Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Образ волка в фольклоре Украинцев



 

Эта работа посвящена посвящена образу волка стрелой пронизывает фольклор украинцев, и наших предков индо-европейцев. Причина ее написания, прежде всего, желание разобраться почему с детства я ассоциирую себя с волком, почему в сказках, что рассказывала мне бабушка волк всегда "вовчик-братик" и не иначе. Понять почему образ вурдалаки не страшит на наших просторах, в то время как где-нибудь о них снимают страшные фильмы? Наконец-то объяснить себе и другим почему атаман Сирко получил собачье имя!

Прежде всего нужно понимать кто есть волк и что он за один. Прежде всего Canis lupus - Волк обыкновенный крупный лесной хищник. Он может быть до метра в высоту и весить до 50 кг. Волка как известно ноги кормят, поэтому он прекрасно приспособлен к длительному бегу и резких рывков. Волки живут практически во всех ландшафтных зонах, хотя больше всего они распространены в степях, лесостепях, тундрах и даже полу пустынях. Они объединяются в стаи, распадаются на семьи весной, чтобы привести потомство. Главная добыча для волка крупные копытные. Это не более чем энциклопедическая заметка. Теперь подробнее о те качества, что делают волков похожими на людей:

· Волк настоящий охотник. Кроме собственной ловкости в охоте использует помощь родственников, особенности ландшашту.

· Он благороден и справедлив - в нормальных условиях он не будет нападать на противников слабее себя.

· Он чистый - волк не питается падалью.

· Волк свободный, свободолюбивый и самостоятельный, в то время как львов дрессируют в цирках.

· Он бесстрашный - бьется до победы или смерти.

· Волк моногамный, воспитывает своих детей. У них нет перелюбів.

Оттакий волк живет в среднеевропейских лесах. Не удивительно, что древние народы, которые жили с охоты хотели быть похожим на него. Культ волка на наших просторах достигает седой давности, еще праиндоевропейцив имели тотемный культ этого зверя. То же отсюда следует вывод, что все народы индоевропейской языковой группы будут иметь соответствующие культы и их отражение в фольклоре. Именно так утверждает профессор Л. Зализняк, более того он предлагает это как признак, что отличает эту языковую группу среди других. По свидетельству Геродота, уже древние славяне - невры считали, что каждый из них ежегодно на несколько дней превращается в волка, а затем снова набирает человеческого образа

Это подтверждается в частности средствами палеолінгвістики и сравнительной лингвистики. У всех индоевропейцев найдены общие слова, что означают виды деревьев и животных: дуб, береза, граб, бук, ясень, осина, ива, тис, сосна, орех; Волк, медведь, рысь, лисица, шакал, кабан-вепрь, заяц, змея, бобер; орел, журавль, ворона, тетерев, гусь-лебедь.

Анализ фольклора европейских народов имеет образ хтонического волка, пожирающего солнце и звезды. Хотя с другой стороны этот волк облако дает питательное молоко (дождь). У славян ему противопоставляется крылатый пес Семаргл-Переплут, что охраняет посевы и поит их дождем. Подобные образы существуют во всех индоевропейских народов - от скандинавского Фефніра к индийской Сарами. Литовцы и чехи называют Вечерницю (Hesperus - планету Венеру) - Вовчоюю звездой, а именно Zwerinne/ Zwiretnice от zweris - волк. В старинных західнруських переводах книги Иова слово зверь отвечает волку.

Сравнительная лингвистика дает нам другие знания - насколько важными были волки в жизни европейских народов. Это можно проследить по количеству производных слов и понятий от базового существительного. Здесь правда нужно учитывать древние табу - волка называли: свирепым, хозяином, дяьком, братом, Иваном, серым. Украинцы называли второй месяц зимы "Февраль", который также называют волчьим временем. Целый племенной союз полабских славян назывался "лютичи". Чечены и ингуши называют волка "борз", звічти позаимствована "борзая" - швидконога порода собак, и "борзый" - дерзкий. Волк хищник том Сканд. vargr означает волка, розбійникака и вора. Слова Волк и вор являются однокоренными. В народных песнях слово волк заменяют эпитетом февраль, есть достаточно причин выводить его от снк. корня lu - рвать, мучить, грабить. Кроме того знаменательно то, что прилагательное лютый в местных говорах означает быстрый - "он лют бегать", то есть быстроногий. По мнению Якова Гримма старонемецкие warg (готск. vargs, исл. vargr) однокоренные с враг, что может также означать черта.

