично счастливой. Написание той повести дало мне равновесие, удовлетворение и гнало к дальнейшего творения».

Итак, повесть «Земля» не была данью крестьянской тематике, не была ответом на желание некоторых критиков. Это было органическое продолжения тех идейно-творческих исканий, что оказались во всей предыдущей творчества, в частности в «Некультурній». Некоторые эскизы «Земли» мы имеем уже в очерке «На полях» и в «Царевне».

Земля! Эта тема привлекала многих писателей. Вспомним «Крестьян» Бальзака, «Землю» Золя, многочисленные произведения русской и украинской литературы. Ведущая идея «Земли» Кобылянской подчеркнута в эпиграфе немецком языке: «Вокруг нас лежит не одна бездна, которую нам выкопала судьба, но здесь, в нашем сердце, есть самая большая».

В повести не следует искать какого-то глубокого анализа социальных взаимоотношений, хотя там упоминается о малоземелье и обострение социальной борьбы между отдельными группами крестьянства. Мы видим изображение крестьянского быта, в частности предрассудков, верований «теней забытых предков» (здесь действительно повесть Кобылянской опережает произведение Коцюбинского). Правда, и эти все эпизоды и моменты даются не в старом этнографически-бытовой, а в новом, в импрессионистической манере-символическом плане. Центр внимания писательницы - не бездна вокруг нас, а сердце человека. Этих сердец, характеров в повести много: бедная служанка Анна, старый Ивоника Федорчук, его жена, сыновья Михаил и Савва, Рахира и другие. Среди них выделяются сильнейшие характеры Анны и Михаила - с одной стороны, Рахіри и Саввы - с другой. С особой любовью раскрыт образ Анны. Невольно, очевидно, образ этот сближался с любимыми героинями писательницы и возвышался над окружающими своей духовной и моральной вищістю, а «того не простил ей никогда консервативный, упрямий мужицкий змисл женского сельского свита». В таком же направлении она собирается воспитать своего сына:

«Анна дрожит над своим парнем какой-то робкой любовью с целой уважительной глубокой души, что натерпелась до дна и знает лишь одну цель - вывести ребенка в свою люди. ее прежнее горе воспроизвело ее глаза, и инстинктом своим познала жизнь - мир. Пашет и работает с утра до вечера на получение средств к науке для сына, и что-то словно заставляет ее відорвати его от земли.

С него будут люди, как покинет землю». Читатель наш чувствует всю неправильность такого решения проблемы, ему хочется сказать: не убегать надо от земли, а в корне изменить, перестроить на ней жизнь так, чтобы легко, свободно и счастливо дышалось на этой земле трудящимся людям. Однако читатель не может оторваться от текста повести. Нас очаровывает ее рассказ, в котором воспроизводятся сложные психологические конфликты, переживания Анны, Михаила, старого Івоніки, захватывает нас какая-то новая, необычная и вместе с тем своя, родная речь. Наше сердце не может не сжиматься, когда мы читаем эпизоды, в которых воссозданы горе отца:

«- Миша, Мишенька! Что ты делаешь своему папе! - вскрикнул на то все в дикой печали Ивоника, закрыв бурным движением лицо... Лучше он хотел похоронить своего несчастного любимця, каплями был бы кровь свою отдал, если бы оно привело к возвышению этой пресмутної торжественной волны...»

А таких эпизодов в повести много.

Читатель был захвачен повести. Михаил Коцюбинский в своем письме к Кобылянской писал:

«Пишу к Вам под свежим вражінням от вашей повести «Земля». Я конечно много читаю, но признаюсь, что давно читал что-то такое хорошее, такое захватывающее, как «Земля». Я просто очарован вашей повести; все - и природа, и люди, и психология их,- все это производит такое сильное впечатление, все это обнаруживает такую свежесть и силу таланта, от сердца спасибо вам за пережитые эмоции, я радовался за нашу литературу. Жаль, что мы не можем иметь вашей повести на Украине».


ЕВГЕНИЙ КИРИЛЮК
1940 г.

Ольга Кобылянская в критике и воспоминаниях .- К., 1963.- С 204-206.