Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Аппарат книги, как система ориентации читателя в структуре и содержании издания




Работу с книгой надо начинать с ознакомления с ней. Это даст общее представление о основную тему и идею книги, об особенностях изложения материала, стиль, будет способствовать планированию дальнейшей работы, рациональному распределению времени, выбора найдоцільнішої формы записи содержания прочитанного.

Знакомство с книгой начинается с ее титульной страницы (от лат. titulus - надпись), где обычно указываются фамилия автора, название, очередность издания, город, издательство и год публикации. Иногда отдельные из этих элементов опускаются, а добавляются другие.

Опытному читателю немало может сказать об авторитетности книги фамилия ее автора. Есть много ученых, которые внесли большой вклад в развитие определенной отрасли науки, писателей, завоевавших своими произведениями любовь и признание читателей. В написанных ими книг относятся с особым доверием. Мнение о качестве книги не известного ранее автора состоит уже в процессе работы над ней. Есть книги, которые создаются большими коллективами людей. В них обычно указывается, кто их редактировал или облагораживал. Так, на титульной странице «Словаря иноязычных слов» (К., 1985) указано, что его подготовила к печати Главная редакция Украинской советской энциклопедии, что это издание второе, исправленное и дополненное, что вышла книга под редакцией академика АН УССР А. С. Мельничука. Авторы конечно заботятся, чтобы название книги стала первым ключом к более глубокому осмыслению ее содержания.

Иногда выбор названия произведений становится предметом длительных размышлений; у писателей. Панас Мирный и Иван Билык до того, как остановились на названии романа «Разве ревут волы, как ясли полные», писали его под названиями «Цепкая», «Легкий хлеб», «Разбойник» и др. А позже выдали его еще и под заголовком «Пропащая сила».

Известный драматург И. Кочерга писал, что название при всей своей краткости есть прежде всего синтез, душа произведения и требуется немалое умение, чтобы кристаллизовать в двух-трех словах эту душу.

Учебники и учебные пособия перед изданием рассматриваются и утверждаются соответствующими министерствами, что тоже отмечается на титуле книги. Так, на титульном листе учебников по филологическим дисциплинам для университетов республики помещается гриф: «Допущено Министерством высшего и среднего специального образования УССР в качестве учебника для студентов филологических факультетов университетов».

Внизу на титульной странице указываются город, в котором издана книга, название издательства и год издания. Эти сведения тоже является определенным ориентиром, ведь название издательства дает представление о характере и особенностях содержания книги. Например, политическую литературу публикует издательство «Политиздат Украины», исследования академических институтов Украины - издательство «Наукова думка», вузовские учебники - «Высшая школа», школьные учебники - «Советская школа», научно-популярные брошюры - общество «Знание», художественные произведения - издательства «Советский писатель», «Днепр» и др.

До начала работы с книгой кроме титульной страницы нужно ознакомиться с ее аппаратом. Аппарат (от лат. apparatus - приспособление) - это научно-справочные материалы, их автор, составитель или редактор добавляют, чтобы проинформировать читателей об идейно-тематическое содержание и структуру книги, чтобы объяснить трудные для понимания места, охарактеризовать упоминаемые события и лиц, указать использованную литературу и т.д. Составляющими аппарата книги: аннотация, предисловие и вступительная статья, примечания и комментарии, словарь трудно понятных слов, послесловие, биографическая справка об авторе, указатели, список литературы, содержание.

Информацию, которую добыто при ознакомлении с титульной страницей книги, дополнит аннотация (от лат. annoto - обозначаю), как правило вміщувана на обороте титульной страницы. Это краткая характеристика содержания книги с указанием, на каких читателей она в первую очередь рассчитана. В аннотациях к художественным произведениям иногда подаются еще краткие сведения об авторе.

Предисловия к книгам пишут их составители, редакторы, переводчики или авторы. В предисловиях часто характеризуются исторические обстоятельства и факты личной жизни автора, побудившие к написанию книги. В сборниках определяются принципы отбора произведений для них. В книжках, которые переиздаются, обосновывается необходимость этого, указываются те изменения и дополнения, которые внесены. Например, при издании немецком в 1872 г. и российском в 1882 г. «Манифеста Коммунистической партии» его создатели К. Маркс и Ф. Энгельс совместно написали два предисловия. После смерти К. Маркса в пяти следующих изданий предисловия на немецком, английском, польском и итальянском языках писал Ф. Энгельс. «Манифест» - исторический документ. Поэтому авторы предисловий не вносили в него никаких изменений. Подтверждая правильность общих его положений, они вместе с тем в предисловиях обращали внимание на те отдельные факты, которые со времени появления этого документа уже устарели или изменились. В предисловии к русскому изданию К. Маркс и Ф. Энгельс рассмотрели острое на то время вопрос о возможной роли в общественном прогрессе русской общины и т.д.

И. Франко, готовя к изданию повесть «Захар Беркут», сам написал краткое предисловие, в котором объяснил различие между историческим исследованием и художественной повести. Он, в частности, отмечал, что там, где историк оперирует аргументами и логическими выводами, повістяр должен оперировать живыми людьми, лицами. Далее автор объяснял, что основу повести взяты из истории и народных сказаний, а действующие лица вымышлены. Через 20 лет, готовя второе издание, он добавил к предисловию, что ограничился исправлением языка с учетом достижений ее развития.