Кроме того наличие волка в пословицах и поговорках. Более всего он связан с негативным последствием проговаривание вслух его имени: "сказал бы словечко, да волк недалечко", "про волка ричь, а· волк навстречу", "про волка помолка, а вовк у хату (или: в кошары)", "nie wyzywaj wilka z lasu!". Белорусы говорят "Эму воук дарогу ход" о человеке, которому везет. Украинцы говорили, что "если бы чертов гром не бил, волки не выедали, то их наплодилось, что и света видно не было бы"

Нужно отметить, древние верования связывали волка с Перуном - соответственно "Что у волка в зубах, то Егорий (Перун) дал", таким образом забита волком животное воспринималась как жертва, что сулило хозяину удачу. Так само упоминание о сіроманця при рождении теленка могла защитить его - "Это не теленок, а вовченятко". Волк в народных повіррях, мая способность перехода между мирами. Эта его особенность зберегась в народной свідомомсті даже после принятия христианства. Хотя надо отметить, что реликтовые конфликты вовколюдів (индоевропейцев) с древними семитами отразились в характере отношение к волку. Если у древних славян волк символ силы и первый из промеж признаков воинского люда, то с принятием христианства "волка создал черт..."

...Они идут в бой без брони

Они злые как псы и волки.

Они грызли собственные щиты,

Их братья - медведи и быки.

Ни сталь, ни огонь, ни на миг

Не могли их ярость остановит...

Так написано про берсерков в "Саге о Інглінгів". Слово "берсерк" (от "Ber"- медведь и Serkr - шкура) переводится как воин в шкуре медведя. Для тех что отдали предпочтение волчьей было свое имя - Ulfhednar (Ulf - волк и Hedn - председатель), соответственно они были вовкоголові. В слав'янській устной традиции есть упоминания и о песиголових воинов, но о них очень мало "хороших" воспоминаний. Объяснить это можно, учитывая то, что потомки индоевропейцев ирана - тюркские кочевые народы несколькими волнами прикочували в причерноморские степи. Их символами были в частности змеи и псы. Даже имя хана Ногая, который упоминается в былинах - царь Калин на поверку означает собака. Думаю это достаточно пояснєю почему в украинском фольклоре есть песиголовцы, что похищают девушек и огромное количество змееборцах.

Однако перед тем как юноша или даже мальчик мог стать воем, ему нужно было пройти длительный цикл тренировок-испытаний и соответствующие инициации. Древние народы считали, что убив человека, даже в случае самообороны, человек подвергается большую опасность, дух умершего будет мстить ему и его роду. Последнее было гораздо страшнее. Поэтому воины, люди чей долг защищать интересы своих родов принимали посвящения, своеобразно отрывали их от своего рода и приобщали к "тому миру". Таким образом добивались индивидуальной ответственности воина перед духами (душами) побежденных им врагов.

