Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
ЕВРОПЕЙСКОСТЬ КОЦЮБИНСКОГО

Племянница писателя Михайлина Коцюбинская в одном из интервью сказала, что вырастала «с чувством всеприсутствием» автора «Смеха» и «В дороге». В предисловии к выбранному Михаила Коцюбинского «Хвала жизни!» (1991) она справедливо отмечает, что литературоведы 20-х годов Сергей Ефремов, Павел Филипович, Сергей Козуб, Андрей Музычка, Николай Зеров, Агапий Шамрай, в отличие от исследователей более позднего времени, рассматривали творчество выдающегося писателя на широком и природном фоне европейской культуры. Такой взгляд помогал читателю почувствовать европейскость Коцюбинского, проза которого органически связана с художественными поисками Эмиля Золя, Арне Гарборга, Генрика Ибсена, Мориса Метерлинка, Кнута Гамсуна, Юхана Стрінд-берга.

Проза Коцюбинского начале XX вв. (и здесь бросаются в глаза или не все новеллы, особенно такие шедевры, как «Цвет яблони», «На камне», «Смех», «Он идет», «В дороге», «Intermezzo», повести «Fata morgana», «Тени забытых предков») обозначена новизной тематики, глубинным психологизмом, мастерством словесного живописи, музыкальностью звучания. Натренированный читательское глаз без особых усилий заметит, что Коцюбинский на втором этапе творчества совсем не похож на себя - прозаика 80-90-х годов XIX ст.

Сначала писатель находился в плену традиционной народнической тематике, этнографически-бытового письма, теперь же характерным для его прозы является углубление во внутренний мир человека, умение увидеть скрытую сущность жизненных ситуаций. Одно слово, имеющееся чисто художественное осмысление различных сторон действительности, пульсирования внешне невидимого подтекста, который всегда определяет сущность деятельности личности.

Реализм Коцюбинского, как и вообще неореализм европейских прозаиков XX в., органично сочетается с приемами новоромантичної и экспрессионистической поэтики. Такой органичный сплав художественных подходов к показу жизни определил неповторимость стиля Коцюбинского - художника глибоконаціонального и одновременно близкого к выдающихся представителей европейских литератур новейшей эпохи. Его творчество, продолжив лучшие традиции украинской литературы XIX ст., в то же время усвоила достижения европейского модернизма, что было мощным прорывом национальной словесности в мир европейской культуры.

ХРОПКО ПЕТР
1997 г.