Статья
ИВАН ФРАНКО
ГЕРОИ И ПСЕВДОГЕРОИ (поэмы «Похороны», «Моисей»)
Если, так сказать, идейным толчком к написанию поэмы «Моисей» были для Франка революционные события в России и на Украине в 1905 p., что вдохновили поэта морально, дали ему политическую воодушевление, предоставили определенной общественной целеустремленности теме и образам поэмы, то внешним импульсом была его путешествие в Италию 1904 г. О ней пишет И. Франко в письме к А. Крымского 18 апреля 1904 г.: «He знаю, получили ли Вы мой привет из Рима. Я отеє неожиданно для себя самого по собрании Научного] ооо[ариства] им. Шев[ченко] отбыл... тринедільну путешествие в Италию (видели Венецию, Рим и Флоренцию), были пару день в Вене».
О том, какое впечатление произвело на Франко пребывания в Италии, пишет в своих воспоминаниях дочь писателя Анна Франко-Ключко: «Уже из Италии папа прислал нам карточки с видами, с восторгом описывая все увиденное. Главной целью был Рим, потом в Неаполь. Папа имел возможность сам осматривать знаменитые произведения Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля и др.:».
Как свидетельствует дочь Франко, наибольшее впечатление на поэта произвела статуя Моисея Микеланджело с гробницы папы Юлия П в церкви Сан Пьетро ин Винколи в Риме. «Папа из поездки,- пишет Г. Франко-Ключко,- привез альбомы с рисунками выдающихся художников и другие достопримечательности, а также образ из статуи Моисея. Этот образ сейчас же повесил у себя в спальне над кроватью».
Что величественная статуя Моисея Микеланджело была импульсом к написанию поэмы И. Франко «Моисей», свидетельствует и современник Франко Михаил Мочульский в своих воспоминаниях «Из последних десятилетий жизни Ивана Франко»: «После путешествия Иван Труш, который издавал тогда «Артистический вестник», просил поэта, чтобы вия написал для его журнала что-то о своем путешествии. Поэт в ответ на его просьбу сказал, что напишет о «Моисее» Микеланджело, который был очень захватил его. Но поэт не написал обещанной статьи, зато написал нам свою величественную поэму «Моисей».
Однако, как увидим далее, И. Франко создал в поэме свой, оригинальный образ главного героя. Весь огромный материал библейских легенд о Моисее, литературу о нем, художественные обработки он перетопив в собственном творческом горниле так, что символический образ древнего пророка набрал совсем новое значение, стал близким и понятным современникам, заиграл новыми гранями и оттенками, что отбивали Франково миропонимания и художественное видение мира.
Смерть Моисея стала тем импульсом, который привел в движение дремлющие народные силы. «Голод духа и ужас одиночества и бездны старой», требования современности и опыт прошлого приводят к огромному взрыву народной энергии, во главе творческого, дерзновенного народа становится новый вождь иисус навин:
А Иегошуа зично кричит:
«К походу! К оружию!»
И тот сорвался крик, как орел,
Над немой толпой.
Покатился эхом до гор:
«К походу! К бою!»
Еще момент - и Иегошуи крик
Гірл сто тысяч повторит;
Из номадов ленивых ся миг
Люд героев сотворит.
Задуднять - и в пустыне песок
На болото замісять,
Авирона камнями побьют,
А Дафана повесят.
В библейской легенде смерть Дафана и Авирона (Абірама) показана, как чудо. Моисей в сопровождении старшин приходит к палаткам Авирона и Дафана и с помощью Бога наказывает их (отворилася земля и поглотила их живьем вместе с семьей и имуществом). Франко же показывает смерть лжепророков и демагогов вполне реалистично, вследствие «элементарного взрыва народного сознания по смерти Моисея».
