Определяя жанрово-стилевые направления в развитии украинского театрального искусства начала XX в., Людмила Старицкая-Черняховская связывала их с творчеством трех великих писателей: Леси Украинки - театр настроения; Владимира Винниченко - социально-психологический и Александра Олеся - символический театр.
Несомненно, уникальным художественным явлением в национальной духовном наследии остается поэтический театр Леси Украинки, которая, по мнению Александра Дорошкевича, лучше всего после Тараса Шевченко сумела нарушить «проблему социального и национального освобождения в ее загальнофілософській трактовке в своих драматических этюдах».
Именно в творчестве поэтессы ли не впервые в украинской драматургии приобретает своего апогея неоромантична интеллектуальная драма, в которой внимание с бытовых обстоятельств переносится на психологию персонажей, описываются сложные и утонченные переживания (подобно пьес Ген-рика Ибсена, Антона Чехова, Гергарта Гауптмана).
Вместе с Иваном Франко, Михаилом Коцюбинским, Владимиром Винниченко Леся Украинка, считая, что украинский читатель уже вырос из крестьянской тематики, пытается привлечь его к усвоению философских, социальных и психологических художественных явлений. Писательница выходит на новые идейные и эстетические рубежи, приближая национальную литературу до мировых сюжетов. Именно благодаря ей в нашей литературе, в частности драматургии, впервые появляются образы Христа, Магомета, Кассандры, Дон Жуана, древних греков и римлян, пуритан и т. п. Глубокое понимание античной культуры и мифологии, библейских легенд обусловило появление в ее творчестве библейских и античных персонажей, которые таили в себе жгучие проблемы тогдашней действительности, а также своеобразные интерпретации вечных образов Прометея, предателя Иуды и т. д.
Беря за основу своих произведений темы и сюжеты не раз обрабатывались крупными писателями, в частности Байроном, Гейне, Ибсеном и другими, поэтесса сумела переселить их на национальную почву, теснее увязав их с национально-освободительной борьбой украинского народа против реакционной системы царизма.
Поднеся украинскую драматургию до мирового уровня, Леся Украинка вместе с тем осталась национальным художником. ее творчество - лучший образец органичного сочетания общечеловеческого с национальным при проектировании проблемы социального и национального освобождения народов в ее загальнофілософському осмыслении (драматические этюды «На руинах», «Вавилонский плен», «Орґія»). Глибоконаціональним произведением, основывается на народной мифологии, остается «Лесная песня», напоминая «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира, «Затопленный колокол» Гергарта Гауптмана, прежде всего, богатством и разнообразием образов, языка, идей, своей прекрасной сказочной символикой, своеобразной национальной экзотикой, за которой виднеется живая современность украинской жизни.
Большой патриоткой показала себя Леся Украинка, создав драматическую поэму «Боярыня». В ней с особой силой зазвучала воплощена в национальном сюжете идея независимости Украины, создан образ женщины с высоким чувством национального достоинства, которая и на чужбине остается украинкой.
Новым для украинской драматургии было трактовка в произведениях Леси Украинки женского вопроса, что отражало и тогдашние прогрессивные взгляды, и феминистское движение за уравнение женщин в правах с мужчинами, который активизировался на рубеже XIX-XX веков.
С эстетической стороны новаторство драматургии Леси Украинки заключалось прежде всего в создании таких произведений, основувались на борьбе идей, мыслей, страстей, мировоззрений, когда главный двигатель сюжета - конфликт - подавался в заключительной, завершающей фазе - накануне катастрофы героя или героев, где диалог строился из острых и кратких реплик в духе немецких экспрессионистов.
Драматическое творчество писательницы приходится как раз на период глубокого разочарования и неверия в искусстве и литературе части прогрессивно настроенной интеллигенции народническими идеалами и появления новых, модерне-соприкасающихся течений в европейском искусстве, что, конечно, сказалось и на поэтике его произведений. Вместе с тем вполне можно согласиться с утверждением Якова Мамонтова о том, что драматургия Леси Украинки «не втискивается в рамки ни одного из европейских литературных направлений и с полным правом может быть названа самобытным украинским классицизмом».
ГРИГОРИЙ СЕМЕНЮК 1997 г.
|
|