Астрономы утверждают, что вселенная возникла из мелкого зернышка огненной материи, взрыв которого наполнил просторы звездами и планетами, хотя невозможно представить силу, способную вместить программу космоса в одном зерне. Галактика произведений Ивана Франко так же родилась с пылинки огня. На вид обычная окалина,или, как говорят бойки, дзиндра, а на самом деле непостижимая клетка божественного пломеню, «правдивая искра Прометея», залетела из отцовского наковальни еще в детское сердце поэта, взорвалась вулканами любви к труду, к правде, к свободе, заполонила его безграничную душу, обращая ее в множество светил, которые еще и растут, роз'ятрюються, двигаются врозліт, расширяют свои национальные и мировые орбиты. В той искре спресовувався веками национальный и социальный боль украинского народа, недаром же она вибризнула из-под молота в подкарпатской кузнице, но ее прометеевское естество не угадаешь болестями самой только родной земли - в природе Франко дара живет планетарная ненасытимость познания и созидания.
1875 года девятнадцатилетний выпускник Дрогобычской гимназии, сын кузнеца из Нагуевичи, едет поступать на студии до Львовского университета. Пятьсот книг - а такой относительно количества была уже тогда его библиотека - он не мог сразу взять с собой, но творческий багаж был при нем. Сборник любовной лирики, в которой значатся также произведения гражданского плана, обращение (и это очень показательно) до Г. Шашкевича как обновителя галицкой земли, драмы «Три князя на один престол», «Славой и Хрудош», стихотворные новеллы, поэмы - одна, написанная по немецки, о Ромуле и Реме, вторая, по-польски,- о нумідійського царя Ютурту, переводы «Антигоны» и «Электры», «Слова о полку Игореве», нескольких глав Библии, двух песен из «Песни о Нибелунгах», двух песен из «Одиссеи», двух действий с «Урієля Акосты», еще на то время не уличенного містифікаційного «Краледворського рукописи», отрывка из «Махабхараты» под заголовком «Смерть Гідімба». Вот, несомненно, неполный перечень сделанного юношей, который за три года напишет «Каменщиков», вот еще зеленое, но по размерам уже космическое гроздь, которое, созрев, никак не уместится в национальные горизонты. Пусть с того бутона еще не показались красные лепестки революционной страсти, но в этом зародыше Франко дарования уже дрожит жажда охватить и познать мир, вибрирует космогоническая энергия. То, что написал Каменщик, не поддается до сих пор исчислению, и, видимо, не только мы, но и наши потомки будут открывать новые астральные тела в безмерности его литературной и общественно-политической деятельности.
И все же подвиг Франко в мировом писательстве уникальный не просто количеством написанного. Ведь столько же или не намного меньше за страницами создали некоторые драматурги, прозаики, даже поэты, скажем, Лопе де Вега, Лев Толстой, Врхліцький, но создали в более-менее одном жанре, в то время как украинский титан работал с одинаковой новаторской силой и успешностью во всех родах, видах и подвидах литературы и в избыток этого основательными исследованиями обогатил этнографию, фольклористику, историю, эстетику, социологию, политическую экономию, философию.
Микеланджело слова, он не только валит скалы темноты и бесправия, не только покрывает брусчаткой дорогу для свободы и образования, но и витісує возле окровавленного каменярського пути богатырские подобия галицких мужиков, облитые «киплячкою» ненависти к эксплуататоров фигуры бориславских пролетариев, вырезает озаренные любовью к человеку статуи подвижников прогресса и справедливости, гигантские фигуры Рубача, Ивана Вышенского, Моисея, образы революционных интеллигентов, строит памятники десяткам творцов мировой литературы, среди которых - Софокл, Данте, Шекспир, Гете, Пушкин, Мицкевич, Золя, Шевченко, Леся Украинка, ставит на нашей земле первые храмы вавилонской, индийской, еллінській, римской и арабской культурам. И все делается добротно, выковывается в материале неподатливому, и на всем, даже на незаконченных произведениях, будто на скульптором разбуженных, и не выведенных из мраморных глыб рабах, видно печать могучего ума и невтоленого человеколюбия.