Подобную предисловия роль играет в книге вступительная статья. Однако она, как правило, отмечается большим, чем предисловие, объему и глубоким обзором тех проблем, которые ставятся и решаются в книге. ее задача - подготовить читателя к основательного понимания и усвоения материала. Например, в первом томе собрания сочинений П. Тычины в двенадцати томах, вышедшего в Киеве в 1983 г., помещено вступительную статью Л. Новиченко «В поколениях я откликнусь» (Творчество Павла Тычины)». В ней дается основательный обзор жизненного пути и творчества поэта за шесть десятилетий его работы в литературе. Ознакомление с ней поможет глубже осознать содержание, особенности формы и значение написанного П. Тычиной.

Иногда вместо предисловия в конце книги помещается послесловие, которую пишут сам автор, составитель, переводчик, редактор. По содержанию она близка к предисловию, но потому, что читают ее в основном тогда, когда произведение или книгу уже прочитано, в ней отсутствуют советы, как их следует читать. Задача послесловия - дать ответы на те вопросы, которые могут возникнуть в процессе чтения, дополнить, показать значение книги в современной жизни. Если в целом ценной книге автором допущены какие-то фактические неточности или высказаны ошибочные положения, автор послесловия раскрывает их и дает правильное толкование.

В научных сборниках в конце каждой работы иногда подается резюме (от фр. resume) - краткое заключение, перечень ее основных положений.

Иногда в конце книги содержат комментарии (от лат. commentarium - заметки, толкование) -дополнительные сведения об упоминаемых в книге события, исторических деятелей, художников и т.д. В комментариях к художественных произведений иногда характеризуется творческая лаборатория автора, история написания, имеющиеся варианты и редакции, авторские самооценки и суждения критиков. Различают историко-литературные, текстологические, реальные и лингвистические (языковые) комментарии.

В комментариях обычно указываются источник данной публикации, речь идет об изменениях, которые вносили в текст сам автор или редактор и т.д. Например, в уже упоминавшемся первом томе 12-томника П. Тычины в комментариях к стихотворению «Партия ведет» говорится, что он впервые был напечатан в газете «Правда» в 1933 г. и перепечатан в газете «Известия», что поэт его правил и т.д. Здесь же приводится первоначальный вариант стихотворения, указывается, что основной текст приведен по изданию 1954 г. «Избранное».

В реальном комментарии даются фактические справки о время и место описываемых автором событий, расшифровываются имеющиеся в книге аллегории и намеки, даются пояснения об упоминавшихся людей, организации и т.д. Например, в комментариях к стихотворению Тычины «Не Зевс, не Пан...» характеризуются эти персонажи древнегреческих мифов.

Лингвистический комментарий - это преимущественно перевод принятых автором иностранных слов, толкование устаревших или малопонятных высказываний и т.д. Он может подаваться или в конце страницы под основным текстом, в конце книги.

Подобную комментариев роль играют авторские или редакторские примечания, которые подаются или в конце произведения, или внизу страниц как сноски. Они дополнительно разъясняют некоторые положения книги дополняют текст.

Наконец, книги имеют такие элементы, которые ориентируют читателей в их содержании, способствуют быстрому нахождению нужных сведений. Это содержание книги и различные указатели. Конечно книги делятся на главы, разделы, подразделы, что часто имеют свои названия. Приведенные в содержании, они ориентируют читателя в структуре, проблематике и тематике книги. Кроме содержания отдельные книги имеют еще специальные указатели. В сборниках стихов и малых жанров, когда в них много произведений, кроме перечня их в содержании добавляется еще алфавитный указатель, который позволяет быстро найти нужное произведение. Алфавитные указатели есть, например, в Шевченково «Кобзари». Предметные указатели ориентируют в терминах и понятиях, принятых в книге. До многотомных изданий произведений предметные указатели добавляются как отдельные книги.

В собраниях сочинений, антологиях, сборниках, монографических исследованиях вмещают именные указатели. Они помогают находить те страницы, на которых говорится об определенных людей, иногда в них приводятся их имена и отчество, даты жизни, важные факты биографии, названия основных произведений и т.д. Бывают еще указатели географических названий периодических изданий, иллюстраций, псевдонимов и т.д. Например, в каждом из томов «Истории городов и сел Украинской ССР» являются именные и географические указатели.

В учебниках, в книгах на общественно-политические темы и в исследованиях по различным отраслям науки в конце часто подаются списки литературы по соответствующим вопросам. Эти списки могут быть достаточно полными, но чаще это перечень основных или рекомендованных для изучения трудов, которые дают возможность углублять знание. их часто используют при подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ. В семинариях и методических пособиях приводятся списки литературы к каждой из рекомендованных для исследования тем. Поэтому подбирая литературу к какой-то теме, нужно узнать, есть методические пособия, которые помогут рационализировать и облегчить ее изучение.

Надо научиться свободно использовать материалы составляют аппарат книг. После того требуется просмотреть текст книги, чтобы иметь предварительное представление о ней. Этому способствует листание книги, знакомство с композицией и манерой изложения материала, способу оформления, иллюстрациями, таблицами. А такие справочные издания, как энциклопедии и словари, рассчитаны на выборочное, а не на сплошное чтение. Просмотр текста произведения завершается выводом, всю книгу или только отдельные ее разделы нужно глубоко прорабатывать. Этот пересмотр должен привлечь внимание к книге, а еще лучше, когда вызовет настоящий интерес.

Важным предметом постоянного и регулярного чтения культурного человека является периодическая печать - журналы и газеты. Ведь, как писал В. Маяковский,

Газета - это не чтение от скуки,

Газета - наши глаза и руки .

Чтение газеты и журнала также начинается с просмотра названий тех статей, которые в них содержащиеся. Важное значение имеют передовые статьи газет. Следует обращать внимание также на те материалы и информации, которые связаны с вашей специальностью и особенно интересуют вас.