Тема «земли» составляет кульминационную точку драматургии И. Тобилевича, потому что она была близка ему в понимании соціяльному (см. его биографию) и в моральном смысле, то есть она плотно связана с целым мировоззрением его. Украинская критика не раз отмечала большую наблюдательность И. Тобилевича в области аграрных процессов и меткость и сочность его характеристики новых украинских землевладельцев, відогравали роль аккумуляторов аграрного капитала после реформы 1861 года. Действительно, в пьесах первой группы И. Тобилевич очень ярко отразил эволюцию этого персонажа, а вместе с ним и темы «хозяйского колеса» или земли. Волостной старшина, Михаил Михайлович («Бурлака» 1883 г.) и старший сын Окуней,Михаил («Умный и дурак» 1886 г.), это - здирщики и мошенники небольшого, так сказать, волостного (районов на современную терминологию) масштаба. Они наживаются, в основном, из того, что используют свое положение (старшина, старший сын) и свою способность к всевозможным «коммерческих дел»: продают, шинкарюють, орендарюють т.д. В их збагачуванні (капиталистическом росте) еще слишком большую роль відограє личная удача их и счастливый случай. В этих пьесах И. Тобилевича еще не видно закономерному ходу «хозяйского колеса», здесь новый аграрий еще не определил ни системы, ни методы своего непрерывного роста. Тема земли в этих пьесах еще не поставлена на всю ширь ее. Вместе с «героем» здесь ликвидируется и его «социальный эквивалент», его имущество, а средства этой ликвидации такие же незакономірні, случайные, как и средства приобретения: ревизия («Бродяга»), штрап («Умный и дурак») и др.
Далеко шире развертывается тема земли в «Ста тысячах» (1890 г.). Герасим Калитка - это уже эксплуататор уездного масштаба: сегодня в него 200 десятин, я завтра будет 450, потому что он непременно присвоит тот круглый кусочек (250 десятин), что его хозяин Смоквінов «заложил и перезаложив». И патос в Калитки не то, что у его предшественников: те восхищаются мелкой спекуляцией, мошенническими действиями, а Герасим Никодимович - поэт земельной собственности: «Ох земелько, праздники земелько - Божья ты доченька! Как радостно тебя загребать вместе, в одни руки... Легко по своей собственной земле ходит»... и т. д. Конечно и он пользуется всяким случаем, чтобы добыть «денег, денег, денег», ибо без них «землицы не купишь»; но у него уже есть определенная метода эксплуатации, как главного, систематического средства наживы: труд у него начинается, «только на мир благословится», а кончается, когда солнце заходит. При тяжелой работе он не позволяет рабочему съесть лишний кусок хлеба; он максимально экономит на затратах на мастерскую силу, и все же ему кажется, что «наступит день, то работы не видишь, а только слышишь, как губами чавкают». Именно эта суровая эксплуатация и жестокий ежедневный эксплуатация и является постоянным источником его капиталистического достояние, а случай с «сотней тысяч» - это только злополучный эпизод на победном пути нового агрария. Однако тема земли в «Ста тысячах» еще не выходит за уездные границы.
На всю ширь эта тема разворачивается только в «Хозяине» (1900 г.). Терентий Пузырь - это уже хозяин того масштаба, что о нем грезит Калитка: «едешь на день - чья земля? Калитчина. Идешь два - чья земля? Калитчина» и т. д. Пузыря уже знают далеко за своим уездом, он - миллионер, у него уже «орден Станислава 2-й степени на шею» и только «в близких трех экономиях» - 22 000 копен пшеницы. Здесь «хозяйское колесо» уже крутится с максимальным размахом. Пузырь - это настоящий командарм: у него целый штат эксплуататоров разных рангов и специальностей, что тщательно работают по его системе и методике. Один из них, Ліхтаренко, преподносит эту систему Пузиреву почти философски настроенный степень: «Когда-то, говорят, были одважні люди на войне: бились, рубились, жгли, головы катились с плеч, как капуста с початков; теперь нет таких страховой и вся твоя отвага мужа уходит на то, где бы больше заденет... Когда басурман обдирали, а теперь своих родных. Как на войне никого не жалели - потому что ты не убьешь, тебя убьют - так и здесь нечего слюны розпускать: не возьмешь ты, то возьмут с тебя». Пузирева система эксплуатации и наживы значительно шире Калитчину, а метода - далеко сложнее. Правда, Пузырь тоже не чурается «коммерческих дел» (как вот фиктивное банкротство Петьки Михайлова, что должна дать ему за укрывательство Петькиних отар 20 000 прибыли), но это - мелочь, это - между прочим. Далеко более важную роль в Пузиревій системе відограють такие средства, как «тварь бідности», то есть пролетаризація крестьянства через арендования надельных земель, скупка в голодных местах скота и др. Потому что именно эти средства дают ему дешевого рабочего и распирают Пузиреву имение до размеров целого «герцогства». Одного только не усвоил еще Пузырь: індустріялізації сельского хозяйства. На предложение господина Золотницкого - строить на паях сахарный завод - он отвечает: «Я еще до этого не дошел». И берется только поставлять свеклу на завод. Это, несомненно, ошибка: мілійонер-плянтатор 900-х годов должен был иметь сахароварни, как один из крупнейших средств нагромаджування аграрного капитала на Украине. В устах Пузыря такой ответ - анахронизм и непоследовательность.
Украинская критика правдиво также отметила, что в рассмотренных перед этим четырех пьесах И. Тобилевича тема земли подается односторонне: автор с большим мастерством и в малейших деталях показал эксплуататоров, новую земельную буржуазию и почти совсем не вывел на кон тех, кого давит это «хозяйское колесо» и чьим трудом оно крутится: павперизованих и пролетаризированных крестьян. Эпизодические фигуры батраков или даже толпы рабочих (в «Хозяине») очень мало представляют эту часть села и совсем не освещают то другую сторону аграрных процессов 90-х и 900-х годов, еще при жизни И. Тобилевича взрывался в крестьянских восстаниях.
1931 г.
Карпенко-Карый Иван (И. Тобилевич). Произведения: В6 т.- X. - К., 1931.- Т. 6.- С. 193-195.
|
|