Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

БОРИС ГРИНЧЕНКО
С ЛЮБОВЬЮ К ОБЕЗДОЛЕННЫМ

Бориса Гринченко, семнадцатилетнего юношу, благословил в литературу Иван Нечуй-Левицкий, подав первые его стихи в львовский журнал «Мир», где они были опубликованы в 1881 году.

Несмотря на то, что начало творчества Гринченко приходится на период действия пресловутого эмского указа 1876 года, за недолгий век (неполных 47 лет) он написал столько, что его творческое наследие уместилась бы разве что в п'ятдесятитомному издании. Известный украинский писатель Николай Чернявский, отмечая удивительную трудолюбие Гринченко, сказал, что он больше работал, чем жил».

Иван Франко назвал Бориса Гринченко вторым (после Михаила Старицкого) писателем, который пытался проломиться «псевдошевченківські шаблоны» и вывести украинскую поэзию на новые горизонты. Его поэтическое наследие составляют сборники «Песни Василия Чайченко» (1884), «Под сельской крышей» (1886), «Под облачным небом» (1893), «Песни и думы» (1895), «Минуты» (1903) и т.д., В них преподносится любовь к Украине, изображается жизнь украинской интеллигенции, уславлюється героическое прошлое украинского народа, раскрывается колониальная политика царизма.

Весомый вклад писателя и в классическую драматургию. Около десятка социально-бытовых и исторических пьес полюбились зрителям в исполнении таких известных корифеев украинской сцены, как Марко Кропивницкий, Иван Карпенко-Карый, Мария Заньковецкая, Анна Борисоглебская. Это «Степной гость» (1897), «Среди бури» (1897), «На общественной работе» (1898-1899) и другие.

Очень много Гринченко сделал для развития образования. Работая почти десять лет учителем в школах Харьковщины и Екатеринославщины, он отдается культурной-просветительный деятельности, учит крестьянских детей грамоте, становится свидетелем бесправного и нищего положения учителей, многочисленных притеснений и преследований национально сознательных педагогов со стороны великодержавников. Богатейшие наблюдения над школьным жизнью стали толчком для написания рассказов «Непокорный», «Экзамен», «Колокольчик», многих других.

С появлением Гринченко в украинской прозе мощно запульсировала детская тема. Его произведения поражали тонким знанием детской психологии, гуманистическим пафосом, верой в способность подростков преодолеть препятствия к светлой мечты. Большой знаток детской души, художник пытается раскрыть душевные переживания героев в экстремальных ситуациях, показать внутренний мир неординарно мыслящих детей, обделенных судьбой («Украла», «Поджигатели», «Без хлеба»).

Эпическое наследие писателя охватывает около полусотни реалистичных, нередко исполненных трагизма рассказов и повестей о судьбе крестьян, шахтеров, интеллигенции. Вершинным достижением его прозы стали наполнены социальным звучанием повести «Среди темной ночи» (1900) и «Под тихими вербами» (1901), показали изменения в мировоззрении автора.

Кроме художественных произведений Гринченко, значительный интерес вызывают его литературно-критические работы, студии и исследования о творчестве известных украинских писателей - Ивана Котляревского, Петра Гулака-Артемовского, Евгения Гребенку, Пантелеймона Кулиша и других. Он - автор известного четырехтомного «Словаря украинского языка» (1907-1909), отмеченного Российской академией наук премией Николая Костомарова.

После смерти Гринченко Михаил Коцюбинский в письме к жене писателя Марии Загірньої писал: «Пусть будет утешением Вам, как и всей Украине, что он был среди нас, что его большой труд, его большая любовь к народу не сгинут никогда и в них он еще долго будет жить среди благодарных потомков».

ГРИГОРИЙ СЕМЕНЮК