Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы


И вновь наша письменность понесло большую казнь. Д[ня] 2 (15) IX б[іжучого] г[оку] умер в Берлине от тяжелой болезни Иван Карпович Тобилевич, широко известный под своим артистическим и литературным прозвищем Карпенко-Карый. Чем он был для Украины, для развития ее общественной и духовной жизни, се чувствует кождый, кто то видел на сцене, или хотя бы только читал его произведения; се поймет кождый, кто знает, что он был одним из отцов современного украинского театра, выдающимся артистом и при том большим драматургом, которому равного не имеет наша литература и в каком отношении ширины и богатства творчества, артистического отделки и глубокого продумання тем, быстрой обсервации жизни и ясного и широкого мировоззрения не равен ни один из современных драматургов не только России, но и других славянских народов.

Его техника, всегда проста и подиктована самой натурой представленных в ней жизненных фактов, со временем под воздействием театральной практики набирает ширины и концентрации; его талант плодит все лучшие цветы и не обнаруживает нигде так частой у других авторов усталости. Он крепко держится родной почвы, разбирает в своих драмах насущные потребности и высшие духовные интересы украинского села в современную эпоху и в древности. Печатная запрет, что не допускала на украинскую сцену интеллигентов и вынуждала писателя обращаться исключительно в крестьянской сфере, и запрет, что стольких украинских драморобів свела на пустые шаблоны, на пережевывание все тех же мотивов любви, пения, танцев и питья водки, была для Ивана Карповича принукою в углубление в душу народа, к зусильної обсервации самых различных сторон народной жизни, раскрывала перед ним все другие, все более широкие перспективы того жизнь и придавала каждой его драме больше, жгучий интерес.

Свое творчество начал Тобилевич драмой «Бурлака», написанной в 1883 г. в Елисаветграде. Всем памятна и драма из театральных спектаклей, сей образ могучего народного борца, твердо и с нараженням своей личности стоит за правду, против эксплуатации и несправедливости со стороны всякой старшины. Всем памятен также скандальный приговор галицкого театрального жюри, которым надгороджено одну совершенно бессвязную пьесу и одну переработку, а устранено между прочим, не достойны премии, талантливую и насквозь оригинальную креацію Тобилевича. Написана в Новочеркасске 1884 г. «Бондаривна» была первой его экскурсией на поле исторической драмы. Автор позволив себе с основой драмы, известной народной песней, обернуться совершенно свободно, перенес акцию с конца XVIH на середину XVII в., нарисовал старосту и Герцеля совсем фантастическими и неверными чертами, но зато в фигурах Бондаря, Татьяны и запорожца Тараса дал хорошие, индивидуально окрашенные типы. В г. 1885 предстает в том же Новочеркасске комедия «Умный и дурак». И вновь контраст между практически-умным мужем и его братом-идеалистом. Рисунок вообще довольно бледный, композиция совсем примитивная. Зато тот же год дал нам искусный произведение, драму в пяти действиях «Наймичка», с такими типами, как, Василий Никитович Цокуль и служанка Харитина, незабываемыми для каждого, кто видел их на сцене. Дальнейшего, в 1886 году был в том же Новочеркасске написан «Мартын Боруля», одна из лучших украинских комедий, и глубоко трагическая история «Бесталанная», рисунок семейного беспорядка в крестьянской избе.

Занятия театром вызвали длинную паузу в драматической творчества Тобилевича; вплоть 1890 г. он вновь отозвался и вновь прегарною комедии «Сто тысяч» с бессмертными типами Герасима Калитки и Бонавентуры Копача. В хуторе Надеждовці, там же, где и предыдущая пьеса, была написана в 1892 г. «Папина сказка,грех и покаяние», драма в 5 действиях, вновь образ семейного разлада с хорошим концом, взят из жизни барских двораків. В г. 1893 в той же Надеждовці был написан «Паливода XVIII века», шутка в 4 действиях, основанный на забавных анекдотах про господина Каньовського, произведение, не продуманный основно, и все-таки довольно сценический.

