Некоторые факты использовал Карпенко-Карый из труда М. Костомарова «История козачєства в памятниках южнорусского народного песенного творчества». В труды Костомарова говорится о том, что дед Саввы Яков Чалый был кошевым на Запорожье. Коронный гетман Иосиф Потоцкий подарил Савве Чалому села Рубок и Степашки. Савва нападал и разрушал запорожские зимовники и даже сжег православную церковь. Изучая исторические материалы, Карпенко-Карый видел, что измена была довольно распространенным явлением среди казацкой старшины, и запорожцы считали измену самым большим и тягчайшим грехом. И поэтому драматург устами Гната Голого камеє:
Нашелся бы другой Сава! Много предателей наступило, что за панські ласощі и приманки бросают свой народ и веру, к другому народу пристают и враждуют там против братьев своих далеко хуже и больше, чем сам враг!..
Карпенко-Карый был также знаком с тем, о чем рассказывал польский историк И. Ролле в очерке «Савва Чаленко». Очерк этот был напечатан в переводе на страницах «Киевской старины», о чем уже было упоминание. В этом очерке читаем:
Назвали Гната Голым том, что при паевании награбленного брал вия себе незначительную часть, остальное же раздавал подчиненным; вообще не любил лишнего и довольствовался чем: куртка из телячьей кожи, баранья шапка, простые козловые сапоги; одна рубашка, вымазанная в жир и деготь, служила ему целый год; ... подольский лошадь, самопал, немного масло в сумке, в кармане табак и трубка, что без нее не мог обойтись более, чем без хлеба и водки... Вот и все его богатство... Еще 1737 года подобрал себе некоторых вич товарищей и «засікся» в Черном лесу. А потом столько желающих сумел созвать быстро «закрома» вернул в «киш». Пограничные (польские) команды хоть и назнали птичку, и подойти к ней не могли; вокруг непроходимая пуща, а пикеты бездельников на деревьях, скрытые между ветками, стреляли по смелых, как по уткам, сами же не подвергалась никакой опасности.
Сохраняя точность в воспроизведении конкретных исторических фактов, верность народного взгляда на измену и на восстания, Карпенко-Карый рисует широкую картину освободительного движения украинского народа в XVII в. против чужеземных поработителей Украины.
Произведение это исторически правдивый, глибокопатріотичний. Идея произведения - преданность народу, прославление борьбы против СОЦИАЛЬНОГО и национального порабощения, осуждение предательства.
Савва Чалый сначала сочувствует страданиям крестьянства, принимает участие в борьбе против польских магнатов, но со временем становится на путь компромисса и предательства. Драматург продуманно и глубоко раскрывает причины соглашательства. Савва становится на путь соглашательства прежде всего потому, что не желает широкого народного движения, не верит в его победу, не верит в народ. Повстанцы, по его мнению,- это темная и грозная стихия, способна принести только «смуту и пожар, и кровь».
И понесут они теперь на Украину и смуту, и пожар, и кровь прольют реками. Без всякой пользы для народа, а потом сами на полях все сконають.
Савва Чалый отстаивает согласие, примирение с польскими магнатами - смертельными врагами Украины, а не решительную борьбу. Не имея возможности сдержать движение крестьянства, что все больше и больше разворачивался, Савва изменяет его. Он переходит на службу к магната Потоцкого за имения и шляхетство. Предательство Саввы, его продажность предопределяют и его гибель, что показана в трагедии как кара именем народа.
Савве Чалому противопоставлено восставших крестьян, казаков и их предводителя Игната Голого.
В образе Игната Голого Карпенко-Карый воплотил лучшие черты украинского народа: верность родине, мужество и отвагу, решимость в борьбе против врагов и ненависть к предателям. Гнат Голый - это могучий человек. Он бьется отважно в первых рядах, не пугается опасности, стойко сносит раны и не боится смерти. Эту несокрушимую силу ему дает осознание того, что только воля принесет счастье народу, что нельзя жить спокойно, без борьбы в мире, где «в роскоши один, а тысячи без хлеба».
Гнат Голый - это один из лучших образов в украинской драматургии XIX в.,- образ несгибаемого борца против социального и национального порабощения, преданного и мужественного патриота,- это героический образ предводителя восставшего крестьянства. В таком же героически-романтическом пляні изображены фигуры товарищей-единомышленников Игната,- гайдамаков Гривы, Молочая, Медведя, Кравчини и безымянного героя гайдамаки, который идет на ужасные пытки без страха, с остроумными, едкими шутками в адрес магната Потоцкого.
В обрисовке образов повстанцев, эпизодов их битвы с войсками Потоцкого видим искусное сочетание реального с романтическим. Правдиво изображенных в произведении фигура деспотического маґната Потоцкого, а также и его ближайшее окружение - шляхтичей-поляков Жезніцького. Яворского, Шмигельского и других. В образе шляхтича Шмигельского драматург правдиво віддзеркалив и раскрыл иезуитскую тактику прислужников магнатов-колонизаторов и политику соглашательства и компромиссов. Шмигельский действует против восставших, прикрываясь маской «людяности». Его соглашательская философия, проповедь компромисса и мира между феодалами-колонизаторами и восставшим народом, в возможность чего он верил, по сути привела его к отстаиванию особой тактики борьбы против «мужиков». Эта тактика заключалась в том, чтобы, как он говорит, «не надо зверя дратувать». Шмигельский пытается предостеречь Потоцкого от крайнего деспотизма, ужасных пыток непокорных крестьян, ибо это может вызвать еще грізнішу волну народного гнева. Он стремится удержать крестьян и казаков от восстания, а когда они все-таки восстали, Шмигельский употребляет коварных меры, чтобы расстроить ряды народных мстителей. Он очень тонко ведет игру с Саввой Чалым: в разговоре с ним Шмигельский постепенно переходит от якобы доброжелательных мыслей о судьбе Украины до откровенной торговли с предателем Саввой по душе восставших.
В сцене страстного словесного поединка Гната Голого с пленным Шмигельським во всей полноте раскрыто враждебность этого шляхтича к народу.
Главные и второстепенные фигуры трагедии «Савва Чалый» - это жизненные, рельефные характеры, реалистичные типы исторического прошлого. Характеры, обрисованные в этой трагедии, раскрывающиеся в напряженных коллизиях, спорах, борьбе, в живом действии, развивается легко и динамично.
Надо вспомнить, что Карпенко-Карый имел предшественника в украинской литературе, который также обрисовал образ Саввы Чалого. Был им М. Костомаров, который в 1838 году написал тоже драму «Савва Чалый». В основу своей драмы Костомаров положил сюжет известной исторической песни о Савву Чалого. М. Костомаров описал Саву совсем иначе, чем Карпенко-Карый. Савва Чалый в трактовке Костомарова - это своеобразный герой-патриот, который желает добра и справедливости для Украины, но в союзе с Польшей, в вассальной зависимости от польского короля. Таких людей было немало у нас на Украине в XVH, ХУШ, XIX и XX веках, что и понятия не имели о самостоятельное украинское государство, а, наоборот, боролись за создание украинского государства в федерации с Польшей или Россией.
1978 г.
Черной Степан. Карпенко-Карый и театр. - Мюнхен - Нью-Йорк; 1978.- С 103.107-108.109-111.113.
|
|