Гений Франко - собственно, тем гений, живущий среди нас, в наших мыслях и убеждениях, помогает нашему народу осмысливать свои исторические шаги на протяжении всей дореволюционной эпохи, на каждом этапе экономического и культурного развития ставит перед нами новые требования.
Франко первый в украинской и один из первых в европейской литературе всесторонне и по-настоящему разрабатывает тему труда, трудовой морали, которая развивается позже в одну из ведущих общественных и философских тем мировой культуры. Еще его ученические гекзаметры (1874 год!) зблискують характерным строкой: «Только что вступит наш труд; своим то можем назвать». А в первом своем философском трактате «Поэзия и ее становисько в наших временах» Франко говорит, что духовное праздность - это преступление против гуманности. Каменщик нигде не определяет труд как беззаботные радости или сладкую утеху, наоборот, его максималістська просьба к матери-земле: «дай работать, работать, работать, в праці сконать» имеет скорбное окраску. Однако то героическая скорбь, она отвечает нелегком воспитанию в себе не любой активной свободы, а главного закона человечности, суть которого в том, что безделье - зло, а труд - добро. Труд в понимании Франка - единственное, что способно творить и совершенствовать человеческую душу, спасать ее от ржавления и ломкости, вселять в нее весенние, живые порывы, давать им жизненную силу, чувства достоинства и правды.
И в такую духовную силу может вращаться только труд, в котором живет сознание «ділання для блага общественного», гражданская сознательность, которая не только оправдывает, но и определяет цель и смысл человеческого призвания на земле. Не удивительно, следовательно, что Франко выше книгу Иова, за «Божественную комедию» и за «Гамлета» ставит «Фауста»,произведение хоть «далеко не законченный в артистичнім згляді», но своей главной идеей переломный и основополагающий для новой европейской культуры. В творении немецкого просветителя наш поэт видит «оборот от личных мучений и роскоши к ограниченої, но прочной и твердой труда для общества».
Не надо, однако, думать, что Франко оставался догматиком в этом сложном вопросе, что он требовал полного подчинения индивидуальности вопросом общего блага. Нет, его самого можем сравнить с Фаустом и здесь увидим - Франко с начала жизненной дороги открылось то, что герой Гете познает в конце жизни, но разве избежал дух нашего поэта личных мучений и трагедий, разочарований и страданий, через которые проходит Фауст? Нет, Франко страдает гораздо больше, потому что знает, что высшее благо - это труд для общества, хоть с упрямством Сизифа пытается выкатить из трясины на гору, к солнцу, не каменную глыбу, а целую Галичину, обкислу мещанским и клерикальным болотом, он вынужден пройти через ад насмешек и издевательств со стороны того же галицкого общества, через чистилище неразделенной любви.
Мефистофель, который появляется доведенном до отчаяния лирическому герою «Увядшие листья» «не как мара рогатый с копытами и хвостом, а как приятный господин в плаще и пелерине», не хочет купить его души. Он корит того героя за безбожие и рационализм, то есть за то, что так не нравилось в лице Франка рутенській провинции. Отвергнутый и презираемый верхами общества Франко не теряет фаустівського идеала, ибо становится на службу до низов, до бесправных, гонимых и бедных, но все же не до пролетариев духа.
Он приходит к убеждению: кроме труда, существует внутреннее благо человека, его творческий надих, ее песня, способная хотя бы на некоторое время отрывать душу от земного, колючей, грязной падолу, переносить ее более провалами отчаяния, с вершины на вершину ясной надежды и веры в завтрашний день. Жить только для труда невозможно, как невозможно и даже преступно - всю жизнь петь. В Франковій творчества постоянно выступают две взаимосвязанные силы, которые владеют существом человека и природой общества. Это песня и труд, дух и материя,книга и хлеб. Ставить песню в зависимость от хлеба и проповедовать желудочные ситощі как условие для рождения вдохновенных мелодий и хорошего пения - значит отрицать франковске двоєдиність воли и деяния, приписывать духовном началові подчинительную роль в жизни человека. Мы еще недавно любили повторять порожнясту формулку «будет хлеб, будет и песня», совсем забывая, что не везде, где есть много хлеба, царит песня, что солнце каравая или понікельованого автомобильного колеса может давать свет человеку только тогда, когда его лучи идут через широкие и чистые окна книжек, что бездумная, жестокая и німотна сытость никогда не родит песни правды и свободы.