Все начиналось с лесного домика "на курьих ножках", что часто был окружен частоколом с черепами. Это был не что иное как мужской дом, стоял он в лесу том, что лес находится за пределами обжитого, культурного пространства, то есть до "того" мира он ближе. На столбах он стоял за то, что вся среднеевропейская низменность является зона смешанных лесов и болот - поэтому так и строили. Частокол кроме физической защиты вел еще и мировоззренческое замыкания ініціанта от мира, к которому он привык. Для индоевропейцев характерные двухступенчатые инициации. Первая стадия - разорвать связь претендента с привычным миром, ритуальная смерть, что означало начало лімінальної фазы. В это время парень умирал как человек и рождался как волк, реже пес или медведь. В это время ініціант должен вести себя как зверь - охотиться, грабить презирать мораль и прочие человеческие ценности. Для того чтобы доказать свою значимость и приобрести соответствующий опыт ребята волки нападали на соседние поселки и даже ходили в дальние походы. При этом они имитировали поведение животных - выли, грызлись, имитировали движения. Оттуда частности волчий стиль рукопашу рассчитан на действие в группе, что отличалось от медвежьего - индивидуального. Так появились термины "волчий прогресс", в Частности вой Волхва Всеславовича "...рубить старова да малова, не зоставляє в царстве на розплод..." впрочем "...и только оставляют по выбору - душечки красны девицы...". Таким образом мы торкаємся женщины, как части перехода от мальчика к мужчине. Есть достаточно много материалов о том, что в мужских домах жили девушки, которые выполняли функцию жриц девы-воительницы. Последнее из утверждений требует более глубокого исследования, потому Мокош, не очень подходит к этому образу, в то же время, как греки считали что на наших просторах живут амазонки. Таким образом в европейской традиции укрепился брак умыканием. О нем свидетельствуют величание дружбы "волком", песни, в которых ввесільний поезд изображается как ватага разбойников или волчья стая и сказки в которых главный герой убегает вместе с прекрасной дочерью Бабы Яги, Кащея или Змея.

После нескольких лет тренировок и приобретения нужного опыта ініціант должен был пройти финальное испытание, чтобы доказать свое достоинство нового статуса. Их существовало огромное разнообразие от охоты на волка с одним лишь ножом и переплывание Днепра с камнем в руках до удачного разбойного рейда или головы убитого в честном бою противника. После этого с парня снимали шкуру волка, волчий пояс", иногда ритуально убивая в нем зверя. И инсценировали рождения молодого мужчины - прорезание через хомут. Также решается "волчьи пояса" и дают новую одежду. Важным элементом было ім'ярічення - "крещение" новым именем, что должно соответствовать личностным качествам молодого человека, проявленным во время лімінальної фазы и испытаний. Кроме того, если во время инициации ребята не стриглись и не брились - потому что волосы, шерсть объединяет человека с животным миром, то из "волков" вистригали человека. Таким образом из зверя рождался новый человек - полноправный член общества, брат, мужчина, который уже имел право жениться.

Далекими отголосками тотемістичних инициальных ритуалов есть легенды о вурдалаках Слово вовкодлак (оборотень) так и розшифровуєть волк + гсак(шерсть,руно), то есть волчья шкура, или тот что носит волчью шкуру.

Волк в системе тотемістичних верований - представлений о кровные связи данного рода или племени с определенным животным «співродичем». Тотем представлялся реальным существом, которое, однако, имеет особые, «сверхчувствительные» качества, благодаря которым она может надавти людям как к своим братьям и сестрам определенной помощи. В частности, люди орла или медведя, волка верили, что их співродичі-тотемы могут передавать им ценные черты - остроту зрения, силу, быстроту ног и т.д. Согласно этих верований жители полесья увидев в лесу волка говорили - "я волк", звали его "Иваном-братом". Бытовало верование в Белого Волка - князя и прародителя всех волков. Первоначально он был воплощением светлых, солнечных сил. В сказках волк сопровождал Перуна и Даждьбога. Поэтому в сказках он как правило помогает главному герою.

Важно, что древнейшие верования, зарождающиеся еще во времена ранньородового общества, позже не только не исчезают бесследно, а и цепко держатся в массовом сознании, противостоят вере в духов и богов, синкретизуються с ней.