Протяжении последних лет жизни Карпенко-Карого, начиная 1897 годом, дали нам еще девять драм, к сожалению, не датированных, в которых автор постигает вершины развития своего таланта, и порой проявляет также следы истощения и упадка. На первом месте стоит здесь драма «над Днепром», в которой метко и с большой симпатией охарактеризован то артельное движение между левобережным крестьянством, который взялся был пропагандировать д. Василий Левитский, а контрастом того движения, пронизанного гуманными идеями и при том очень полезного для жизни и экономического состояния обнищавшего и темного крестьянства, является, с одной стороны, эмиграция крестьян на оренбургские степи или на Зеленый Клин, то есть в Уссурийский край, а с другой стороны, рисунок сельских дуків - кулаков, всею силой своего галапасного нутра, всякими инсинуациями и бессмысленными ругательствами реагируют против немилого им артельного движения. Характерно и то, что репрезентант правительства, волостной старшина, убедившись собственными глазами о коррупции и лживость тех сельских дукарів, становится по стороне артельного движения. Центром драмы является Мирон Серпокрил, сын зажиточного крестьянина Павла, человек високоінтелігентний и проникнутый глубокой любовью к крестьянству и жалостных речах к его упадку, который покидает свое правительственное положение и идет на село, чтобы спасать то крестьянство собственным поучениям и примером. Ему приходится ломать первые льды в собственной семьи, потому что отец, слыша безвыходное положение в насквозь здеморалізованій крестьянской сфере, рвется эмигрировать в Оренбурщину, где ему улыбается перспектива 100 десятин на собственность и неограниченной свободы на дремучих степях. Конфликт между отцом и сыном взрывается сейчас при их первой стрічі в такой острій форме, что отец готов прогнать сына из дома. Окончательно драма кончится полной победою Мирона: он добывает себе расположение и доверие победнее крестьянства, основывает артель, быстро начинает развиваться, учит крестьян и крестьянок грамоты и вообще проявляет такую кипучую и неутомимую деятельность, что она по коротком времени исчерпывает его силы и доводит его до смерти. Позже автор доделал другой конец, в котором Мирон доживает полного триумфа: его отец возвращается с Оренбурщини разрушен и находит опору и утешение в той же артели, на которую сразу враждовал так рьяно, а Мирон женится с девушкой-крестьянкой, которой сам дал образование и в которой разбудил для себя энтузиазма любовь. Это самая лучшая, самая идеальная драма Карпенко-Карого, в которой вне лентами вичитуємо науку всей радикальной части русского общества, в который нужно бы начинать ее высоким чувством диктоване, но никакой подготовкой не скрепленное трагическое «хождение в народ».

Грандиозную по своим замысле и по почти безупречном обработке картину великого промышленника и кулака из крестьян с его могучими воздействиями и чисто крестьянской натуре дает нам Карпенко-Карый в своей дальшій драме «Хозяин». Фигура Терентия Гавриловича Пузыря, представленная на фактической основе украинского миллионера-мужика Харитоненко и его окружения, изображенная более эпическим, чем драматическим стилем. И однако искусная драматическая техника предоставляет той драме большую сценическую стоимость и уверяет ей долговечность на сцене. Учет Пузыря изображено мастерски людей его окружения, такого Феногена и Ліхтаренка, а на фигуре Золотницкого, родовитого и богатого господина, автор подал резкий контраст между старым барином и новой плутократією.

Порыв Карпенко-Карого в историческую сферу, не очень хорошо знакомую ему, довело его до написания после «Хозяина» совсем плохой драмы в ХУП в. «Лихая искра поле сожжет и сама исчезнет». Драма порождена более жестокой фантазией, чем артистическим чувством, делает очень досадное впечатление и относится к поронених произведений нашего великого драматурга.

И вслед за сим следуют два произведения, из которых один рисует недавно прошлое чумаки, важный и характерный объявлений украинского народного промысла («Чумаки»), на фоне замечательной галереи искренне народных типов, таких как Настя, не любит ссоры, а всякими инсинуациями и видумками старается заводить ее в ближайшем окрестности, как баба Бушля и два мандровані дьяки-пиворізи, Шкварковський и Мичковський, комические два Аякса украинской комедии. Второе произведение, достойное стать в ряде архітворів нашей литературы, то «Савва Чалый», трагедия с XVIII в., основана на временах упадка и шатание украинского национального чувства, трагедия оборотня, что для личной выгоды идет на службу к врагам и следствием естественной реакции здоровых останков национального жизни погибает в волны, когда его предательские планы, казалось, были близки осуществления. Невзирая на исторический колорит, сим вместе ухоплений автором очень хорошо, драма имела большое значение для современной Украины, плямуючи интенции современного национального ренегатства, и покатилась по театральным досках как могучая проповедь поворота ренегатов к служению своему родному народу и его кровным интересам.

Интереснейшая и высоко драматическая картина «Підпанки» рисует протяжении последних временах крепостничества и господский двор как центр страшной деморализации и самоволья. Господин сам не выступает на сцене, а только его двораки и крестьяне, но однако роль господина и его власти пороков человеческими душами и их честью и совестью изображена глибокоправдивими и меткими чертами. Событие развивается чрезвычайно живо и драматично.

Еще раз потянуло Карпенко в историю XVH века, во времена ославленої руины, и плодом его исследований явилась прекрасная трагедия «Гандзя», символика Украины, шарпаної со всех сторон и доказанной теми, что ее любят, на край погибели. Невзирая на некоторые недостатки композиции, драма делает большое впечатление.

Две протяжении последних пьесы Карпенко, «Суета» и «Житейское море», имеют в значительной степени автобиографический характер. Автор рисует в одной драме семье богатого крестьянина,которого дети подоходили значительной образования, некоторые дошли до почтенных положений и все, кроме старшего Карпа, отбились от села. Действие драмы показывает нам ту семью, собранную во время ферій в батьковім доме. Первые Три действия - верх артистической совершенства в композиции и переводе темы, зато четвертая сходится к степени необременительного карикатуры, напоминает Цеглинського «Папу на обручении» и портит впечатление целости. Драма «Житейское море» далеко слабее и показывает значительный упадок артистических сил автора.

И тем не менее целость драматической творчества Карпенко-Карого наполняет нас чувством удивления к его таланту.

Обнять такой широкий горизонт, заселить его таким множеством живых человеческих типов мог только первостепенный поэтический талант и большой обсерватор человеческой жизни.

1907 г.

Франко Иван. Собрание сочинении: В 60 т.- Т. 37.-С. 874-380.