Одна из главных Франковых идей в том, что «правдивый, живой человек, человеческая единица» является самой большой драгоценностью на земле, потому что она - носитель духа, а дух, «вічний революцьонер», наравне с трудом строит реальную действительность, движет жизнь и не может быть убит ни подлостью, ни оружием. «Еще тот не родился жар, чтобы в нем сгорело вечное дело духа...», но «чей дух земной прилип», то погибнет, потому, вколисаний и усыпленный материальными состояниями, теряет высоты широкого и болезненного мышления.
От первого стихотворения «Народная песня», от «Каменщиков» и «Гимна» к лирике тяжелых и зрелых лет, через некоторые рассказы, пьесы, повести, статьи Франко проводит мысль о том, что духовный мир человека - его самое дорогое достояние. Он признает материалистическое истолкование человеческой души, которое заключается в том, что зло не является врожденной чертой человека - напротив, в ней живет инстинкт доброты, но его заглушает среду, прежде всего всякого рода неравенство, эксплуатация, общественная продажность и лжа.
Не в сердце человеческом зло! А злая основа -
Это глупость и тота прочное строение.
Что здвигнена людьми и их же губит.
Сие зло и тебе прожре.до кости тело.
Чтобы ты возненавидел его и бивсь с ним смело.
Кто со злом не боресь, тот людей не любит.
У Франка борьба со злом всегда связана с любовью к людям. Он призывает к революции во имя той любви, поэт верит, что изменение среды может ублагородити человека, но верит также в искусство, в художественную высоконравственного правду, которая дает человеку силу при любых условиях оставаться человеком, а не рабом чужой или собственной жестокости.
Франко заглянул очень глубоко в массы, в течение, в непохопну и переменную, и все же чем-то очень стабильную и благородную материю человеческого духа. Тот плин душе - будто горная река: утес, отколовшись от горы, не убьет ее, сделает только лучше, создаст веселчастий водопад на ней. «Дух, что тело рвет к бою», дух любви и справедливости, знания и гражданской самопожертвования, веры в счастливую будущность - это дух истинно франковский, каменярський, молодой и победный. И не менее франковский и тот дух, который образовался от каменной преграду на его пути, дух, который жалуется на бессилие, падает, ломается, даже раздваивается, борется сам с собой - и не для того, чтобы страданиями угнетать нас, а наоборот, для того, чтобы показать нам, какие пытки он способен преодолеть и остаться невредимым. В поэме «Похороны»,в лирической драме «Увядшие листья», в сборнике «Из дней печали», наконец в «Моисеи» Франко представляет трагическое лицо того же возвышенного и героического естества, которое ясным лицом сияет в «Вечном революцьонері», «Веснушках», «Думах пролетария», «Свободных сонетах» и многих других стихах.
Люда, люди! Я ваш брат,
Я для вас советов жить.
Своего сердца кровью советов
Ваше горе смыть.
А что кровь не сможет змить.
Сожжем огнем то!
Лишь бороться - значит жить,
Vivere memento!
Сравним этот последний, найбравурніший аккорд «Веснушек» с центральным мотивом сборника «Из дней печали»:
Люди! Дети!
Ко мне! Я люблю вас, всех люблю!
И все сделаю, что будете хотеть!
Крови надо - кровь за вас пролью!
Или дил - я сильный; вековечные скалы
Розторощу, на землю повалю...-
и мы увидим, что это - проявления одного И того же гражданского чувств любви. Пусть во второй раз оно приходит к поэту обсноване паутиной рефлексии, и все же то не бренькотлива мушка, которая должна погибнуть в сетях неверия, а пламя, которое сожжет прочное и самоубийственное плетение пессимистических размышлений. Лирический герой трагического Франко признается только в личном несчастье, его охватывает сожаление, что он, столько труду отдав для общественного блага, для освобождения других, не дочекає лучшей жизни и свободы, и это совсем не означает, что воля и справедливость не придут никогда.