В частности в работе "Религиозные верования летописных славян" приводится такой фрагмент : «Возвращались два брата с поля домой. «А что, Грицько, очень боишься волков?» - спрашивает старший брат младшего. «Не знаю,- отвечает тот,- я их сроду не видел». «А вот увидишь»,- говорит старший брат. И тут пошел за могилу, что была при дороге. Там вынул из кармана два ножа, воткнул их в землю и перевернулся между них через голову. Не успел Гриша и «почухатися», как из-за могилы показался здоровенный серый волк. Испугался Гриша и бросился за могилу в ту сторону, куда ушел его брат, но вместо брата увидел там ножи, торчащие из земли. Он быстро выдернул их и опрометью кивунся домой, а за ним бежал волк с жалобным воем, в котором он не мог узнать голос брата. Не раз пробовал несчастный оборотень пробраться домой, но блестящие зубы собак, бешено бросались на него, заставляли бежать. Хуторяне потом часто встречали в окрестностях худого волка с слезящимися глазами, пристально устремленными на огонек в том месте, где готовили ужин для косарей. Как-то ночью страшное собачье валування на дворе разбудил Григория. Он вышел из дома; смотрит - собаки безумно бросаются на волка, что забился в угол кошары. По Грицько вышел и отец. Он сразу же догадался, что это за волк. Быстро подошел к нему, схватил его за грудки и с силой тряхнул. Шкура на волке репнула и из нее вылез брат Гриши. Когда же все успокоились и бывший оборотень, сидевший за столом в доме, утолил свой голод, то на вопрос матери: «Сыночек-голубчик, что же ты ел, как оборотнем был?» говорил: «Облизывал на деревьях те места, за которые люди брались руками,- тем только и жил».

Таким образом культ волка начался с почитания зверей, особенно крупных и сильных. При этом звери становились верующими покровителями человека, когда с ними умело складувано условие или дружбу. Тотемизм развивался очень медленно, и остатки его позостались везде, а также и у нас, хоть и малые. Тотема нельзя было убивать, - ему надо всегда угождать и должным образом кормить, за что он помогает, или хоть не вредит. Почитание зверей было еще и в том, что уважаемые люди принимали себе какую-то звіринну название, напр. в „Слове о полку Игореве" князь зовется Туром, а звериных фамилий у нас и теперь очень много, напр.: Волк, Лев, Лиса, Заяц, Петух и много других.

Древняя статья: „Толкование имен человіческих" подает, что люди часто употребляют имена волчьи вместо агнчих. Автор грозится: "Кто принимает волчье имя, то „город света тму удержав, душу свою погубит!" В эпоху тотемизма предстала большая персонификация зверей, что отразилось и в самом языке; например выражения: лисичка-сестричка, волк-братик, дядя-медведь и др. Это уосібнення зверей ясно указывает и на образ жизни, на лес и на ловецьке занятие. Кроме того в культ тотема входило перерядження тотемом, танцы и игры, которыми было у нас ходжен-ния с козой или медведем Рождественскими Праздниками; конечно, это остаток тотемизма древних времен. До сих пор он сохранился в форме сказок, поговорок. Крайней формой выражения подсознательного лікантропія - осознание себя волком, эта болезнь известна еще со средневековья, но до сих пор ее не смогли достойно объяснить, потому что люди отождествляют себя только с волками и ни с какими другими животными.

Таким образом в данной работе рассмотрены волка в свете фольклорного, исторического и религиоведческого изучения. Поскольку источники изучения достаточно ограничены, то очень важно консолидировать материал изучался различными отраслями науки, чтобы на грани их сочетание найти истину.

