«Весна, весна... на Улице май»,- так начинает одну из своих стихов Грабовский, которая вместе с его письмом и другими стихами была напечатана сначала И. Франком в журнале «Жизнь и слово» под названием «Из дневника невольника», а позже в сборнике «С севера».
Чрезвычайно выразительными штрихами автор воспроизводит весну в далекой Сибири (Грабовский находился тогда в Вілюйську): и в мае здесь «лежат снега, Царит стужа кругом», «Дріма мрачно черный роща», «Густая дымка темных облаков...». Это те отдельные эскизные рисунки, которые создают целую картину весны на месте ссылки поэта.
Своеобразная построение поэзии: в шестирядковій строфе автор мастерски использовал рифмы, повторы (первого и четвертого строк). В целом строфа за смысловым значением делится на две части, каждая из которых в свою очередь построена по принципу контраста, противопоставления:
Весна, весна... на Улице май;
А у нас лежат снега;
Царит стужа кругом...
Весна, весна... а у нас - гай-гай!
Дріма мрачно черный гай
И добавляет скуки.
Однако поэзию «Весна, весна... на Улице май» следует рассматривать не только с точки зрения мастерского воспроизведения Грабовским пейзажа. Она интересна для читателя как человеческий документ, как страница мыслей и чувств поэта-ссыльного. В этом отношении стихотворение «Весна, весна... на Улице май» находится в неразрывной связи с другими стихами, с мыслями, высказанными Грабовским в письме к И. Франко (май, 1895 г.).
П. Грабовский всегда с определенными оговорками писал про личные мотивы в своих произведениях: «Не подумайте, что я плачу или сожалею, что я ищу сочувствия, жалуюсь на судьбу. Наверное, мне тяжело, наверное, я жалуюсь, и не на то, что не имел счастья, а так приходится нівечитись не одному мне сейчас, жалуюсь на те обстоятельства жизни, которые убивают живую душу в человеке и здоровое тело».
Обречена на одиночество живая душа поэта стремится к великой цели - настоящего живого дела, управляемого определенными общественными идеалами. Но на пути к осуществлению этой цели - «обстоятельства жизни» засланца. И становятся по-человечески понятны чувства скуки, безнадежности, наличие «нерозважних дум», что о них говорит Грабовский в поэзии «Весна, весна... на Улице май». Они созвучны тем мрачным рисункам сибирской весны, которые подает здесь поэт.
Тонкая наблюдательность, глубокое чувство, образность характеризуют первую поэзию из цикла «Веснушки». И система тропов, и ритмомелодика подчинены единой цели автора - дать широкую картину пробужденной природы, картину, составленную из отдельных деталей, которые выполняют не только смысловую, но и слуховую и зрительную функции. А сколько настоящего, глубокого, неподдельного лиризма в обращении поэта к ласточке - первой вестницы весны (второе стихотворение цикла «Веснушки»):
Снова, ласточка-сердце.
Ты вернулась, вновь свила
У нас под домом гнездо...
Спой же, где была?
Пейзажи Грабовского - это в основном пейзажи далекой и родной сердцу поэта Украины, от которой навсегда был оторван он ссылкой и которая вошла как отдельный самостоятельный образ в его поэзию. Но следует еще раз подчеркнуть, что картины украинской природы для Грабовского - не самоцель. В большинстве стихов они выступают контрастом к бедственного положения народных масс, до картин горького человеческого страдания.
Восхищение красотой родной Украины не закрывает перед поэтом ни тяжкого современного прозябание ее народа, ни під'яремного существования в прошлом. В поэзии «О, какая же ты грустная, Україно моя...» Грабовский писал:
Не сочиняю песен твоей странной красоте.
Потому что не вижу в современном состоянии;
Распинали тебя все к одному, все.
Кто был господином в крае несчастному.
«Во сне», «Сон», «Заблуждение» - такие названия дает Грабовский тем своим стихотворениям, в которых описываются картины воображаемого счастливого будущего его страны. Сами названия красноречиво свидетельствуют о содержании этих стихов. Воображение, мечта поэта была обманом - и только. На самом деле - муки и ад, «везде - нищета, везде несогласие» на родной Украине. В поэзии «К» он писал:
И выплываешь ты над меня
В той збагнічевій красе.
Что не разрушат, серпе-нене.
Твои пекельники все
В чем же заключалась красота Украины для поэта-революционера Грабовского?
Красоту и силу родной страны поэт видел не в пейзажах, не в волшебных картинах природы, а в народе. О «величии простого народа» пишет он в поэзии «К Руси-Украины». Грабовский выражает здесь уверенность, что величие простого народа воцарится на Руси - то есть придет время, когда народ сам будет определять пути развития страны, свою собственную судьбу.
За часом проклятие.
Мук, кандалов и крови.
Зрадно купленной славы,-
Господа воле идет вслед,
И во главе миросправи
Собственно появится народ! -
писал он в другой поэзии («Надежда»), новообразованием «миро-дела», подтверждая свою веру в великое грядущее, когда дела мира (мира) будет решать народ.
1962 г.
Уважаемая Валентина. Павел Грабовский: Лет. Портрет - К., 1962 - С 45-49.
|
|