Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы


Один из псевдонимов Грінченкових был - «Часовой», и трудно подобрать другое слово, которое так метко схарактеризувало бы его роль в истории родного края. Действительно, он был стражем, целые десятилетия не сходил с своего тяжелого и ответственного места. И не за то не сходил, что его, как в известной легенде, забыли изменить,- нет, он сам не хотел сходить, сам не хотел бросать тяжелой работы, пока нужны были его руки, его ум и сердце для родного края. Может, никто, как Гринченко, не так чувствовал потребности в тихой, спокойной работе кабинетного ученого; может, никто не тосковал так и не рвался за той жизнью, что дает возможность викристалізовувати чистую мысль; может, никто не понимал так прелести и чистой красоты и не желал напиться ею. Но всего этого ему для себя надо было и он, не колеблясь, отвергает собственные нужды: «скрепя все к счастью порывы», он делает то, что нужно родному народу и невиробленому еще, молодому украинскому гражданству. Он прекрасно понимал приманку и чары красоты - своим собственным стихотворениям уделяет только окрушини своего времени и таланта, как «робітницькому одночинкові». Он, что всегда тосковал по спокойной работой ученого, становится часовым на страже интересов жизни,- а мы же знаем, что на часовых падают конечно первые удары, сыплющиеся со всех сторон вражеские пули. С широкими планами научной работы в голове садился он за популяризацию сведений «о гром и молнию», с невпокійними образами в сердце брался вияснювання национальных потребностей украинцев, к составлению политической платформы, к рассмотрению отношений между национализмом и социализмом. С думами о вечности он приковал себя до текущего момента, можно сказать - распял себя на нем.

Через обстоятельства времени Гринченко больше силы своей отдал писательству; он был, можно сказать, первым профессиональным писателем на Украине. Результаты его труда на этом поле у нас перед глазами: четыре большие повести («Солнечный луч», «На роспутті», «Среди темной ночи», «Под тихими вербами»), несколько драматических произведений («Ясные зори», «Среди бури», «Арсен Яворенко» и др.), несколько десятков рассказов, том стихов и несметная сила публицистических, критических, историко-литературных и популярно-научных трудов, само перечисление которых заняло бы очень много места. Это внешняя, показная сторона его неутомимой деятельности на ниве писательства. Перед ней не подается и внутренняя стоимость этих произведений. Идею, которая всегда стояла перед Гринченко писателем, он выразил в такой коротенькой формулой: «Много есть людей, нет людей-братьев» («Праздник»), добавив к этому в своей повести «Солнечный луч» устами Кравченко, что «народ и интеллигенция - два враждебные лагеря в его родном крае» и надо все силы напрячь, чтобы свести к одной группе эти два враждебные лагеря и «людей-братьев» вытворить. Этой задаче и посвятил Гринченко свою литературную деятельность. Он знает, что народ темный и забитый, много справедливых жалел может поставить в счет интеллигенции, которая еще не совсем скинула с себя господина.

Персонифицированный народ в Гринченко недаром же вот как говорит заместителя интеллигенции:

мысль у меня такая.

Что зробившися господином в этом доме.

Ты бы запряг меня в плуг и опять начал

Так, как отец твой, мной пахать.

(«Фома " Макогон»).

И как высоко ставил Гринченко национальное дело, а ею не ограничивал себя, ставя рядом и задача широкого демократизма, полной эмансипации трудящихся людей, по которой не будет ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых». «Дело национальная украинская,- писал Гринченко в начале 90-х годов,- должен нам быть делом украинского рабочего простонародья». Ради этого он, с одной стороны, не переставая зовет интеллигенцию на путь активной любви к родному краю, к труду для родного народа, с другой - народ образованием поднимает до той степени, на котором бы он мог пользоваться из всех достижений человеческого разума и культуры. Сознательные украинские народолюбці должны, по мнению Гринченко, начать с этой обоюдно-примиренної работы, «силкуючися образование, литературу и вмілості сделать ціло-народным, а не барским только добром, силкуючися, чтобы исчезли позорные назвища «барин» и «мужик», а чтобы выработалась с украинской нации одна национально-самосознательная образованная община» («Письма из Надднепрянской Украины»). В своих белетристичних произведениях Гринченко глазу на глаз сводит заместителей тех «вражеских лагерей» и заставляет их подать друг другу руки на поле совместного труда. По одну сторону стоят у него такие искренние рабочие народного прогресса, как Марко Кравченко («Солнечный луч»), Демид Гайденко («На распутье») и другие; во второй - встают такие фигуры, как Зинка Сиваш («Среди темной ночи», «Под тихими вербами»). Особенно характерна фигура Зинько. Он «думает по-простому, по-мужицки, но его мысли занимают зглибока то, что не дает покоя всем честным душам, всем благородным сердцам, намученим загадкой человеческой жизни, натомленим трудом ради того, чтобы осуществить человеческое счастье». «Людей-братьев» хочет видеть Зинько на земле, правды ищет он, как и Марк с Гордеем, как и сам автор. «За правду стоять» Зинько поклялся, за это на муки шел, с лозунгом «добувайтеся правды» он и умирает. И теперь мы знаем, что не вымысел, не фикция - Грінченків Зинько: много их, таких вот Зеньков, проявилось было последним временам, наполняя тюрьмы, идя на ссылку, умирая-завещанию «добуватись правды» на устах - и, скажем, досрочно перетлілий на огне переходного времени Архип Тесленко был только самым голосистым заместителем этого типа людей, которые по Грінченковому рецепта доходили правды в жизни. Произведения Гринченкови могут быть вообще замечательной иллюстрацией к этому «добывания правды», что одно только и может дать человеку счастье - счастье в исполнении взятой на себя по собственной воле повинности. Ведь недаром Грінченків Марко выражает такой символ веры: «человек живет не одним только собственным, персональным жизнью... Есть у каждого человека святыня, высшее от собственных чувств, от собственного счастья». В жизни видел, конечно, Гринченко и людей, которые не имеют той святыни в душе, он и сам рисовал нам таких людей, как Раденко,- людей во всем разуверившихся, что робко цепляются за жизнь и за его утехи и ужас смерти. Можно сказать даже, что писатель свел тех людей воочию с обстоятельствами, которые требовали жертв, самоотверження, посвящения ради высшей цели, чтобы тем большую цену подчеркнуть этим приметам настоящих людей повинности. «Украина! - говорит горько Раденко, казнив уже бывший идеал правды. - И я когда-то любил ее, молился на нее. Но слушай: ты умрешь - и что тогда тебе Украина? Разве ты ее унесешь с собой в гроб? Не говори мне, что умирают единицы, а народ живет... Что мне, той единицы, из того, что народ будет жить и тогда, как меня кушать хробаччя?» («На роспутті»). И вот на эту же тему вот что сам Гринченко писал в письме к товарищу: «Как именно будет жить наше «я» после того, как исчезнет тело - не ведаю, но знаю наверное, что на этой земле можно и после того жить только одним: сделанным в о имя мира и правды делом. И через то всю жизнь человека, достойного называться человеком, должен идти на то, чтобы это дело сделать - по своей состоянии». Недостаток этой веры и дел «во имя мира и правды» погубил Раденко. И наоборот - вера, живая и мощнейшая вера, и труд «во имя мира и правды» дала нам Гринченко,- того Гринченко, который не боялся смерти и бессмертия искал в той безмерной силе всякой работы, что за свой век он переделал на пользу родному краю.

1911г.

Ефремов Сергей. История украинского писательства. - К., 1995.- С 304-505, 507-509.