В одном из лучших философских стихотворений, обращаясь к матери-природы, поэт обвиняет ее за то, что она самое совершенное свое творение - человеческую душу - бросает «свиньям под ноги». Ты, говорит он, «в душах накаляешь странные огни, желание и тоску, а потом работаешь изо всех сил, чтобы погасить, здушити, подавит порывы, что ты сама разбудила. Льешь на них действительности холодную воду, куешь в кандалы материализма, разочарованием крепко обжигаешь крылья...» Франко обращается к природе как настоящий материалист, но сетует на «кандалы материализма». Речь идет не о философских, а про реальные законы, которые обращают человека в бездушного пожирателя хлеба, в раба фешенебельных вещей и комфорта; это кандалы,которыми добровольно обковуються те, кому відсихають крыла духовности, кто теряет стремление к идеалу, становится жертвой общественного пессимизма и равнодушия.
Воспевая науку как двигатель прогресса, сравнивая человеческий ум с локомотивом, который тянет вагоны, Франко писал, что тот ум силен лишь до тех пор, пока не сошел с рельсов, значит, до тех пор, пока человек навязывает свою волю технике, машине, слепому залізові. Самыми своими произведениями показал: дорогу прогресса озаряет свет, который возникает из бездны человеческого духа.
Нет для нашего общества, для нашего времени и, думаю, еще долго после нас не будет актуальной идеи по франковске установку, которая говорит, что человек носит вечность в своем воображении, в иллюзиях и мыслях, в муках своей совести, в болях своих чувств, что в человеческих душах мы видим такую же реальную действительность, такие же крупные явления, как в звездах», и что в сфере духа царит, собственно, и самая дорогая разнородность, которая делает людей непохожими, взаимно интересными и этим дает людям основу для их единства, братства и любви.
Служение песни и труда, которые, вроде бы день в ночь, а ночь в день, переходят друг в друга и создают условие для полноценности человеческой жизни,- это первая Франко заповедь. Но ведь есть еще и вторая, такая же сложная и глубокая своей диалектической природой. Это заповедь любви к родине и к человечеству, которая требует одновременно патриотической и интернациональной службы. Любовь к отечеству может быть темной, как неосмислена общественными задачами труд, а прояснитись, усвідомитись, ушляхетнитись то чувство может только тогда, когда будет впитывать в себя любовь к другим народам. Декларируя свое чувства к Украине, Франко спрашивает:
И ли же перечит ся любовь
Той второй, а святой любви
До всех, что льют свой пот и кровь.
До всех, которых гнетуть оковы?
Нет, отвечает поэт. И не один раз он будет отмечать, что нет противоречия между интернационализмом и патриотизмом, наоборот, эти чувства друг без друга вырождаются.
Представляя Шевченко в виде европейского светильника, сделанного из «украинского воска», видя вообще для настоящего «целой образованного человечества» интересного и ведущего писателя в образе дерева, корнями проникает в национальную почву, а кроной - в общечеловеческие небеса, Франко подчеркивает и передает взаимодействие двух не только для литературы, но и для каждого человека необходимых начал жизни и деятельности. Интернационализм Франко - явление на его времена неповторимое. Дело не только в том, что Франко как художественный талант и проницательный ум не вмещается в национальных рамках, что в его произведениях живут представители разных народов, не только украинской, но и российской, польской, немецкой и, собственно, почти всем европейским нациям он, исследуя их писательство, дает дополнительную возможность познать самих себя, что он перезнайомлює и сближает между собой многочисленные древние и современные культуры, что фактически не признает никаких границ в искусстве, а еще и главное в том, что как исповедователь передовых взглядов ломает границы лживого интернационализма вращает туманную и фразерську любовь «ко всем братьям» на строгую науку единения народов на базе общих интересов.
