Статья
ИВАН ФРАНКО
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАГИЧЕСКАЯ ДРАМА «УКРАДЕННОЕ СЧАСТЬЕ»
Среди всех пьес Франка самой выдающейся является социально-психологическая трагическая драма из деревенской жизни. В ней показано глубокую правду о горькой судьбе людей галицкого села 70-х pp. Xix в.,поставлен вопрос об общественно-политические причины страдания народа. Идея протеста против социальной несправедливости составляет гражданский пафос драмы. Для художественного воплощения проблематики драматург воспользовался неисчерпаемым источником украинских народных песен.
В «Песни о шандаря» Франко почувствовал большую человеческую драму, порожденную ненормальными условиями общественной жизни. Она и стала для него одним из творческих стимулов к написанию «Украденного счастья».
На самом же деле песня - не основа драмы. Она лишь подсказала драматургу тему, то есть то, о чем следует написать сочинение. Песня и заинтересовала Франко предметом художественного изображения и постановкой определенных идейно-эстетических проблем. Она стала одним из источников творческих исканий писателя - кто же виноват в человеческом горе.
Сюжет песни не был для Франко-драматурга самоцелью, а художественным средством, чтобы раскрыть уже осмысленный художником клубок взаимосвязей и противоречий в обществе.
...В образе Николая Задорожного Франко изобразил галицкого крестьянина-труженика в типичных бытовых и общественно-правовых обстоятельствах тогдашней действительности. С развитием событий Задорожный закономерно выходит на передний план, приобретает глубокого социального обобщения. Осознавая свою правоту, Задорожный в конечном счете вступает в неравную борьбу со своим мучителем-жандармом. Во всех перипетиях драмы, особенно в четвертом действии, показано сложный психологический процесс, изменение в настроениях, психологии Николая Задорожного. Франко подчеркнул в своем герое рост сознания и человеческого достоинства.
Идейно-эстетическая суть образа бедняка Николая Задорожного проявляется в том, что он решился поднять караючу руку на жандарма-обидчика, который разбил его семейную жизнь. Образ Задорожного олицетворяет потенциальные возможности народа, способного на протест против социальной несправедливости. Поступок Николая приобретает политическое значение. К сожалению, в некоторых оценках критиками литературного образа Николая случаются и неправильные мысли.
Другой, не менее сложный образ в драме - Анна. Прямодушная и честная, человек твердых моральных принципов, Анна только после тяжелой внутренней борьбы осмелилась самой себе признаться, что жандарм Михаил для нее все. Отстаивая право на счастье и любовь, она своим поведением бросила вызов обществу. Но, ослепленная вспышкой девичьих чувств, Анна не оценила, что Михаил - это уже не тот прямодушный деревенский парень, каким он был прежде. В этом ее трагическая ошибка, жизненная безысходность. Судьба Анны олицетворяет обездоленность украинского дореволюционного женщин, его стремление вырваться из социальной и семейной неволе.
Драматический образ Анны - один из самых ярких образов женщин-крестьянок в украинской классической литературе. Он воплощает волшебные черты национального украинского женского характера: душевное богатство, ум, вольовитість, честность, искренность, глубокую поэтичность. Родственный с прогрессивной традиции в украинской литературе, самобытный художественный тип Анны Задорожной в определенной степени выражает эстетический идеал писателя.
Сложен также и противоречивый образ жандарма. Печальная досценічна история изображает крестьянского сына Михаила Гурмана жертвой мошеннических действий богачей и сельской администрации. Обида, причиненная ему в прошлом, а особенно деморализующее влияние военной казармы и безнаказанной жандармской службы, сделали из него жестокую и немилосердную человека. Гурман стал не только пропащей силой для своего народа, а жандармом, орудием гнобительського строя. А это - еще ужаснее. Озлобленный, он поставил себе цель любой «відкрасти» когда у него украденное счастье. Нечестным способом, он устраняет с дороги Николая, все время издевается над ним, пренебрежительно и грубо относится ко всем людям, часто безжалостен даже в отношениях с Анной. Он топчет в грязь ее женскую честь. Его аморальные, насильственные поступки вызывают у крестьян страх и возмущение. Только умирая, он проявляет человеческие чувства - берет на себя вину за свою смерть.
Сложная психологическая противоречивость образа жандарма, подчеркиваем - жандарма, а не Михаила Гурмана, обусловила в театральной критике и противоположные взгляды. Некоторые критики, подчеркивая досценічній биографии жандарма, тоже допускают ошибку, когда толкуют фигура жандарма как жертву обстоятельств, черных замыслов злых людей; что, мол, и в жандарма было украденное счастье. Но Михаил выступает в драме не как жертва «злых людей». Это же читатель (и зритель) знает, потому что видит, что не жандарма преследуют, а жандарм преследует невиновного Николая. Пафос драматического действия «Украденного счастья» заключается в остром столкновении противоположных характеров, из которого и рождается идея произведения. Образы драмы «Украденное счастье» действуют по логике своих характеров и обстоятельств, чего в конечном счете не отрицают и авторы статей, в которых пишут о жандарма как о «жертве».
Мы считаем, что текст произведения всех трех списков драмы не дает оснований оправдывать брутальных действий жандарма. Наблюдая тогдашнюю действительность, Франко и рассказал в сочинении о негативном влиянии императорско-королевской власти, как и всего капиталистического строя, на крестьянского парня. Главное, что драматург показывает его в разных ситуациях социальным покручем,оборотнем, злые поступки и мораль которого губительны для народа.
«Украденное счастье» стоит в одном ряду с драматическими произведениями М. Кропивницкого «Титарівна» (по Т. Шевченко, 1890-1902 гг.) и «Заиленные источники» (1895 г.), произведением И. Карпенко-Карого «Савва Чалый» (1899 p.), что разоблачали антинародную суть поступков морально никчемных людей, даже когда они были выходцами из среды народа.
Никто из героев драмы не вышел из борьбы счастливым. Но трагедия, произошедшая в доме Задорожных, обусловила глубокую изменение характеров героев. Она поразила всех крестьян, заставила их задуматься над вопросом: «Кто в том виноват?»
Мотив о получении счастье звучит во всей пьесе. Потеряв надежду на него, Анна в финале отчаянно спрашивает: «Михаил, Мишенька! На кого ты меня покидаешь? Что я без тебя на свете буду делать?» Николай нашел в себе силы и мужество не только успокоить Анну, но и обратиться к ней с вопросом: «Анна, ...разве ты не для кого жить?» Оптимистичный финал с глубоким философским подтекстом указывал на необходимость искать надежных средств в борьбе за счастье для всех. «Целью моих произведений,- писал Франко,- совсем не бывает именно раскрытие ненормальностей жизни, но прежде всего нахождение поэзии и красоты в том ненормальнім жизни, которое складывается у людей разных слоев, и выявления порывов и соревнований до исправления той жизни». На фольклорно-бытовом материале Франко создал психологическую социальную драму трагического содержания.
1967 г.
Білоштан Яков. Иван Франко и театр. - К., 1967.- С. 70-73.
|
|