Волк - грозный, сильный и быстрый хищник среднеевропейских пространств. Древние люди, населявшие эти местности сделали его своим тотемным символом, поскольку в обряды входили ритуалы перевоплощения в тотемного зверя - позже в различных инициальных обрядах инициаций в социально-возрастные группы широко использовали символику и обрядность. Из письменных источников известно о волко-, песо-, ведмедьолюдей воинов. Они ходили в бой в шкурах соответствующих зверей и входя в боевой транс перевоплощались или впускали в себя дух тотемного зверя, что пугало противника и придавало співплемінникам силы и вдохновение. Стоит отметить, что употребление наркотических веществ перед боем является не доказанным, в то время как использование таких во время инициаций фиксируется многими источниками. Поздними проявлениями перевоплощений есть легенды о вурдалаках и сечевики-запорожцы. Последние по преданию перебрасывались волком или ищейкой и в таком виде побеждали врагов. В частности общее название казаков - сирома коррелирует с волк - волк, а прозвище кошевого атамана Ивана Сирко - с повсяклюдною кличкой собаки. Таким образом они продолжали традиции Киеворусских князей, которые также имели удивительную способность превращаться как в „Слове о полку Игореве". Более того лингвисты утверждают, что волхв родственный к волк, а с остальными волхвами боролись в XIV ст., через V веков после крещения Руси. Кстати эта дата стала переломной в отношении вока среди священнослужителей - христианство, как религия Пастуха и овец его не могла благосклонно относиться хищника. Различие между восточной Европой и западной в частности заключается в разнице християнств - католики подмяли под себя большинство местных верования, а потом железной рукой инквизиции выкорчевали всю ересь. В то время как православные перенесли большинство своих символов и верований в новую веру. Таким образом оборотень несчастный парень, которого девушка или колдунья превратила в волка, а вервольф - сам злой колдун, который вступил в сговор с нечистым и издевается над людьми. Анализ многих фольклорных источников приводит к пониманию, что лікантропія и оборотництво это одна из сторон старинной медали - сознания лесных жителей древней Украины. Другую медаль викарбуємо мы либо уничтожим волков так и не научившись жить в гармонии с природой или, наконец, возьмем себе лучшие черты этого лесного охотника.

 

 

Список использованных источников:

1. Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. - СПб.: Азбука, 2000.

2. «История религии в Украине». Т.1: Дохристіянські верования; Принятие христианства. - К.: Укр.Центр духовного просвещения который. Культуры, 1996.

3. Зап. Т. Данилюк и Н. Баран 1990 г. в с. Нуйно. - Полесская дома: Фольклорно-діалектологічний сборник. (Пособие для учителей) / Упорядочение В. Давидюка и Г. Аркушина. - Вып. И. - Луцк, 1991. - с. 65.

4. Зализняк Л.Л. Новейшие мифы в індоєвропеїстиці Восточной Европы //Археология. - 2002.

5. Зализняк Л.Л. От склавинов к украинской нации. - К. Библиотека украинца, 2004

6. Михаил ГРУШЕВСКИЙ ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. В 6-ти ТОМАХ. http://litopys.org.ua/hrushukr/hrushe.htm

7. Ссимвол "волк", http://www.canislupus.ru/

8. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах. Том 1. - М.: Современный писатель, 1995.

9. Элиаде М. ОБРЯДЫ И СИМВОЛЫ ИНИЦИАЦИИ:БЕРСЕРКИ И ГЕРОИ Перевод Д.Громова по M.Eliade. Rites and Symbols of Initiation. N.Y., 1965.

10. Громов Г. В ратном деле и воинском искусстве http://paganism.ru/

11. Ефремов К. Мифы народов мира:Короли и медведи http://www.znanie-sila.ru/

12. Пашинина Д. Оборотничество и оборачивание http://werewolfs.ucoz.ru/

13. Поярков А. Серый волк http://heathen.narod.ru/

14. Петров Ф.Н. Индоевропейская есхатологическая традиция на материале скандинав ской и зороастріческой мифологии. Известия Челябинского Научного Центра , вып . 1 , 2000

15. Балушок В.Г. Обряды инициаций украинцев и древних славян. - Львов - Нью-Йорк: В-во М.П. Коць, 1998. - 216 с.: ил..

16. «История религии в Украине». Т.1: Дохристіянські верования; Принятие христианства. - К.: Укр.Центр духовного просвещения который. Культуры, 1996.

17. Иларион, митрополит. Дохристианские верования украинского народа.-К., 1992.

18. Давидюк В. Культ волка на Полесье. "Берегиня", от 1-2 '95 (4-5). http://silverwolf.lviv.ua/

19. Вагурина Л.М. «Славянская Мифология. Словарь-справочник»,
М. изд. «Линор & Совершенство». - 1998.

20. Михайличенко Г.Б. Ассимиляция литературно-фольклорного опыта на примере литературной сказки. Ученые записки "ТАВРИЧЕСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА" Выпуск N 6 (45)