В г. 1897 все наши журналы повторили за «Житєм и словом» печальную весть, что где-то там далеко на севере в Сибири пропадает искренний и талантливый поэт-украинец Павел Граб, которого российские власти за юношеские идеалы, за самые порывы юношеского сердца, потому что он еще не имел ни времени, производства случаю, ни силы их выполнить, упекли в северные болота и леса на долголетнюю одиночество и муку души и тела. И эта печальная весть звучала нам так, как гомон прежних мук украинских патриотов из минувших веков и нынешнего столетия,- Павел Граб казался нам эпигоном тех мучеников-виків, которых с трудом забирали из Украины и велели им коротать горькую жизнь в чужбине и в неволе. Вспомнилась нам снова горькая судьба Шевченко, так вот в тридцать лет после его смерти вновь один наш поэт из далекой-далекой, холодной и неприветливой севера прислал нам свои песни, полные искреннего желания добра для Украины и грусти замученной души. Хоть в тех песнях и не было силы Шевченкового слова, но была в них несмотря на другие добрые приметы поэзии - правда, и эта правда сильно поражала читателей сборников стихов Граба п. с. «Подснежник» и «С севера»,а еще больше тех,что из писем Граба знали кое-что о его жизни. Лучшие поэзии Граба суть те лирические, в них он пишет о себе; они с веса на причины, по которым восстали, и на обстоятельства, в которых родились, имеют не только личное значение для поэта, но и более общее; они трогают душу читателя и делают ее вражливою на той скорби, которая мучает поэта и его товарищей и товарок, что не имеют таланта, чтобы объявить сильно свои мысли и чувства; но те стихи требуют некоторых пояснений, некоторые сведения из жизни поэта, чтобы их правдивость и силу понимали все читатели. Потому-то я желал бы познакомить наших читателей поближе с поэтом на основании его писем, которые я мог заполучить, его стихов и тех сведений, которые он временами подавал о себе при случае в журналах.
Посылая свой первый сборник стихов «Подснежник» издателю Косте Паньківському к печати, Грабовский писал: «Убогенький мой «Подснежник», но от чистого сердца... Не ищите в нем сладких благовоний, да и не красочный он; конечно, как всякий подснежник, еле-еле пробился из-под снега на мир... Так что извините! Вздумалось до Божьего света - вот и сложилась сборник. Уже чего стоит, так пусть и поздравляют. Вмещает она большую часть моих самостоятельных произведений; отверг я поэмы, просторные ричи эпические и кое содержания личного, не двинувшись переводов, которые впоследствии думаю издать отдельной книжечкой. Все,что в «Пролиске»,написанное мной,начиная с 1890 года; стихов два-три разве составленные ранее, но затем переработаны - остался один смысл».
Таким способом, поэзии в «Пролиске» надо считать первыми пробами Грабовского; в них действительно находим, как я уже сказал, много молодежных, теоретических взглядов на людей и на мир; он еще не раз стоит на том, что свои личные дела ему, как общественному деятелю, и не приходится говорить, он слишком сознательно понимает, что должен или не должен думать и делать с внимания на общину и на идеалы; но в том же сборнике между длинными не раз стихами на тему общественного счастья мы находим действительно маленькие подснежники, прекрасные лирические стихи, что не обнимают целого света, не падькають над недолей «человечности», а только плачут над недолей конкретных людей, или нескольких, или одного же лица. И вот на тех пролісках мы спинюємося, поражены и тронуты. Сборник посвящен сестре, товарищу скорби Грабовского, которого постигла какая-то незвісна нам злая судьба. Кроме того, в сборнике есть упоминание еще о другие лица, близкие сердцу поэта, и мы, зная его судьбу, далеко больше спочуваємо ему в его личной судьбе, чем в его общественных покликах. Грустью сибирского бора, о который Грабовский писал, веет из некоторых его стихов о природе...
Оцею простоя, а также трагической поэзией кончится «Подснежник». Я не приводил тюремных мыслей Грабовского - они хоть далеко сильнее его гражданских призывов, но их сам Грабовский притьмив своей второй сборник «С севера». Сожалению сказать, что автора чуть не довело до могилы, это дало нашей литературе необыкновенно сильные с каждой стороны тюремные мысли. И хоть в них автор так занимается собой, что ему аж стыдно признаться, однако те его личные поэзии суть справдішніми стихами. В предисловии к этому сборнику он говорит: «Большая часть того, что я собрал здесь воедино, написанная в нынешнем, в 1895 году, а явилась влиянием тех тяжелых душевных болей, которые я пережил последнего времени. Поэтому-то такие грустные, заунывные звуки посылаю к родному краю «с севера» и поэтому-то так много в збірничку личных мотивов, которыми по моему мнению меньше всего должен заниматься певец-гражданин. Но мнение мнением, а чувства почуванням. Может, мне стыдно будет некогда вспомнить о ту слабость внутренних сил, о тот упадок духа, что сплодили подаваемые вот читателю мои розпучні пение, может... Горько подумать, и еще хуже было бы уничтожить без сожаления те выстраданные песни, собственными руками растерзать свое намучене сердце; найдутся людишки, что и без нас «эту барщину отбудут»,- пусть же отбывают! Если бы среди моих хорих воплей искренняя юношеская душа отыскала для себя время и несколько утешительного и отрадного - с меня было бы достаточно».
Так писал Грабовский в июне 1895 г. Он зря боялся, что критика пошматує его намучене сердце; приходится, как говорю, в интересе литературы скорее радоваться Его несчастью. Такая уж судьба поэтов! И зря Грабовский боится, что в его збірничку много личных мотивов; он в тех мотивах - поэт, когда тем временем в стихотворных произведениях на тему скорби человеческой он повторяет старые песни, да и то неладное.
1899 г.
Маковей Осип. Павел Грабовский в документах, воспоминаниях и исследованиях. - К.. 1965.- С 224-228.
|
|