Между молодым и созревшим Франком существует глубокий конфликт, противостояние, которое наукой не изученное, но заметно всякому, кто пробовал рассматривать феномен Каменщика. Матерый социалист, проповедник марксизма вращается в одного из первых и одного из самых проницательных критиков классовой теории общества и тех рецептов, по которым пытались строить позже коммунизм в СССР. В философской работе «Что такое прогресс?» Франко развенчивает социал-демократическую концепцию государства и предсказывает: «Жизнь в Енгельсовій народной государству было бы правильное, ровно, как хорошо заведенный часы. Но есть и в том взгляде некоторые крючки, которые будят серьезные сомнения. Впереди всего и всеможна сила государства навалилась бы страшным бременем на жизнь каждого одинокого мужчины. Собственная воля и собственное мнение каждого мужчины должна была бы исчезнуть, ее разноообразить, потому ану же государство признает ее вредной, ненужной. Воспитание, имея своей целью воспитывать несвободных людей, но лишь пожиточних членов государства, сделалось бы мертвой духовной муштрой, казенной. Люди вырастали бы и жили бы в такой зависимости, под таким присмотром государства, о котором теперь в найабсолютніших полицейских государствах нет и речи. Народная государство произошла бы огромной народной тюрьмой» .
Невозможно читать эти слова без удивления, без содрогания души - ведь это написано о государстве «реального социализма», о нашу командно-административную систему, о режиме хорошо нам известной монопартийной идеологии, которая угнетала народы, держалась на страхе и невинно пролитой крови. Франко заметил так же, что марксизм несет гибель крестьянству, ибо главную роль в общественном развитии кладет на рабочий класс и тем самым несправедливо разъединяет трудовые массы и вообще пренебрегает трудом и привязанностью земледельца к земле.
И все же, несмотря на это драматическое противоборство идей, которое кипело в душе великого писателя, он остался удивительно целостным гением; трещины в том гигантском колоколе не были такими глубокими и сквозными, чтобы голос его сделался сыпучим и раздражающему. Все сочетается в творчестве Франка, как в самой жизни, потому он и был живой жизнью.
Трудно найти в мировой литературе фигура величественной и трагічнішу, больше похожую на Моисея, который сорок лет вел свой народ к обетованной земле, но так и не ступил на нее, чем фигура Франка, что сорок лет был духовным вождем порабощенного украинского народа, но не дождался пришествия свободы. Как поэму «Моисей» конкретизирует и объясняет вступление к ней, так сущность новой украинской истории, источники ее развития и вдохновения, национально-государственные устремления наполняет деятельным смыслу слово Каменщика. Бесспорно, оно выделено еще дальше, во времена, когда свобода и справедливость будут господствовать повсеместно, а человечество будет бороться только против своего варварского прошлого, преодолевая в себе все слабеющие рудименты социальной и национальной ненависти.
Рожденный из страданий украинского народа, сформированный тремя большими силами, а именно творчеством Шевченко, материалистической философией и мировой демократической литературой, Франко сам стал идейной и художественной силой, которая влияет на жизнь новых времен, на выработку нового идеала. Общечеловеческое значение Франко прежде всего в том, что он высказал много мыслей, создал много образов, которые в его времена были мечтой, а в наши - действительностью. Мировой читатель не сможет в будущем обходиться без лучших творений Франка, а то, что они сегодня поэтому читателю малоизвестные,- результат несправедливости, которая существует и будет существовать при распределении культурных достижений человечества, пока все народы не будут равными членами общечеловеческой семьи. Но есть еще другое мировое значение Франко. Оно - в воскресении его отечества. Он пришел, как «розвидняющийся день», и розбудженому Шевченко украинскому народу засветил до революции, национально-освободительной борьбы, помог принять не только радости, но и трудні обязанности участника построения справедливого мира. Франко - это же и есть та сила, которая вмещает в малейшей искре нашего национального сознания программу космоса - код неистребимой любви к труду, к правде, к свободе.
ДМИТРИЙ ПАВЛЫЧКО
1991 г. Франко Иван. Сочинения: В 3 т.- К.. 1991 - Т. И,- С. 8-11.
|
|