Знаменательно, как описывает И. Франко нового вождя Егошуа. Это энергичный народный вожак, который вышел из самых низов народа («князь конюхов»), представитель нового поколения. Он призывает народ к походу, к оружию, к борьбе за новую жизнь, за новый мир. И его призыв повторят сто тысяч голосов, потому что он выразил истинные стремления народа, его революционные настроения. Этим образом Франко еще раз подчеркнул, что настоящим вождем народа может быть тот, кто выражает его самые заветные желания и мечты, его прогрессивные идеалы.
Поэма «Моисей» заканчивается триумфом народного дела, за которое боролся Моисей сорок лет, но не нашел в себе мужества и твердости, чтобы завершить ее. Народ, несокрушимый и мощный, не только завершает дело, начатое Моисеем, а идет дальше, сметая Датанов и Авиронов, прокладывая революционный путь социальных изменений и обновлений.
Високопоетичним комментарием к поэме «Моисей» является ее пролог, написанный Франком уже тогда, когда текст поэмы был набран в типографии, как об этом пишет в своих воспоминаниях М. Мочульский. «Я был с поэтом,- пишет Мочульский,- в типографии именно тогда, когда кончился печать «Моисея». Приунывший управляющий типографии К. Беднарский показал поэту, что в начале напечатанной поэмы остается несколько незадрукованих страниц, и советовал написать вступительное слово. Поэт посмотрел на белые страницы и сказал спокойно: «Хорошо, хорошо, я что-то напишу и принесу». И принес на второй день известный пролог».
В прологе к произведению И. Франко словно формулирует его замысел, его идею. В волнующих, вдохновенных строках пролога предстает перед читателем историческая судьба украинского народа, его прошлое, настоящее и будущее.
Поэт выражает глубокую боль по поводу бедственного социального и национального гнета, под которым находится народ, боль за пассивность народа, его отсталость, темноту, непонимание своей роли мощного преобразователя мира.
Когда в поэме «Моисей» И. Франко показал отсталость еврейского: народа, его неспособности подняться до осознания своей исторической роли (в первой половине произведения), раскрыл, в каких муках происходит вызревание его сознания, то, читая пролог, мы видим, что поэт имел в виду свой собственный народ.
В процессе борьбы, мучений, страданий, безверия, разочарований, боли и радости происходило вызревание политического, социального и национального сознания украинского народа.
Поэт высказывает твердое убеждение, что все жертвы, лишения и страдания украинского народа не пропадут напрасно, что народ получит свое счастье и воссоединится в единой свободном государстве.
Важно, что в прологе, написанном в июле 1905 г., Франко еще раз возвращается к проблеме о роли искусства, художественного слова в революционной борьбе масс.
С призывом - использовать могучую силу художественного слова как грозное оружие в борьбе с угнетателями, как организующую и мобилизующую силу - выступает Франко в прологе к поэме «Моисей»:
О, если бы волну вдать, что слова слуха,
И слово вдать, что в славлю ту блаженную
Вздоровлює и огнем живительным буха!
О, если бы песню вдать палку, вітхненну.
Что миллионы порива с собой.
Окрыляет, ведет на путь спасительный!
Такой вдохновенной песней, такими глубокими философскими размышлениями над судьбой своего народа была величественная поэма Франко «Моисей». В образе главного героя поэмы Франко изобразил самоотверженного борца за народное счастье, народного вожака, который все, что имел в жизни самого лучшего, самого дорогого, отдал идее служения своему народу. В образе Моисея находим много черт самого Франка. Одновременно поэт осудил в образе Моисея колебания, сомнения, неуверенность в правильности выбранного пути, которые выросли на почве отсталого сознания народа, что приводят пророка до трагического одиночества и смерти.
Этим самым Франко утверждал мысль, что служение народу возлагает огромные обязанности на человека, требует ее несокрушимой твердости, колоссальной воли и, главное, непоколебимой веры в высокие идеалы человеческого прогресса и революционной борьбы.
1965 г.
Каспрук Арсен. Философские поэмы Ивана Франко. - К., 1965. - С 134-135,158-161.
|
|